Раздел империи Карла Великого привел к появлению удела его внука – Людовика Немецкого. Удел этот включал в себя большую часть тех земель, которые сегодня превратились в Германию. Однако при всем том, что эти земли имели некую общую историю в составе Священной Римской империи, сама германская нация начала формироваться относительно поздно.

Карта Священной Римской империи 1400 г.

В XIX веке Прусскому королевству удалось подчинить себе соседние княжества, а идея превосходства германского народа над другими стала активно внедрятся в массы. Расцвет национального самосознания подогрел интерес к народному костюму, который должен был олицетворять лучшие качества истинных немцев.

История немецкого народного костюма

Национальный костюм немцев стал конструктом, в котором отразились представления горожан о том, как раньше одевались немецкие крестьяне. Но, поскольку Священная римская империя была конфедерацией множества невероятно независимых феодальных владений, то для выдумывания единого национального костюма понадобилось много времени.

Страница из официального журнала NS-Frauen-Warte (1935-1936 гг.)

Особенно большие усилия прилагались для формирования общих представлений о народной одежде в Германии 3-го Рейха. Нацисты стремились очистить народный костюм от «поздних наслоений» в виде религиозных и буржуазных элементов, видя чистоту арийской нации и одежды в языческом прошлом Германии. С этой целью было создано Центральное бюро немецких костюмов Национал-социалистической женской организации.

После Второй мировой войны тема народного костюма была надолго закрыта. Однако потребности внутреннего и внешнего туризма, популяризация этнографических исследований, вновь привели к возрождению интереса к национальной одежде Германии.

Октоберфест

Так, в Баварии, толчком для развития интереса к местному платью стали Октоберфесты – фестивали пива и традиционной баварской кухни, самый знаменитый из которых проходит в Мюнхене. В 2010 году фестиваль отмечал 200-летие. Его проведение традиционно собирает толпы туристов, которые жаждут не только пива, но и местного колорита.

Сами баварцы считают народную одежду весьма престижной, она шьется из натуральных материалов и носится даже в повседневной жизни. Хотя такие костюмы стоят недешево, их фасон и покрой зачастую весьма далек от традиционных крестьянских одежд даже XIX века.

Парад Октоберфеста

Так все-таки, можно ли понять, как одевались немецкие крестьяне на излете средневековья, и чем традиционный костюм XV-XVII веков отличается от традиционных одежд участников костюмированных фестивалей XXI века? На этот вопрос можно ответить, только если помнить, что в каждом городе, каждом селе Германии в средние века, мода могла значительно отличаться.

Общим было лишь использование самых дешевых шерстяных и тканых материалов, в некоторых регионах – кожи. Цвета - преимущественно неброские, чаще серый и коричневый. Яркие цвета и дорогие ткани были привилегией знати и до XIX века применялись крестьянами крайне ограниченно, преимущественно для праздничной одежды.

А. Дюрер. Танцующие крестьяне

В поэме Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт» XIII века сохранилось описание франтовского крестьянского костюма, сшитого в подражание дворянскому платью. Костюм из светлого льна был дополнен голубым кафтаном, усеянным блестящими пуговицами, широким ножом и шапкой, украшенной богатой вышивкой, венцом всего наряда:

  • Шла через всю макушку
  • Кайма или опушка.
  • И столько там пестрело птиц,
  • Дроздов, голубок и синиц,
  • Как будто бы повеса
  • Их приманил из леса.
  • Нет, никогда до этих пор
  • Мужик не нашивал убор
  • Ни при какой удаче
  • Нарядней и богаче.
А. Дюрер. Три беседующих крестьянина

Важные сведения по истории немецкого костюма можно подчерпнуть из картин и гравюр Альбрехта Дюрера (1471-1528). Дюрер с удовольствием изображал простых современников. Более того, обращаясь к библейским сюжетам, он облачал персонажи в костюмы современной ему эпохи.

На гравюре «Три беседующих крестьянина», созданной около 1497 года, можно увидеть три разных головных убора того времени. Тут и колпак, и более привычная для образа баварца шляпа с плавными обводами, и чалма, вошедшая в европейскую моду от мусульман. У условного «баварца» в наличии карман для ножа. В целом, покрой их платьев прост, штаны в обтяжку, больше похожие на чулки.

А. Дюрер. Распятие. 1494 – 1497 гг.

На картине «Распятие» 1494 – 1497 гг., немецкие ремесленники деловито прибивают Иисуса к кресту. Здесь мы тоже видим колпак и шапочки с перьями разных фасонов. На ногах – кожаные башмаки.

Что касается женских костюмов, то на ряде гравюр Дюрер запечатлел довольно закрытые, длинные платья, разумеется без оголенных плеч и рук, и без намека на глубокое декольте, так полюбившиеся завсегдатаям Октоберфеста.

А. Дюрер. Крестьянин с женой

Женский традиционный костюм в Германии

Итак, вплоть до XIX века ограничения на фасон, цвет и материалы для простолюдинов сдерживали развитие моды в народной среде. Отмена запретов и развитие фабричного производства стимулировали развитие новых вариантов платья, а внимание к национальной культуре направило моду в сторону более простых фасонов и практичных материалов.

