«Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» - слова из знаменитого «Марша энтузиастов», как ничто другое характеризуют суть Советского государства, возникшего в России в результате грандиозной Октябрьской революции 1917 года.

Человек труда за все тысячелетия истории человечества впервые стал вершителем своей судьбы и судьбы своей страны, а созидательный труд из средства производства стал «делом чести, доблести и славы», как пели граждане Страны Советов.

Неудивительно, что революционные преобразования затронули и сферу денежного обращения Советского государства. Величие труда, опять же, впервые в истории, было запечатлено в денежных знаках. «Никто не даст нам избавленья, Ни бог ни царь и не герой», - с денежных знаков Советской России (с 1922 года СССР) исчезли изображения правителей. Их место занял человек труда – рабочий и крестьянин, а также тот, кто с оружием в руках защищал и отстаивал достижения Великого Октября – красноармеец. Те, кто веками и тысячелетиями находились за кулисами мировой истории, гордо и заслуженно вышли на ее сцену как главные герои, а крестьянский серп и молот рабочего стали символами первого в мире социалистического государства.

Герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики образца 1918 года

Еще в 1921 году перед юной страной Советов встала задача создания полноценной денежной системы. Гражданская война закончилась. Впереди были тяжелые годы восстановления в условиях экономической и политической изоляции, объявленной Советской России капиталистическими странами. По образцу царских монет в 1921 году началась чеканка советской серебряной монеты с новой государственной символикой. На аверсе изображался герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, на реверсе – пятиконечная звезда. Однако, общий стиль монет мало чем отличался от царского времени. Да и поступили эти дензнаки в обращение не сразу. В 1922 году четыре советских государства – РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР заявили о создании нового федеративного социалистического государства – Союза Советских Социалистических Республик. Необходимо было создавать денежную систему уже другого государства – Советского Союза.

В феврале 1924 года согласно Декрету Совета Народных Комиссаров начата чеканка нового ряда советской серебряной монеты. На монетах 1924 года герб РСФСР сменился гербом СССР.

Герб Союза Советских Социалистических республик в редакции 1923 года

А на монетах номиналом в один рубль и один полтинник появились невиданные для дензнаков стран мира того времени композиции. Не герои религиозных мифов, не умершие или здравствующие сильные мира сего, а обобществленные образы трудового человека-созидателя. Новые дензнаки выполняли не только практическую функцию обеспечения денежного оборота, но являлись мощным агитационным средством, пропагандирующим суть нового социально-политического строя.

1 рубль 1924 года1 рубль 1924 года

1920-е годы – время появления искусства социалистического реализма, главными эстетическими принципами которого были народность, идейность и конкретность. Художественные методы этого направления в искусстве подчинялись главной идее – созиданию социалистического общества, путем реализации новой концепции мира и человека. Мир без эксплуатации человека человеком и развитие свободной личности, реализующей себя в созидательном труде на общее благо народа.

Поэтому, изображения на реверсах рублевых и 50-копеечных монет СССР образца 1924 года соответствовали общей концепции новой жизни. «Новая жизнь» - именно так называется аллегорическая и в то же время вполне реалистичная композиция, размещенная на реверсе серебряного советского рубля. Молодой рабочий, обняв за плечо изможденного непосильным трудом на царей и помещиков крестьянина, показывает тому путь к новой жизни, которую аллегорически олицетворяет восходящее над зданием завода лучистое солнце. Вся композиция как бы утверждает слова гимна пролетариев всех стран «Интернационала»: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем». Эта картина на монете станет пророческой. За несколько лет до начала она возвестила о грандиозной сталинской индустриализации, за короткий срок превратившей аграрную Россию в мощную индустриальную державу. Именно тогда, в далекие 1930-е годы нашими дедами «за годы сделаны дела столетий» (как пела великая Любовь Орлова в советском кинофильме 1940-го года «Светлый путь»).

Кузнец на советском полтиннике 1927 годаКузнец на советском полтиннике 1927 года

Не менее яркой получилась композиция на серебряном советском полтиннике. Кузнец, замахнувшийся молотом над наковальней, выбивает из горячего металла искры новой жизни в новой молодой Советской Стране. За основу композиции медальер Васютинский взял свою медаль «Геркулес, убивающий гидру», за которую еще в 1888 году получил звание художника I степени. Только теперь герой античной мифологии превратился в простого советского кузнеца.

Медаль художника Васютинского 1888 года, ставшая основой для изображения на советском полтиннике

В 1923 году в обращение вышла первая советская золотая монета – червонец. На реверсе монеты отчеканена композиция «Сеятель», на которой босой крестьянин разбрасывает семена по полю на фоне восходящего солнца и дымящих труб завода, вестников новой жизни.

Крестьянин-сеятель на золотом советском червонце

В основе композиции – реалистичная, с элементами модерна, скульптура «Сеятель» художника-монументалиста Ивана Шадра.

