Работа по выпуску новых банкнот начиналась с эскизов, для которых привлекли ведущих графиков Гознака: главного художника И.И. Дубасова и его заместителя С.А. Поманского. Оборотную сторону будущей сторублёвки выполнил Юрий Лукьянов. После утверждения эскиза начиналась проработка мелких деталей изображения для того, чтобы перенести их на печатные платы с помощью граверов-художников. Крупные номиналы предполагалось украсить портретом В.И. Ленина. За основу взяли барельеф работы медальера Н.А. Соколова. Работу поручили двум авторам. Развёрнутый влево барельеф для десятирублёвки создала Л.Ф. Майорова. Остальные номиналы получили вариант Н.А. Михеева, на котором Ильич смотрел вправо.

Варианты портрета Ленина на банкнотахВарианты портрета Ленина на банкнотах

Советские граждане не замечали различий в этих вариантах. Но если взглянуть на работы Л.Ф. Майоровой и Н.А. Михеева под увеличением, то можно отметить их особенности. Михеевский вариант ближе к канонам, заложенным древнеримскими скульпторами. Особенно это заметно по форме глазниц, соответствовавшей императорским бюстам. А вот Майорова решила сузить глазницы и получила в итоге характерный ленинский прищур.

Интересной особенностью бумажных денег этого периода является разделение их на два типа: государственные казначейские билеты и билеты Госбанка СССР. Отличие не только в названии, но и в обеспечении. На казначейских билетах указано, что они «обеспечиваются всем достоянием Союза ССР», тогда как банковские билеты сообщали, что они «обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка». Зачем СССР было иметь два эмиссионных центра? Считается, что Казначейство печатает ограниченный объём денег, который требуется внутригосударственной экономике. А эмиссия билетов Государственного банка происходит в рамках формирования финансовой политики государства и обеспечения её устойчивости.

Казначейские билеты образца 1961 года

Кроме номинала и грозного предупреждения о недопущении подделок бумажные деньги СССР имели письменное обозначение номинала на языках всех республик, входивших в СССР. После реформы 1947 года таких было шестнадцать. Реформа 1961 года произошла уже после того, как Карело-Финскую союзную республику понизили в статусе до автономной в составе РСФСР.

1 рубль 1961 года1 рубль 1961 года

Номинал – 1 рубль. Размеры - 105×53. Отпечатаны металлографской прописью по двухцветной типографской сетке с лицевой стороны и орловским способом в пять красок с оборотной стороны. Преобладающий цвет – жёлтый и бежевый.

3 рубля 1961 года3 рубля 1961 года

Номинал – 3 рубля. Размеры - 113×57. Отпечатаны металлографской прописью по двухцветной типографской сетке с лицевой стороны и орловским способом в пять красок с оборотной стороны. Преобладающий цвет – зелёный. В оформлении использована панорама Московского кремля с Водовзводной башней (автор гравюры - Иван Мокроусов).

5 рублей 1961 года5 рублей 1961 года

Номинал – 5 рублей. Размеры - 113×57. Отпечатаны металлографской прописью по двухцветной типографской сетке с лицевой стороны и орловским способом в пять красок с оборотной стороны. Преобладающий цвет – синий. В оформлении использована Спасская башня Московского кремля (автор гравюры - Л.Ф. Майорова).

Банковские билеты образца 1961 года

Максимальное количество обиходных банковских билетов приходилось на 10 и 25 рублей. Более крупные номиналы использовались в повседневных расчётах редко. Бывало для периода 60-х и 70-х годов и такое, что в маленьких населённых пунктах на окраинах огромной страны человек мог прожить всю жизнь, но так и не увидеть сторублёвку.

10 рублей 1961 года10 рублей 1961 года

Номинал – 10 рублей. Размеры - 124×62. Отпечатаны металлографским способом по двухцветной типографской сетке с лицевой стороны и типографской прописью на подложке, выполненной орловским способом в пять красок, с оборотной стороны. Преобладающий цвет – красный. В оформлении использован барельеф В.И. Ленина, смотрящий влево.

25 рублей 1961 года25 рублей 1961 года

Номинал – 25 рублей. Размеры - 124×62. Отпечатаны металлографским способом по двухцветной типографской сетке с лицевой стороны и металлографской прописью на подложке, выполненной орловским способом в пять красок, с оборотной стороны. Преобладающий цвет – фиолетовый. В оформлении использован барельеф В.И. Ленина, смотрящий вправо.

