История советской фотоиндустрии началась с долгого и мучительного подготовительного периода, длившегося до начала 30-х, когда промышленность СССР смогла выпускать свои камеры. До войны делали недорогие модели, чтобы удовлетворить растущий спрос фотолюбителей. В послевоенные годы создавались новые заводы по выпуску фотоаппаратов, почти полностью обновился их модельный ряд. Расцвет фотоинженерной мысли пришелся на 60-е, начало 70-х. В последние годы существования СССР качество камер и разнообразие моделей снижалось.

Советская фотоиндустрия стала мощным средством коммунистической агитации и пропаганды. Дореволюционный фотолюбитель должен был располагать значительными материальными средствами на покупку и обслуживание камеры, иметь навыки обращения с ней и свободное время, чтобы заниматься фотоделом. Фотография оставалась недоступна широким слоям населения, была «искусством для избранных».

После 1917 года фотография «шагнула в массы». Поначалу новой властью была востребована идеологически правильная фотожурналистика. В 1918 году все фотографы должны были зарегистрировать снимки и негативы революционных событий. Не подчинившиеся карались штрафом до 5 тысяч рублей. Постепенно фотодело стало доступно рядовым гражданам.

Развитие советской фотопромышленности после революции 1917 года

Точка отсчета развития фотокинотехники в СССР - декрет о национализации и контроле всей российской фотопромышленности, подписанный В. И. Лениным (1919 г.).

В 20-х, с переходом к индустриализации, увеличивается количество изобретений: зеркальная камера с моноклем В.В. Ковригина, затвор для зеркальной камеры И.С. Приходько, затвор с ирисовой диафрагмой В.И. Терехова, «объектив с жидкой преломляющей средой» Б.И. Шпарбера и т.д.

К концу десятилетия сложилась противоречивая ситуация: выпускали большое количество изданий по теории и технике фотографии, проводились различные конкурсы, росло число фотокружков, а камер СССР на прилавках не было. В ожидании их появления издавались брошюры по самостоятельному изготовлению техники.

Отечественные фотоаппараты 30-40 гг.

«Фотокор-1» (1930 г.) считается первым советским крупносерийным фотоаппаратом, но у него был предшественник.

Фотоаппарат "Фотокор 1" пластиночный, складной, с двойным растяжением меха, ГОМЗ (ЛОМО), СССР, 1930 - 1941 гг.

Страна нуждалась в доступных по цене фотоаппаратах. За выполнение заказа на них, поступившего от Центросоюза в 1929 году, взялась московская артель «Фототруд». Она работала на базе дореволюционных частных мастерских и производила фотопластинки. В артели не было необходимого сырья (его закупали у населения и в других странах), помещений, оборудования (использовали мощности Калужского электромеханического завода). Некоторые этапы приходилось делать вручную, хотя в мировой практике они уже были механизированы. К концу 1929 года удалось сделать 29 камер вместо запланированных 300-500. У коллекционеров модель известна как «ЭФТЭ-1».

Становление фотоиндустрии в СССР проходило не всегда гладко, но в некоторых разработках наша страна не просто шла в ногу со временем, но и обгоняла европейские страны. Например, «Спорт», выпущенный в 1934 году, был первой в мире однообъективной зеркальной камерой (35 мм), первой кинопленочной камерой с вертикальным металлическим шторным затвором. К сожалению, его производство не поставили на поток.

Первый в мире однообъективный зеркальный фотоаппарат «Спорт», СССР, 1934 год.

В 30-40 годах оптическая промышленность СССР сделала мощный рывок. Если к началу 30-х годов отечественных объективов практически не выпускали, то к 1940 году каталог советского оптического стекла насчитывал 73 марки и не уступал иностранным каталогам. Помимо дорогостоящих камер «ФЭД» и «Спорт» стали выпускать недорогие аппараты «Малютка», «Юра», «Смена» и ряд других.

Выпуск фотоаппарата «Смена» начался в 1939 году на «Государственном оптико-механическом заводе имени ОГПУ». До войны «Смена» была шкальным аппаратом с рамочным видоискателем. Пленка (35 мм) сворачивалась в рулончик, так как кассеты в конструкции не предусматривалось. После войны «Смена» стала более функциональной и технически совершенной.

