«Любовь России, страх врагов,

Страны полночной Героиня,

Седми пространных морь брегов

Надежда, радость и богиня,

Велика Анна, ты доброт

Сияешь светом и щедрот…»

М.В. Ломоносов «Ода…Анне Иоанновне», 1739 г.

Императрица Анна Иоанновна в сравнении с рядом других правителей России XVIII века (например, Петра III или Павла I) является незаслуженно оклеветанной историками и общественным мнением. И началось поношение Анны почти сразу после ее смерти. Пришедшая в 1741 году к власти в результате дворцового переворота Елизавета Петровна пыталась замарать грязью венценосных предшественников, чтобы предстать на их фоне «спасительницей России». С чем ассоциировалось и ассоциируется сейчас у обывателя десятилетнее правление Анны Иоанновны? Бироновщина и засилье немцев, Ледяной дом и безумная расточительность. Обыватель смотрит на Анну глазами современного человека через призму необъективных исторических опусов.

Луи Каравак. Коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны (фрагмент). 1730 годЛуи Каравак. Коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны (фрагмент). 1730 год

А ведь именно при Анне началось возрождение российского флота, доведенного до разрухи после смерти Петра Великого. Пресловутое «засилье немцев» на деле оборачивается банальным практическим смыслом приглашения иностранных специалистов на новые для России отрасли производства и сферы деятельности, в том числе и художников-медальеров на монетные дворы. Уже в первый год царствования Анне Иоанновне пришлось буквально спасать финансы страны и проводить денежную реформу. На фоне прочих правителей России и Европы той эпохи расточительность русской императрицей была сравнительно невелика. Стоит вспомнить 15 тысяч платьев императрицы Елизаветы Петровны. А фаворитизм был одним из обязательных элементов политической жизни XVIII века.

Большая императорская корона Анны Иоанновны. Оружейная палата. 1730 год

Анна была племянницей Петра Великого и с детства боготворила гениального дядю. Рано оставшись сиротой, её из политической целесообразности выдали замуж за курляндского герцога, который скоропостижно умер через два месяца после свадьбы. И прозябать бы Анне черной вдовой в холодной Прибалтике, в Митаве, если бы не резкий поворот судьбы. После смерти Петра II на нее, как возможную наследницу престола, обратили внимание в Петербурге. Племянница Петра Великого, жившая далеко не богато, очень подходила русской аристократии, желавшей «шляхетской» свободы. И Анна согласилась стать русской императрицей. Но взыграла кровь Романовых, новая императрица показала поистине жестокий петровский характер и разорвала все ограничения ее самодержавной власти. И первом ее делом стало возвращение столицы из Москвы в так любимый ее дядей Петербург. Аннинское десятилетие было наполнено балами и войнами, научными открытиями и ростом производства. Созданная Петром империя росла в прямом и переносном смысле.

Но вернемся к делам денежным. Придя к власти, Анна застала разрушенную прежними царствованиями монетную систему. Еще в конце правления Петра Великого для пополнения государственной казны в России приступили к чеканке медной монеты по повышенной стопе 40 рублей из пуда меди, при реальной цене меди на рынке 8 рублей. Чеканку продолжили при Екатерине I и Петре II. Это время стало эпохой расцвета фальшивомонетничества. Ведь подделка медных пятаков давала преступникам 400-500% прибыли. Поэтому на подделку денег решались даже под угрозой самых ужасных наказаний. При Екатерине I с подачи Меньшикова и вовсе стали чеканить низкопробные серебряные гривенники, примешивая в монетный сплав мышьяк. Все это подорвало денежную систему и финансы страны. При Анне начали массово изымать и перечеканивать старую монету по новой монетной стопе – 10 рублей из пуда меди. Например, копейку-крестовик изымали у населения по цене деньги и перечеканивали в деньгу. Также вовсе пришлось отказаться от чеканки пятаков (последний выпуск был в 1730 году) и копеек.

Необходимо отметить, что все монеты крупных номиналов и сложного рисунка (червонцы, рубли, полтины и полуполтины) отличаются большим количеством разновидностей. Это связано с тем, что штемпели для чеканки резались мастерами вручную, поэтому могли быть нюансы в рисунке прически и одежды императрицы, крыльях орла, начертании букв и т.п.

Монетный ряд десятилетия Анны Иоанновны выглядел следующим образом:

  • золото – червонцы,
  • серебро – рубли, полтины, полуполтины и гривенники,
  • медь – пятаки (только 1730 год), денги и полушки.

Все монеты чеканились на монетных дворах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

Червонец. 1739 год. Золото. Санкт-Петербургский монетный двор

Аннинский червонец продолжал традицию червонцев Петра II. Но в силу дорогостоящего производства и нехватки отечественного сырья он чеканился лишь в 1730, 1738 и 1739 годах. По мнению выдающегося нумизмата начала ХХ века великого князя Георгия Романова малые тиражи червонцев (1730 г. – 8,7 тыс. шт., 1738 г. – 4 тыс. шт., 1739 г. – 66 тыс. шт.) свидетельствуют о том, что выпускался он исключительно для нужд двора и в свободном обороте этой монеты не было. Нормативную массу червонца (3,47 г) при Анне сохранили, а вот проба металла понизилась с 981-й до 968-й. На аверсе монеты изображен портрет императрицы с довольно внушительными формами (особенно это заметно на червонцах 1738-1739 гг.). На реверсе – государственный герб, двуглавый орел. По окружности аверса и реверса отчеканен императорский титул со значительными сокращениями. Гурт у монеты гладкий.

