«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе». (Матф. 6:19–20)

Наверное, нет на земле более известной монеты, нежели сребреник из Библейских сказаний. Тридцать сребреников – плата иудейских первосвященников Иуде Искариоту за предательство Иисуса Христа. История каноническая, всем известная. Однако, споры о том, что представляла эта монета продолжаются до сих пор.

В Новом Завете изложен сам факт передачи денег Иуде и сумма – 30 серебряных монет, но нет нигде конкретного указания что за монеты были взяты из храмовой кассы. Это могли быть и греческие драхмы, имевшие хождение на территории Иудеи, и тирские статеры (сикели, шекели). Большая часть учёных историков склоняется к версии, что предательство Христа было оплачено всё ж таки шекелями (или сикелями, как их тогда именовали). К этому их подвигла взаимосвязь библейских историй Нового и Ветхого заветов. В ветхозаветной книге «Исход» конкретно указана цена проданного раба за 30 сикелей. К тому же имелась конкретика – за эти деньги, которые Иуда вернул первосвященникам, была куплена земля для погребения странников Акелдама. 30 серебряных сикелей – достаточная сумма, для того, чтобы купить большой участок земли. О чём можно говорить уверенно, так это о римских динариях. Вот уж эти-то серебряные монеты никак не могли попасть в кассу Иерусалимского храма, откуда Иуда получил «деньги крови». Они не принимались в храме в качестве подношения Господу, считаясь не просто деньгами оккупантов, но и языческими, а потому для религиозных целей их следовало обменивать на иные деньги в лавках менял, коих в ту пору было великое множество.

Иуда Искариот получает сребреники за предательство Христа.

В XVI в Европе появились необычные монеты, которые первое время принимали за подделку древнеиудейских шекелей. Однако вскоре выяснилось, что эти монеты отливались в Саксонии самом восточном германском городе – Гёрлице и с фальшивыми монетами не имели ничего общего.

Гёрлиц. Средневековая гравюра.

В 1489 году там был воздвигнут архитектурный комплекс – подражание Гробу Господню в Иерусалиме. Служители комплекса в целях привлечения паломников наладили производство копий монет, за которые был продан на поругание Иисус Христос. Монеты отливались из различных сплавов. Чаще бронзы или олова. В коллекциях нумизматов имеются даже железные и свинцовые шекели.

Часть средневекового архитектурного комплекса - часовня Гроба Господня. Построена на средства бургомистра Георга Эммериха в честь победы над гуситами.

Гёрлицкий шекель не идентичен оригинальному. Помимо того, что монета изготавливалась не из драгоценных металлов, она крупнее иудейского шекеля, древнееврейские буквы заменены средневековым шрифтом. Но текст надписей идентичен образцу: на аверсе, где вместо чаши изображена кадильница имеется надпись – шекель Йисраэль, на реверсе, где вместо цветка ааронового посоха лавровая ветвь - нанесена надпись «Святой Иерусалим». Над чашей изображался восходящий дым. Поэтому монеты зачастую называли «Монетами ладана».

Гёрлицкий шекель (XIX век). Аверс и реверс.

Гурт в отличие от оригинального прямоугольного – заострённый, по форме напоминает наконечник копья.

Гёрлицкий шекель (XIX век). Гурт.

Что любопытно, монета была популярна как в христианской, так и в иудейской среде. Члены еврейской общины Гёрлица, а в последствии и других восточноевропейских синагог в XVII – XVIII веках при рождении сына делали приношение в синагогу, покупая такого рода шекели.

Но широкого распространения монета не имела, в связи с чем зачастую её принимали за фальшивый античный шекель. Даже в XIX веке в экспертных кругах встречалось мнение, что эти монеты были дешёвой имитацией античных шекелей. Имеется письменное свидетельство о том, как известный французский дипломат, личный астролог французского короля, собиратель старинных манускриптов, нумизмат Вильгельм Постелл, в 30-е годы XVI столетия в одной еврейской общине приобрёл «антикварную монету» отдав за неё две золотых монеты. Впоследствии выяснилось, что это был гёрлицкий шекель, который не стоил и четвёртой части уплаченной суммы.

В России гёрлицкий шекель появился в начале XVI века. Один из «сребреников Иуды» привезли в Вологду купцы, вернувшиеся из Европы. Его выставили на всеобщее обозрение «в градской Дмитриевской, что в Наволоках, церкви». Несмотря на то, что этот предмет можно отнести к категории предосудительных для мировой истории, он всё же вызывал большой интерес как у российских православных, так и европейских христиан.

Храм Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Вологда.

Монету изготавливали на протяжении четырёх веков, но в 30-е годы XX столетия с приходом к власти в Германии национал-социалистов её производство прекратили. Немцы стремились избавиться от иудейской символики, в том числе и от монет, на которых она присутствовала. После фашистской оккупации Европы, эта тенденция распространилась и на другие страны. Именно поэтому в настоящее время гёрлицкий шекель, выпущенный в большом количестве, встречается достаточно редко.

Несмотря на то, что псевдошекель никогда не являлся настоящей монетой, имевшей хождение в той или иной стране, нумизматы Европы относились к нему с большим почтением. Монета в различных версиях имелась во всех крупнейших нумизматических коллекциях. На протяжении веков Гёрлицкий шекель претерпевал различные изменения: менялась форма кадильни, оливковой ветви. На отдельных экземплярах вместо кадильни появлялись раковины и амфоры. Уже в 1727 году, как свидетельствуют летописи, в собрании раритетов Милича в Гёрлице имелись четыре разновидности монеты. Но самая большая коллекция гёрлицких шекелей, насчитывавшая 36 вариантов монеты, принадлежала немецкому коллекционеру Иоганну Буххайму. Большую их часть он приобрёл в музее кайзера Фридриха ещё в период Первой мировой войны. В 1945 году коллекция, тайно сохранённая в пору нацизма, была утрачена.

Античный шекель. Иудея 66-70 г.г. Продан на аукционе за 1 100 000 долларов.

Самое интересное в истории с гёрлицким шекелем то, что он не мог являться прообразом сребреников, коими первосвященники рассчитались с Иудой за предательство Христа. Это установлено уже современными нумизматами. Гёрлицкие монахи за образец для подражания взяли монету не «времён оно», не периода пришествия Христа, а значительно более поздних лет. Прообразом Гёрлицкого шекеля послужили монеты римской провинции Иудея 66-70 гг. Но в те далёкие годы этого попросту не знали и несколько веков жили в неведении.