Скульптура «Сеятель». Художник Иван Шадр. 1922 год

Композиция на червонце создавалась в одном смысловом ряду с аллегорическими картинами на рубле и полтиннике. Золотых монет 1923 года сохранилось немного (по одной из версий большая часть тиража отправилась на переплавку), поэтому на аукционах они появляются нечасто. Однако в 1975-1982 годах в Советском Союзе производилась новодельная чеканка монет, оформлением полностью совпадающих с червонцем (за исключением даты).

Сила и мощь трудового человека, стремление к всеобщему счастью – вот что бросается в глаза любому, взглянувшему на рубль, полтинник и червонец образца 1920-х годов. Эти монеты стали не только надежным платежным средством, предметом пропаганды, но и базой для развития советской экономики, набиравшей обороты. Верно подметил Маяковский, посвятивший денежной реформе 1924 года отдельное стихотворение:

«Теперь, после стольких трясущихся лет -

серебро и твердый казначейский билет.

Теперь под хозяйством деревни и города

фундамент-рубль установлен твердо».

Монеты первых лет советской власти производили сильное впечатление на современников и продолжают удивлять коллекционеров сегодня. И это не удивительно, ведь над дизайном серебряного монетного ряда 1924 года, а также золотого червонца работал выдающийся художник-медальер Гознака, профессор Академии Художеств Антон Васютинский.

В 1931 году Советское правительство отказывается от чеканки серебряной монеты и переходит к выпуску медно-никелевых монет. В обращение выходят монеты номиналом в 10, 15 и 20 копеек с изображением рабочего-молотобойца.

Рабочий-молотобоец на 20-копеечной монете 1931 годаРабочий-молотобоец на 20-копеечной монете 1931 года

На реверсе монеты размещено реалистичное изображение рабочего в фартуке и рубахе с закатанными по локоть рукавами, с молотком в левой руке. Правой рукой рабочий поддерживает щит, на котором указан номинал монеты. Дизайн монет этого ряда был изначально неудачным – цифры номинала были малы и слабо заметны на монетном кружке, да и год чеканки указан неэстетично – прямо у лица рабочего. Кроме того, совершенно неудачно размещено название страны-эмитента: на реверсе, а не на аверсе, вместе с государственным гербом. Именно по этим причинам от чеканки мелочи с рабочим-молотобойцем отказались в 1935 году.

Крестьянин на совдензнаке 15 тысяч рублей 1923 годаКрестьянин на совдензнаке 15 тысяч рублей 1923 года

Красноармеец на совдензнаке 20 тысяч рублей 1923 годаКрасноармеец на совдензнаке 20 тысяч рублей 1923 года

В начале 1920-х годов изображения людей труда впервые появляются на советских банкнотах. Художник-реалист Иван Шадр стал автором образов крестьянина, рабочего и красноармейца на советских банкнотах образца 1923 года.

Сеятель на банковском билете номиналом в три червонцаСеятель на банковском билете номиналом в три червонца

Натурщиками для «денежных» портретов стали простые крестьяне из родной уральской деревни художника. Работавший с подлинной натурой из народа, Шадр создал обобщенные и реалистичные образы людей труда, героев нового времени, ставших главными образами на монетах и купюрах молодого Советского Союза. Реформа 1924 года значительно сократила количество нулей на банкнотах, но портреты работы Ивана Шадра на них остались.

Портрет рабочего на пятирублёвом казначейском билете 1925 года. Художник И.ШадрПортрет рабочего на пятирублёвом казначейском билете 1925 года. Художник И.Шадр

Следующая серия банкнот с реалистичными портретами появляется в 1938 году. Это - рублевая купюра с изображением шахтера, трехрублевая купюра с изображением шагающих красноармейцев и пятирублевка с портретом лётчика.

Один рубль 1938 годаОдин рубль 1938 года

Три рубля 1938 годаТри рубля 1938 года

Пять рублей 1938 годаПять рублей 1938 года

Автором дизайна стал выдающийся художник Гознака Иван Дубасов, разработавший стиль большинства банкнот СССР.

Портрет Ленина на билете Госбанка 10 червонцев. 1937 годПортрет Ленина на билете Госбанка 10 червонцев. 1937 год

В 1937-1938 годах к 20-летию Октябрьской революции на купюрах СССР впервые появляется портрет исторического деятеля - основателя Советского государства В.И. Ленина. Дизайн банкнот принадлежит художнику Гознака Дубасову. За основу изображения Ильича взят портрет работы советского художника Альфреда Эберлинга, написанный в реалистичной академической манере в 1924 году.

Альфред Эберлинг. Портрет В.И. Ленина. 1924 г.

Появившись в 1937 году, портрет Ленина на несколько десятилетий останется на купюрах Госбанка СССР. Других исторических деятелей на регулярных монетах и купюрах Советского Союза не было. Примечательно, что далеко не все в Союзе были согласны с размещением портрета вождя мирового пролетариата на купюрах и монетах. И совсем не потому, что он был кому-то неугоден по политическим взглядам. Совсем наоборот. У Андрея Вознесенского есть пронзительное стихотворение, написанное в год столетия Ильича, «Уберите Ленина с денег», в котором есть и такие строки:

«Ленин – самое чистое деянье,

Он не должен быть замутнён.

Уберите Ленина с денег,

Он – для сердца и для знамён».