Традиция изображать на деньгах профили правителей и выдающихся людей пришла к нам с эпохи античности, когда, сменив лики богов, на монетах появились Дарий I Великий и сатрап Тиссаферн. Вспомним и Александра Македонского, решившего увековечить свой профиль на статерах и тетрадрахмах. Примечательно, что даже после смерти Александра македонские цари еще долгое время выпускали монеты с его именем и портретом. После завоевания Эллады Римом традицию чеканки своего лика продолжили римские императоры. В последующие эпохи портреты монархов на монетах уже прочно утвердились в общественном сознании как символ власти, государственности, а с появлением бумажных денег постепенно переместились на банкноты с водяными знаками.

В России первые портретные изображения на банкнотах стали печатать во 2-й половине XIX века. На 5-рублевой купюре был изображен Дмитрий Донской, на десятирублевой – царь Михаил Федорович, на 25 рублях был портрет царя Алексея Михайловича, а купюры крупных номиналов (50, 100, а потом 500 рублей) украшали образы Екатерины II и Петра I. В народе эти последние банкноты ласково называли «катеньками», «петрушами» или «петеньками». Уже в последние выпуски конца XIX – начала XX в. на деньгах появились портреты Николая I и Александра III. Купюры с царскими портретами оставались в обращении даже в первые годы советской власти.

Царские банкноты 100 и 500 рублей

От царей к вождям

После победы пролетариата, а чуть позже и создания нового союзного государства, советская власть начала осуществлять кардинальные преобразования во всех сферах хозяйственной и культурной жизни. Убирались памятники, вывески, прежние названия – происходил полный демонтаж старой системы и ее ценностей. Все это, естественно, коснулось и денежных знаков. На банкнотах теперь вместо царей и венценосных особ в византийском обрамлении стали изображать «нового человека»: рабочего, крестьянина, красноармейца. Даже образ великого вождя В. И. Ленина не сразу удостоился места на купюрах государственной валюты. Впервые портрет Ильича появился уже после его смерти, на червонцах выпуска 1937 года.

15000 руб., 1923 год; 5 рублей, 1925 год

Первые банкноты с Лениным

Известно, что уже через месяц после смерти вождя в 1924 году управление Гознака отправило многим известным художникам письма с предложением сделать его портрет для размещения на денежных купюрах. За каждый выполненный заказ автору полагалось 500 рублей, за первое место – еще 1 тысяча, а за второе – 500 руб. В списке мастеров были такие выдающиеся личности, как Анненков, Кустодиев, Петров-Водкин, Эберлинг, Малютин и многие другие. Само изображение предполагалось к исполнению в строгом академическом стиле и, как уточнялось, «желательно итальянским карандашом».

Каждый художник рисовал Ильича в присущем себе стиле. К примеру, Ю. П. Анненков представил портрет в духе кубизма, и хотя работа не соответствовала академическим стандартам, автор все-таки получил за нее премию. Как вспоминал сам Анненков, эти деньги оказались ему весьма кстати, когда он уехал в 1924 г. на Международную выставку в Италию и СССР более не возвращался, оставшись жить во Франции. Анненков писал: «…1000 рублей равнялась тогда приблизительно 37 000 французских франков, что в 1924 году являлось для меня довольно полезной суммой. За границей у меня не было никаких связей, и я знал, что мне придется начать мою жизнь сначала». Как бы там ни было, но в конечном итоге победу в конкурсе одержал Альфред Рудольфович Эберлинг: именно его работа была размещена на новых советских деньгах.

Ю. П. Анненков. Портрет Ленина

А. Эберлинг – художник с довольно интересной и загадочной судьбой. В дореволюционном Петербурге он был известен тем, что работал портретистом при дворе Николая II. Эту должность ему предложил знаменитый В. Серов, который в то время являлся придворным художником, но решил покинуть этот пост после событий кровавого января 1905 г. Эберлингу позировали сам император, члены царской семьи, великие князья, приближенные, весь столичный бомонд того времени. Также его кисти принадлежат портреты таких легендарных балерин, как Т. Карсавина, М. Кшесинская, А. Павлова. Помимо живописи Эберлинг увлекался фотографией. Для этой цели он даже приобрел популярную на тот момент портативную фотокамеру Pocket Kodak, представлявшую собой небольшой деревянный ящичек с простейшим объективом и фокусом. С помощью этого аппарата он снял целый ряд живых, динамичных картин из питерской уличной жизни, кадры из Венеции, Константинополя, художественные фото красивых женщин и даже изящные образы в стиле ню.

