Первая модель из линейки «ФЭД» вписала себя в хроники отечественного фотодела в качестве старейшего малоформатного фотоаппарата советского производства. Являясь аналогом немецкого аппарата, эта модель, благодаря высокому качеству, низкой цене и простоте в эксплуатации, считалась в предвоенные годы самой популярной маркой у фотолюбителей Советского Союза.

Где выпускали фотоаппарат «ФЭД»?

Здания мастерских

29 декабря 1927 года на окраине Харькова в двухэтажном тёмно-сером доме началась история детской трудовой коммуны для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей. Её руководителем назначили А.С. Макаренко. Первоначально число воспитанников не превышало полторы сотни. Антон Семёнович настаивал на том, что лучшее перевоспитание – это труд. Но труд не монотонный и отупляющий, а развивающий. Ученик должен интересоваться процессом. Дело должно затягивать его. Поэтому Макаренко искал способы, как наладить в коммуне производство чего-то прогрессивного. В 1932 году мастерские начинают производить электроинструменты, что быстро позволило коммуне перейти на самообеспечение. Требовался следующий шаг. Ещё более эффектный и притягательный. В мастерских решили делать копии немецкого фотоаппарата, что многим тогда показалось невозможным.

И началась новая борьба, сложнейшая советская операция, каких много прошли в эти годы в нашем отечестве. В этой борьбе тысячи разных дыханий, полетов мысли, полетов на советских самолетах, чертежей, опытов, лабораторной молчаливой литургии, строительной кирпичной пыли и… атак повторных, еще раз повторенных атак, отчаянных упорных ударов коммунарских рядов в цехах, потрясенных прорывом. А вокруг те же вздохи сомнения, те же прищуренные стекла очков:

— Лейки? Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!

Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберриций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов.

— Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты.

Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окруженный цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку.Антон Семенович Макаренко «Педагогическая поэма»

Именно выпуск фототехники превратил мастерские в быстро растущее предприятие. Вместо подростков-коммунаров к станкам встали взрослые рабочие. Сюда присылали опытных мастеров с других заводов. Коллектив подготовили к выполнению более важных поручений, поэтому с 1938 года здесь начат выпуск приборов оборонного назначения. Бывшие коммунары и новые работники делают прицелы к снайперским винтовкам, артиллерийские панорамы и окопные перископы. Детское учебно-воспитательное учреждение превратилось в большой комбинат, который в январе 1941 года переориентируют на нужды авиационной промышленности. Первым в новой номенклатуре стал насос впрыска топлива в цилиндры авиационного двигателя. Затем выпуск авиационной техники стал одним из главных направлений. При этом и производство фототехники не останавливалось, а росло. Впрочем, после войны Харьков мог распрощаться с выпуском фотоаппаратов, о чём свидетельствует письмо Председателя Совета Народных Комиссаров УССР Н.С. Хрущёва Народному комиссару вооружения СССР Д.Ф. Устинову.

До сентября 1941 г. фотоаппараты ФЭД выпускались в городе Харькове заводом № 296 НКАП, который в ноябре месяце 1942 года передал всю оснастку, приборы, незавершённое производство и документацию по фотоаппаратам ФЭД и приспособлениям к ним заводу № 237 НКВ.

Учитывая, что завод № 237 не работает над налаживанием производства фотоаппаратов ФЭД, прошу Вас дать указание заводу № 237 передать всю оснастку, приборы, незавершённое производство и документацию по фотоаппаратам ФЭД и приспособлениям к ним, согласно приёмо-сдаточных актов между заводом № 296 НКАП и заводом № 237 НКВ — Укропромсовету, который по нашему заданию организовывает производство фотоаппаратов в г. Киеве.

Прошу Вас также оказать содействие в оснащении производства фотоаппаратуры оптическим оборудованием и контрольно-измерительными приборами.Письмо Н.С. Хрущёва, адресованное Д.Ф. Устинову

Истово жаждущий скорейшего восстановления промышленного потенциала столицы УССР Хрущёв тем самым нарушил правительственные планы по организации выпуска фототехники в других регионах Советского Союза. Из-за его деятельности Казанский (Волжский) оптико-механический завод не получил документацию на «ФЭДы», а ведь там планировали делать под маркой «Волга» аналоги «Contax II» и «Contax III», считавшимися одними из лучших фотоаппаратов того времени. Однако «ФЭДы» уже не удовлетворяют амбиции Хрущёва, добившегося передачи документации «Контексов» в Киев, из-за чего уже почти налаженное там производство «ФЭД» передают в Красногорск. Правда, стараниями того же Никиты Сергеевича «ФЭДы» в Харьков всё же вернули.