«Смена-1» выпускалась в 1953-1962 годах на ГОМЗ и на Минском механическом заводе. Аппараты были оснащены центральным затвором, перемотки не было. Заряжались две кассеты сразу - подающая и принимающая. Корпус более легкий и удобный. «Смена-6» (1961-1969 гг.) отличалась более светосильным объективом. У «Смены-8М» (1970-1995 гг.). появилась функция обратной перемотки пленки, наводкой резкости не только по шкале расстояний, но и по шкале символов. «Смена-8М» занесена в книгу рекордов Гиннесса как самый массовый фотоаппарат в мире.

Малоформатный шкальный фотоаппарат «Смена», ГОМЗ (Ленинград), 1939-1941 гг.

Фотоаппарат «Смена 8М», ЛОМО, СССР, 1970-1990 гг.Фотоаппарат «Смена 8М», ЛОМО, СССР, 1970-1990 гг.

Во время Великой Отечественной войны заводы оптического стекла старались сделать производство максимально технологичным, чтобы в условиях дефицита сэкономить время и ресурсы. Эти новшества дали основу бурного развития фотопромышленности, когда страна перестраивалась на мирные рельсы.

Производство фотокамер в СССР после Великой Отечественной войны

После войны воспроизводятся и совершенствуются лучшие образцы трофейных фотоаппаратов. В 1946 году появились складная камера «Москва», двухобъективная зеркалка «Комсомолец» - предшественница «Любителя» (1950-1979 гг.). Из довоенных продолжили выпуск «ФЭД» и пластиночных деревянных камер типа «ФК», которые использовались в фотоателье.

Фотоаппарат «Комсомолец» со счетчиком кадров, 1946 год

Фотоаппарат «Любитель-1», ЛОМО, СССР, 1950-1956 гг.Фотоаппарат «Любитель-1», ЛОМО, СССР, 1950-1956 гг.

В 1952 году советским фотолюбителям стал доступен зеркальный малоформатный фотоаппарат «Зенит», который собирали на Красногорском механическом заводе. Прообразом «Зенита» был «Зоркий», выпуск которого начался в 1948 году.

Малоформатный дальномерный фотоаппарат «Зоркий», СССР, 1948-1956 гг.

Фотоаппарат «Зенит-3», СССР, 1960-1962 гг.Фотоаппарат «Зенит-3», СССР, 1960-1962 гг.

«Золотой век» советского фотоаппарата пришелся на 60-е гг. К началу 60-х появляются новые заводы, выпускающие фотоаппаратуру, расширяется ассортимент моделей. Появляется шкальная камера «Эстафета», однообъективная зеркалка «Салют», дальномерная камера с жестко встроенным объективом «Юность», шкальный полуформатный «Микрон» и ряд других. Пришла эпоха автоматизации съемочного процесса, который стал возможен с выпуском 35 мм камер.

Фотоаппарат «Микрон», Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», СССР, 1968-1985 гг.Фотоаппарат «Микрон», Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», СССР, 1968-1985 гг.

Наряду с конструированием моделей, соответствующих уровню зарубежной техники, выпускали аппараты с незначительным усовершенствованием предыдущих версий, откровенно слабые. Например, камера «Весна» (1962-1964 гг.) была аналогом «Смены», далекой от совершенства.

К концу 60-х стал чувствоваться избыток изготовления фотоаппаратов. В 70-е гг. качество сборки камер явно отличалось от образца к образцу. Основная причина – отсутствие рыночной конкуренции. Потребители были вынуждены покупать то, что есть, так как альтернатива отсутствовала, а иностранная техника была практически недоступна. Общественность выплескивала свое недовольство на страницах журнала «Советское фото».

К середине 70-х камеры упрощаются, сложные и дорогие аппараты не производятся. Снижение выпуска фототехники вызвало ее дефицит к концу десятилетия. В 80-х годах ситуация с перепроизводством и дефицитом повторилась.