А. Эберлинг. Прогулка по Литейному проспекту. Петербург. 1899 г.
А. Эберлинг. Придворная дама на Невском проспекте. Петербург. 1899 г.

После победы в конкурсе Гознака Эберлинг стал пользоваться огромной популярностью среди высшего руководства партии. На автора портрета Ильича посыпались заказы от Сталина, Кагановича, Молотова. Художника будто снова стал преследовать рок придворного живописца, но уже в новой, советской реальности. Эберлинга часто приглашали в Москву, селили в лучшие столичные гостинцы. Он был богат, окружен заботой, у него появилось множество учеников и поклонников. Ну а сам знаменитый портрет вождя в эберлинговском исполнении, видимо, настолько пришелся по душе руководству, что был использован потом и на новых дензнаках 1947 года, но уже в качестве водяного знака.

Банкноты 5 и 3 червонцев м использованием портрета А. Эберлинга

Образ Ильича 1947 года

Сразу же после войны советское руководство начало разрабатывать новые советские деньги. Денежная реформа проходила в строгой секретности, даже сообщение в газете «Известия», в котором говорилось об обмене старых рублей, поступило в типографию только в последние часы перед печатью. Подготовкой эскизов занимался талантливый художник Московской фабрики Гознака И. И. Дубасов. Его имя долгое время держалось в тайне и не разглашалось общественности. Зато всему народу были известны его знаменитые образы красноармейца и рабочего на рублевых банкнотах старого образца. И. Дубасов стал автором всех эскизов купюр 1947 года, а оборотную сторону 1 рубля выполнил И. Крылков (кстати, это была дипломная работа художника).

Банкнота 10 рублей. 1947 год

Портрет В. И. Ленина на банкнотах 1947 года воспроизведен по фотоработе знаменитого мастера П. А. Оцупа. По предположениям, это могло быть фото Владимира Ильича 1918 года, где он изображен за рабочим столом в своем кремлевском кабинете. Оцуп к тому времени уже был известным фотографом, снимавшим события Первой мировой, революций 1905, 1917 гг., гражданской войны. В начале века Оцуп работал в журнале «Огонек», а также делал фото многих знаменитостей – С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, Л. Толстого.

Известно, что первый свой снимок вождя он сделал путем небольших ухищрений. Он дозвонился в Кремль и попал на прием к Ленину, чтобы показать какие-то снимки революционного содержания. В конце аудиенции Оцуп предложил Ленину сделать его фото, однако вождь отказался. Как вспоминает сам фотограф, Ленин ответил: «…Не стоит этого делать, снимайте исторические события, массы…». Однако набравшись смелости, Оцуп все-таки внес в кабинет стоявшее в приемной устройство с треногой. Ленин был удивлен: «Ну что с вами поделаешь… Я газету почитаю, покуда вы подготовите аппарат». Но аппарат был готов. И пока Владимир Ильич читал газету, Оцуп уже успел сделать три снимка.

Фото П. А. Оцупа. Ленин за чтением газеты

Хрущевские рубли с Лениным

В 1961 году в СССР была проведена очередная денежная реформа, которую в то время объявили простой деноминацией. Изменился дизайн и уменьшился размер рублевых купюр. Если деньги прежнего образца в народе прозвали «сталинскими портянками», то новые теперь называли «хрущевскими фантиками». Привычный портрет Ленина сменило профильное изображение вождя, созданное на основе барельефа известного скульптора Н. А. Соколова. Над эскизами лицевых сторон новых банкнот работали художники С. А. Поманский, Ю. А. Лукьянов. Оборотные стороны казначейских билетов разрабатывал все тот же И. И. Дубасов, который до 1971 года работал главным художником Гознака. В качестве локального водяного знака крупных банкнот (50 и 100 рублей) тоже использован барельеф Ленина. На мелких номиналах водяной знак был в виде звездочек.

Купюры 10 и 50 рублей. 1961 год

Многими экспертами до сих пор отмечается высокий уровень художественного исполнения советских банкнот. При этом мало кто знает, что образцом для художников Гознака служили все-таки царские деньги последних выпусков с Екатериной II и Петром I. Как вспоминает сын И. И. Дубасова, на столе его отца всегда лежали купюры «катенька» и «петенька», которыми он вдохновлялся, стремился перенять фактуру, стилистику. Может быть, поэтому последние банкноты с барельефом Ленина и сегодня вызывают теплые чувства у людей советского поколения.