Современное здание завода

В дальнейшем на харьковском заводе получили развитие как авиационное направление, так и выпуск фототехники. В 1971 году Харьковский машиностроительный завод вместе с его филиалами (Первомайский механический и Волчанский агрегатный заводы) объединяют в Харьковское производственное объединение «ФЭД». Фотоаппараты линейки «ФЭД» там производили до середины 1990-х гг.

Первые фотоаппараты «ФЭД»

Фотокамера «Leica I»

Появлению серии фотокамер «ФЭД» поспособствовал успех на рынке детища немецкого инженера-оптика и механика Оскара Барнака, работавшего в фирме «Optisches Institut Ernst Leitz». Его малоформатный фотоаппарат «Leica I» (или «Leica A»), разработанный в 1923 году, уже через два года был запущен в серию и произвёл большой фурор в торговле фототехникой. Внутрь металлического корпуса заряжалась кассета с 35-миллиметровой плёнкой, дававшей размер кадра 24×36 мм. Аппарат имел автоматический счётчик кадров с ручной установкой первого кадра, оптический параллаксный видоискатель и обратную перемотку плёнки цилиндрической головкой. Первоначально объектив «Leitz Elmar 3,5/50» был жёстко закреплён без возможности простой замены. Известны также аппараты с объективами «Anastigmat», «Elmax» и «Hektor». Модифицированная «Leica Standard» уже позволяла менять объектив, поэтому фотограф мог пользоваться привычным объективом (фокусное расстояние – 50 мм), широкоугольной версией (35 мм) и телеобъективом (135 мм). Интервал выдержки затвора начинался с 1/20 и доходил до 1/500 секунды с дополнительным значением «Z» («В»). Сам затвор имел матерчатые шторки с горизонтальным движением. Синхроконтактом и автоспуском эта камера не располагала.

Одна из самых первых советских копий

В СССР «Leica» продавалась и была мечтой многих фотографов, но высокая цена делала её недоступной для обычных граждан. Поэтому руководство детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского загорелось идеей не только скопировать заграничный агрегат, но и наладить выпуск собственной фототехники. В честь Феликса Эдмундовича свой будущий фотоаппарат дети решили назвать «ФЭД».

В 1932 году было сказано в коммуне:

— Будем делать лейки!

Это сказал чекист, революционер и рабочий, а не инженер и не оптик, и не фотоконструктор. И другие чекисты, революционеры и большевики, сказали:

— Пусть коммунары делают лейки!

Коммунары в эти моменты не волновались:

— Лейки? Конечно, будем делать лейки!

Но сотни людей, инженеров, оптиков, конструкторов, ответили:

— Лейки? Что вы! Ха-ха…Антон Семенович Макаренко «Педагогическая поэма»

Первые аппараты, полностью готовые к работе, коммунары сделали в 1933 году. Это был полностью ручной труд. Неизвестен точный объём этой партии аналогов немецкой камеры, детально разобранной и тщательно скопированной. Коллекционеры считают, что из неё сохранилось около трёх десятков фотоаппаратов. Под этот процесс создали собственные мастерские. Аппараты имели приставной дальномер. Любая камера из этого выпуска является коллекционным раритетом, имеющим значимую историческую составляющую. Поэтому за ними охотятся не только коллекционеры, но и музеи.

Ранняя модель фотоаппаратов «ФЭД»

Фотокамера «Leica II»

В Германии тоже не собирались почивать на лаврах. Уже в 1932 году начат выпуск модели «Leica II», отличавшейся от предшественницы наличием оптического дальномера, сопряжённого с фокусировкой объектива. Однако встроенный дальномер не был совмещён с видоискателем, поэтому для фокусировки и кадрирования требовались раздельные окуляры. Новая разработка оказалась ещё более популярной, а выпуск различных фотоаппаратов с маркировкой «Leica II» продолжался почти четверть века. Неудивительно, что мастерские в пригороде Харькова оценили новшества данной «Лейки» и решили освоить массовый выпуск именно этой модели.