Рубль. 1734 год. Серебро. Императрица в наплечнике. Медальер И. Васильев

Рубли императрицы Анны Иоанновны – это отдельная большая тема исследования. Рублевые монеты 1730-х годов отличаются очень большим разнообразием. Нумизматы выделяют, как минимум, 6 типов и около 70 частных разновидностей рублей. К работе над штемпелями привлекались выдающиеся медальеры, как русские, так и иностранцы на русской службе: «резного штемпельного дела мастер» Московского монетного двора Иван Васильев и шведский медальер И.К. Гедлингер, главный медальер, датчанин А. Шульц и другие. Каждый из них как художник имел свою неповторимую манеру резки штемпелей, свое видение портрета правящей императрицы.

Рубль. 1736 год. Серебро. Императрица в коронационной мантии. Медальер И.К. Гедлингер. Отчеканен в палатах Прозоровского в Санкт-Петербурге. Из собрания Эрмитажа

Анна Иоанновна лично утверждала рисунки монетных штемпелей. Для этого ей регулярно предоставлялись пробные отчеканенные монеты. Только с высочайшего согласия рубли (и другие портретные монеты соответственно) пускались в массовое производство. Нормативный вес рублевых монет Анны Иоанновны составлял 25,85 г при диаметре в 41 мм. Гурт монет узорчатый.

Полтина с «лирическим портретом» императрицы на аверсе. 1734 год. Серебро. Московский монетный двор

Не менее разнообразны и полтины. Это разнообразие также связано с ручной резьбой монетных штемпелей разными художниками-медальерами, работавшими на российских монетных дворах. «Лирический портрет» (он же «ведьма»), «голова левее», «голова в центре», «московский тип», «портрет работы Ивана Васильева» - эти и другие названия сложились в нумизматической среде для обозначения типов аннинских полтин. Нормативный вес полтинников составлял 12,93 г, диаметр – 33 мм. Гурт у монет – сетчатый. Полтины чеканились на всем протяжении царствования Анны Иоанновны, начиная со второго года ее правления.

Полуполтинник. 1739 год. Серебро

Полуполтинники (25 копеек) выпускались в два последних года правления Анны – 1739-м и 1740-м. Особо заметных отличий между монетами не выявлено. По стилю монета аналогична рублю и полтине, только меньшего размера. Вес монеты – 6,46 г, диаметр – 25 мм. Полуполтинники защищены шнуровидной резьбой на гурте.

Гривенник. 1731 год. Серебро. Московский монетный двор

Гривенник (10 копеек) - единственная серебряная монета, на которой не было портрета правящей императрицы. Монета этого номинала чеканилась только в первую половину правления Анны Иоанновны, а именно в 1731-1735 годах. На аверсе гривенника изображался государственный герб, на реверсе указан номинал, выпуклыми точками и прописью, а также год чеканки. Точечное указание номинала предназначалось для неграмотных слоев населения Российской империи, каковыми были подавляющие массы народа. Гурт – шнуровидный. Вес гривенника – 2,59 г, диаметр – 20 мм.

Пятак-крестовик. 1730 год. Медь. Кадашевский монетный двор

В 1730 году, до перехода к новой монетной стопе, в последний раз чеканятся пятаки-крестовики. Они выпускались на Кадашевском и Красном монетных дворах Москвы, что обозначалось буквами под лапами орла, соответственно «МД» и «ММ». В ряде случаев буквенное обозначение Кадашевского двора перепутано местами – «ДМ». Разновидности пятаков различаются, в основном, особенностями оперения крыльев и хвоста орла.

Денга. 1730 год. Медь

Одной из самых массовых монет выпущенных в годы правления Анны Иоанновны была денга (1\2 копейки). Чеканившаяся огромными тиражами монета является одной из самых массовых за всю историю монетной чеканки Российской империи. В денги часто перечеканивали старые легковесные копейки.

Денга 1731 года. Перечекан из легковесной копейки Петра I

Любопытным фактом является то, что денга Анны Иоанновны очень сильно похожа на шведский далер, выпускавшийся в 1715-1719 годах для покрытия военных расходов (так называемый далер Гёрца).

Далер Гёрца. 1718 год. Медь. Швеция

Явную схожесть денги и далера связывают с работой датского медальера на русской службе Шульца. Это о нем нелестно отзывался начальник Монетной канцелярии Головкин: «…от медальера Шульца плода ожидать нечего, ибо оный и сам состояния слабого и трудиться никогда не хочет, только что больше в пьянстве находится». Как видим, одним из «плодов труда» Шульца стало банальное копирование дизайна монеты. Денги чеканились в Москве и Екатеринбурге. Вес монеты – 8,19 г, диаметр – 25 мм.

Полушка. 1731 год. Медь

Самым мелким номиналом монетного ряда периода правления Анны Иоанновны была полушка (1\4 копейки). Полушка выпускалась на всем протяжении 1730-х годов. Дизайн монеты полностью соответствовал дизайну денги. Монеты отличались только весом и размером. Полушки чеканились на Московском и Екатеринбургском монетных дворах.