50 рублей 1961 года50 рублей 1961 года

Номинал – 50 рублей. Размеры - 140×71. Отпечатаны металлографским способом по двухцветной типографской сетке с лицевой стороны и металлографской прописью на подложке, выполненной орловским способом в пять красок, с оборотной стороны. Преобладающий цвет – зелёный. В оформлении использован барельеф В.И. Ленина, смотрящий вправо, Сенатская башня Кремля и флаг над зданием Сената.

100 рублей 1961 года100 рублей 1961 года

Номинал – 100 рублей. Размеры - 140×71. Отпечатаны металлографским способом по двухцветной типографской сетке с лицевой стороны и металлографской прописью на подложке, выполненной орловским способом в пять красок, с оборотной стороны. Преобладающий цвет – коричневый. В оформлении использован барельеф В.И. Ленина, смотрящий вправо и Водовзводная башня Московского кремля (автор гравюры - С.И. Афёров).

Водяные знаки бумажных денег 1961 года

Для банкнотного ряда от рубля до четверти сотни в качестве водяного знака использовались ряды тёмных и светлых пятиконечных звёзд. Ряды для однорублёвой купюры могли быть восходящими (наклон вправо) и нисходящими (наклон влево). Обнаружение нисходящего ряда порой вызывало панику у обладателя купюры, так как «знающие» люди запугивали, что это фальшивка. Но бонисты утверждают, что при просмотре большого количества купюр наклон влево, встречается ничуть не реже наклона вправо. А вот если звёзды окажутся перевёрнутыми, перед нами образец производственного брака.

Водяные знаки мелких (слева) и крупных (справа) номиналовВодяные знаки мелких (слева) и крупных (справа) номиналов

Для пятидесяти и ста рублей использовался локальный водяной знак – барельефный профиль Ленина. На предыдущем (дореформенном) банкнотном ряде тоже применяли изображение В.И. Ленина, взятое с портрета кисти А.Р. Эберлинга.

Особенности серий и номеров банкнот 1961 года

Два типа шрифта букв серииДва типа шрифта букв серии

Казначейские билеты имеют один семизначный номер, а банковские – два семизначных номера. Обозначение серии состоит из двух букв кириллицы. Бонисты различают два типа шрифта для данного периода. У первого типа длина букв на несколько миллиметров короче, чем у второго. Номиналы 10, 25, 50 и 100 рублей известны лишь с первым типом шрифта. Для однорублёвой купюры буквы первого типа увеличивают стоимость в 15-20 раз. Коллекционная привлекательность выше у банкнот с двумя большими буквами в серии. В коллекцию очень солидно положить купюру серии «АА», считающейся первой. Особо стоит отметить серии, начинающиеся с буквы «Я» (или «я»). Это серия замещения. Её банкноты предназначены для замены бракованных экземпляров.

Банковские билеты образца 1991 года

«Павловская» реформа 1991 года исключила из обращения банкноты пятидесятирублёвого номинала и сторублёвки. Заменой им послужили аналогичные номиналы нового банкнотного ряда. Целью было сократить избыточную денежную массу, созданную необеспеченными эмиссиями к началу 90-х годов.

Отличия в оформлении рубля 1961 и 1991 гг.Отличия в оформлении рубля 1961 и 1991 гг.

Позже банкнотный ряд расширился купюрами достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей. Однако мелкие номиналы уже не обозначаются, как казначейские билеты. Теперь на купюрах любого достоинства имеется надпись «Билет Государственного Банка СССР». Словно предчувствуя скорый распад страны, с банкнот убирают наименования номиналов на национальных языках. Потеря знакомых с детства, но так и не расшифрованных «Бир Сум», «Бир Сом» и «Бир Манат» не воспринимается населением, как предвестие скорого конца. Рост цен заставил ввести в оборот более крупные номиналы в две и пять сотен рублей. Затем печатаются даже тысячные купюры. На мелких номиналах металлографию сменяет более дешёвый в производстве офсетный способ.

Банковские билеты образца 1992 года

Отличия в оформлении 100 рублей 1961, 1991 и 1992 гг.Отличия в оформлении 100 рублей 1961, 1991 и 1992 гг.

Получивший все полномочия главного эмиссионного центра Банк России продолжает печатать бумажные деньги, эмитентом которых остаётся Государственный банк СССР. На белом поле «1991» сменяется «1992». Исключение представляет сторублёвка, у которой остаётся прежняя дата, но добавляется защитный графический элемент. Последняя линейка банкнот, оформлением напоминающая образцы 1961 года, начинается с пятидесяти рублей. Более мелкие номиналы переведены в монетки. В июле вводится в обращение пятитысячная банкнота, на которой эмитентом уже значится Банк России. Но с неё уже начинается история современных российских банкнот.