Таблица классификации Принселля

По общепринятой за рубежом классификации Ж.Л. Принселля (Jean Loup Princelle) все фотоаппараты «ФЭД» делятся на несколько групп с буквенно-цифровым обозначением от «1» до «1g», которые позволяют понять, как выглядит конкретный аппарат, когда он выпущен и в какой диапазон попадает его номер. Ранним советским аналогам камеры «Leica II» присвоено обозначение «1а». Их все можно отличить по отсутствию скобы для фотопринадлежностей (иногда её ещё называют «клемма») на верхней крышке. Всего в эту группу попало около шести тысяч аппаратов.

Разная отделка корпуса «ФЭД»

При внешнем сходстве они отличались множеством особенностей. Самым ярким отличием была отделка корпуса. Чёрной окраске в редких случаях подвергали весь аппарат, иначе верхнюю и нижнюю крышку хромировали, никелировали или оцинковывали. Вместо краски, основную часть корпуса могла покрывать чёрная свиная кожа или ярко-коричневый вулканит. Спусковая кнопка могла быть с резьбой или без неё. То, что процесс находился в стадии отладки, можно понять даже по гравировке номера: число могло иметь предшествующие нули (например, «№0077»), а могло обходиться и без них («№253»). В аппарат ставили шторно-щелевой затвор с матерчатыми прорезиненными шторками и объектив собственной разработки с фокусным расстоянием 50 мм «ФЭД 3,5/50».

Аппарат «ФЭД» со скобой

Следующую модификацию отличает та самая скоба для крепления принадлежностей. В 1935 году название коммуны усложняется: в нём появляется дополнительная строка «НКВД-УССР». В сентябре того же года коммуна отчиталась о выпуске десятитысячного фотоаппарата. Этот успех позволил непрестанно расширять производство, увеличивая объём выпуска. Производству уже было тесно в рамках трудовой коммуны. В 1939 году её преобразуют в комбинат, поэтому изменилась и гравировка: «ФЭД НКВД-СССР Харьковский комбинат им. Ф.Э. Дзержинского». Так как аббревиатура «НКВД-УССР» в названии осталась, то довоенные аппараты часто называют «ФЭД-НКВД». Массовый выпуск сделал искусство фотографии доступным. В магазинах госторговли «ФЭД» в 1937 году продавали за 712 рублей, тогда как цена его немецкого прототипа превышала 2000 рублей. То есть «ФЭД» был примерно втрое дешевле «Лейки».

Фотоаппарат «ФЭД-Б»

Фотокамера «Leica III»

Вышедшая в 1933 году «Leica III», конечно же, манила скопировать и её. Взяв за основу камеру «Leica IIIa» (известную также, как «Leica G»), появившуюся в апреле 1935 года и располагавшую дополнительным значением выдержки 1/1000 секунды, в Харькове начали процесс её копирования. Одной из технических новинок немецкой камеры стал механизм задержки второй шторки затвора, благодаря чему достигались длинные выдержки в диапазоне от 1/8 до 1 секунды. И вот как раз механизм замедления выдержки скопировать не удалось. В дело пошла собственная разработка. Однако качественно реализовать её не получилось.

«ФЭД-Б»

Несмотря на то, что для «ФЭД-Б» уже был подготовлен запас частей механизмов и корпусов, в серию аппарат не пошёл. Существует лишь несколько известных образцов, отличительная черта которых головка для установки сверхдолгой выдержки, расположенная на передней панели рядом с объективом (литеру «Б» в названии камеры не гравировали). В среде коллекционеров эта модель получила прозвище «Генеральский ФЭД». Так как число подлинников уничижительно мало, налажен выпуск «переделок» из распространённой модели «ФЭД-С».

Фотоаппарат «ФЭД-С»

Модифицированный «ФЭД»

Для массового выпуска механизм замедления выдержки из конструкции удалили. Однако остались более светосильный объектив «ФЭД 2/50» и выдержка 1/1000 секунды. Выдержка здесь менялась только при взведенном затворе. Этой модели дали имя «ФЭД-С», но букву «С» к названию на верхней крышке тоже не прибавляли. По подсчётам экспертов в Харькове с 1938 по 1941 год успели выпустить около 20 000 аппаратов данной модификации. Модель не имела самостоятельной нумерации (номер брали из диапазона, использовавшегося и для обычного «ФЭДа»). В среде коллекционеров её называют «Командирский ФЭД». При сборке первых аппаратов частично использовали детали, подготовленные для «ФЭД-Б». Футляры с дополнительной выемкой под головку для установки сверхдолгой выдержки тоже пошли в дело. Дальнейшему выпуску помешала война.

Продукция завода

К концу 1930-х годов бывшие мастерские превратились в полноценный завод по выпуску фототехники. Номенклатура изделий к этому времени уже включала 18 наименований. Кроме непосредственно фотоаппаратов к ним делали сменную оптику, угловые видоискатели, фотоувеличители и наборы светофильтров. Новинкой второй половины десятилетия стал бачок, позволяющий проявлять плёнку при свете. Простота его изготовления сильно помогла заводу отчитываться по всё возрастающим объёмам выпуска продукции, которые требовали из Москвы.

Фотоаппарат «ФЭД-Бердский»

«ФЭД», сделанный в Бердске

Стремительное продвижение немецкой армии вглубь территории СССР заставило правительство задуматься о срочной эвакуации всех предприятий. Харьковский завод ФЭД не стал исключением, и его оборудование перевезли под Новосибирск в город Бердск. Туда же отправились запасные части, корпусы и комплектующие. Главной продукцией завода теперь стали топливные насосы для истребителей Ла-5 и Ла-7. Но за военные годы успели собрать и определённое количество аппаратов (эксперты считают, что они входят в диапазон номеров от 173500 до 184000). Реальное место производства никак не фигурирует на верхней крышке. Там по-прежнему значится Харьков. Но, так как незадолго до войны комбинат преобразовали в машиностроительный завод, то на корпусе могут встречаться два типа названия: «ФЭД НКВД-СССР Харьковский комбинат им. Ф.Э. Дзержинского» или «ФЭД завод им. Ф.Э. Дзержинского. г. Харьков». По конструкции это всё тот же довоенный «ФЭД».

Фотоаппарат «ФЭД-Арсенал»

Аппарат с логотипом

Если не считать ФЭД-Б», то самой таинственной моделью из линейки «ФЭД» остаётся партия, собранная в Киеве и получившая название по месту изготовления «ФЭД-Арсенал». Как было уже сказано выше, стараниями Н.С. Хрущёва производство фотоаппаратов возвращалось на Украину, но не в Харьков, а на столичный завод «Арсенал», куда передали документацию и сохранившийся запас деталей. Собранные там аппараты имели собственную нумерацию и успели обзавестись двумя типами гравировки (название, включающее логотип с серпом и молотом, а позднее оно же без логотипа). В коллекционных кругах имеются сведения лишь о дюжине уцелевших аппаратов. Наименьший известный номер – 00004, максимальный – 00222. История иногда совершает интересный виток: как и самые первые «ФЭДы», эти «Арсеналы» собраны вручную с индивидуальным изготовлением недостающих деталей. На большинстве «Арсеналов» стоит объектив «Индустар-22», однако известен образец с ранним объективом «ФЭД», а также с объективом «Sonnar 2\50» (Carl Zeiss Jena). Часть этой небольшой партии отправили в продажу, а остальными премировали сотрудников за хорошую работу. «ФЭД-Арсенал» - крайне востребованная позиция у коллекционеров, которые очень надеются, что ещё не все аппараты найдены в дедушкиных шкафах и бабушкиных сундуках.

Фотоаппарат «ФЭД-Зоркий»

Красногорская версия «ФЭД»

Документацию передали не только в Киев, но и на Красногорский механический завод (КМЗ), который тоже начал выпуск «ФЭД». Для ускорения процесса на завод отправили не только определённое количество деталей, но и трофейную немецкую кожу, реквизированную у фирмы «Zeiss Contax». Однако на ней имелся знак «Zeiss Ikon», и, чтобы его закрыть, на фотоаппарат сзади прикручивали дополнительную металлическую табличку с гравировкой «ФЭД». В дальнейшем необходимость её размещения отпала. Первые аппараты на верхней крышке кроме номера имели гравировку «ФЭД», год выпуска и трапецеидальную призму – эмблему КМЗ (но без изображения горизонтальных ломанных линий). После между датой и призмой появилось обозначение «Зоркий». Она взято не случайно, так как в период Великой Отечественной войны кодовое слово «Зоркий» использовалось для адресации при отправке на КМЗ телеграфных сообщений. Ранние аппараты не имели выдержки 1/1000 секунды, появившейся только у моделей 1947-1948 гг. Объектив «Индустар-22» изготавливали здесь же, в Красногорске. После модификации фотоаппарату придали новые функции, но эти модели уже выпускали под маркой «Зоркий».

Фотоаппарат «ВТСВС» («ТСВВС»)

Эмблема на верхней крышке

И напоследок ещё один «ФЭД», но очень особенный. Около тысячи фотоаппаратов на базе камеры «ФЭД» выпущены в 1949-1950 гг. предприятиями советской оборонной промышленности. Считается, что документацию кроме Красногорска отправили и на военный завод «Алмаз», основной продукцией которого были комплексы противовоздушной обороны. Однако на нём могли как организовать полный цикл, так и всего лишь осуществлять сборку. Почему у аппарата двойное название? Потому что никто не знает, с какого луча надо начинать расшифровку аббревиатуры. Её можно читать как «Военно-топографическая служба Вооружённых сил», а ещё как «Топографическая служба Военно-воздушных сил». Но последней в составе ВВС не числилось.

Разная отделка корпуса «ВТСВС»

Первоначально аппараты планировались для высокоточной топографической съёмки. Однако они получились столь качественными, что большая часть партии была вручена в качестве подарков при поощрении старшего и высшего командного состава Советской армии. Впрочем, несколько аппаратов в качестве учебного пособия отправили для обучения курсантов в Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище имени генерала армии Антонова (ЛВВТКУ). О съемках на эти камеры непосредственно в войсках пока ничего не известно. Отличием от обычного «ФЭДа» стало внутреннее байонетное крепление Contax, в то время уже применявшееся для линейки фотоаппаратов «Киев» (поэтому применение сменных широкоугольных и длиннофокусных объективов исключалось). Вместо базовых объективов «ФЭД» или «Индустар-22» сюда ставили «Carl Zeiss Sonnar 2/50» или «Carl Zeiss Sonnar 1,5/50». Выдержки 1/1000 секунды «ВТСВС» не имел, остальные значения образовывали стандартный ряд.

Дальнейшая судьба первой модели «ФЭД»

Послевоенный фотоаппарат

В процессе восстановления Харькова туда вернулся и завод имени Ф.Э. Дзержинского. В 1947 году здесь началось производство топливной авиационной аппаратуры, а в конце 1948 или начале 1949 года возобновился выпуск фотоаппаратов «ФЭД» (модель «ФЭД-С» после войны не производили). Завод по примеру КМЗ обзавёлся собственным логотипом, составленным из ФИО Дзержинского. Этот логотип вместе с наименованием предприятия тоже начали гравировать на верхней крышке. Особого внимания заслуживают аппараты, выпущенные в честь важного события, которое отмечено дополнительной гравировкой. На фото выше образец, посвящённый 300-летию единения Украины и России. Вместо собственного объектива теперь в аппарат ставили красногорский «Индустар-10», а потом «Индустар-22».

Одиночный логотип

Чем позднее выпускался «ФЭД», тем реже на верхней крышке указывалось название завода. Ограничивались только логотипом. Последние аппараты этой модели завод выпустил в 1955 году. Далее в Харькове приступили к выпуску «ФЭД-2», но это уже совсем другая история. Сейчас ранние «ФЭДы» (у коллекционеров они часто именуются «ФЭД-1» или «ФЭД-первый», хотя эту цифру в названии никогда не гравировали) можно увидеть в коллекциях советских фотоаппаратов или фототехники со всего мира. Существуют и коллекции, посвящённые различным модификациям «ФЭД», включая различия гравировок или подборку интересных номеров.

Советский аппарат, переделанный в «Leica»

Происхождение от «Лейки» сыграло для «ФЭДа» дурную службу. «Лейка» у коллекционеров ценится куда выше, чем «ФЭД». Поэтому часть советских аппаратов, уехавших на запад, обретает «немецкое гражданство» после переделки в имитацию камеры «Leica». К счастью, массовым это явление пока не назвать. Фотоаппарат «ФЭД» имеет славную историю и поэтому заслужил представать в коллекциях именно в своём обличии.