Так появился трахт (нем. tracht) – немецкий и австрийский вариант костюма в стиле усадьбы (англ. Landhausmode). Этот стиль идеологически близок стилю Вестерн в Северной Америке и основан на использовании льна и вышивки. Деревенский стиль предполагает целый культурный пласт, связанный с народными танцами и музыкой в стилях Кантри и Alpenrock.

Фризский трахт

Вариантов трахта множество, но обычно они все включают в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах, а также фартук. Цвета – белый, черный, коричневый и синий наиболее распространены. Длинна юбки – обычно 27 см. от земли, и существует легенда, что это расстояние должно соответствовать высоте традиционной пивной кружки.

В остальном трахты сильно отличаются. Например, на севере платья украшались не только вышивкой, но и бисером. Воротники в разных регионах могли отсутствовать или быть похожи на средневековый голлер.

Трахт Шварцвальда около 1900 г.

Головные уборы имели множество вариаций. Например, верхнебаварский трахт включает в себя низкую, черную шляпку с полями и пером, фризский трахт – чепец с вышивкой, а трахт Шварцвальда – широкополую шляпку с огромными помпонами контрастного цвета сверху, разложенными словно на тарелке.

Что касается обуви, то наиболее известными стали кожаные башмаки с пряжками, но крестьянки носили и более простую обувь из дерева и соломы без каблуков и с небольшой платформой. Надевалась обувь на вязанные чулки разных цветов, чаще белого или синего.

Традиционные женские башмаки с пряжками

Хотя трахт не такой уж старинный костюм, тем не менее, немцы заботливо берегут традиции его изготовления и стараются сохранить его от дальнейших модернизаций. В отличии от него дирндль (нем. dirndl) — современный костюм, стилизованный под традиционный наряд населения южно-немецких регионов.

Перевести дирндль можно как «костюм девушки». Его возводят к одежде альпийских крестьянок, но вероятнее происхождение от костюмов прислуги в городских домах. Впрочем, известны и конкретные конструкторы образа - братья Мориц и Юлиус Валлах, которые в 1910 году в честь 100-летия «Октоберфеста», бесплатно раздали его посетительницам платья, ставшие образцовыми для баварского костюма.

Дирндль

Затем эту работу продолжила Гертруда Пезендорфер в своем Центральном бюро. Нацисты изменили наряд. Был убран закрытый воротник, рукава, сузился силуэт, а юбка была укорочена до колен. Именно этот вариант, правда растерявший свою идеологическую подоплеку, и стал основой современного дирндля.

Верхняя часть костюма дирндль состоит из блузы с корсажем или облегающим лифом, нижняя - из юбки-колокола из пестрой ткани, в складку или сборку, с обязательным ярким небольшим фартуком. Фартук завязывается бантом. Впрочем, будучи именно стилизацией, дирндль может иметь множество модификаций и приобретать корпоративные цвета или фасоны, служа в качестве униформы обслуживающего персонала баров, ресторанов и в сфере туризма.

Дирндль

Мужской традиционный костюм в Германии

Немецкий национальный костюм мужчин в Германии также носит название трахт. В его основе – короткие куртки и жилеты, покрытые вышивкой и мелкими пуговицами. В ряде областей южной Германии вместо жилета носили безрукавку с застежкой на одном боку и плече.

Длинные брюки в Германии были не очень популярны. Теплый климат привел к популярности бриджей из кожи или сукна, которые дополнялись гетрами или чулками для защиты лодыжек. Самым известным вариантом таких бриджей были кожаные или замшевые шорты ледерхозе, ставшие символом Баварии.

Женщина в фартуке на сборчатой кокетке и мужчина в цилиндре из Гамбурга

Ледерхозе могли быть как совсем короткими, так и длиной до колен, и имели откидной перед. Их носили с короткими гетрами и шипованными ботинками. Шорты могли иметь ремень, но привычка баварцев к пиву приводила к тому, что ремни плохо выполняли свои функции. Поэтому очень рано в моду там вошли различные вариации регулируемых подтяжек, часто с одной или двумя богато украшенными поперечными лентами.

Такие практичные короткие штаны до сих пор есть почти у каждого баварца. В кармане справа обычно носился нож. Эта повседневная рабочая одежда почти вышла из моды в конце XIX века. Однако в это же время сельский учитель Йозеф Вогль организовал в баварском городке Байришцелле клуб любителей старинной одежды, и постепенно тренд сменился.

Ледерхозе (1940 г.)

Самые лучшие шорты сегодня делают из оленьей кожи, украшают вышивкой, тиснением и различными аксессуарами. Стоимость ледерхозе ручной работы доходит до нескольких тысяч евро. Впрочем, на известном китайском маркетплейсе можно купить что-то подобное и за 10 евро.

Как упоминалось выше, головные уборы немцев даже в одну эпоху были достаточно разнообразны. Но, как и баварские ледерхозе, наибольшую известность получили тирольские шляпы с покатыми или заломленными кверху полями. Изначально охотники украшали такие шляпы шерстью или даже усами медведя. Но, так как медведей в Европе катастрофически не хватало, их стали заменять кисточками из шерсти серны, а потом и перьями.

Народные костюмы

В качестве верхней одежды можно упомянуть длинные сюртуки на подкладке контрастного цвета. Сюртуки чаще были синие и черные. Они могли быть как повседневной, так и праздничной одеждой, такой как сюртук для причастия из Швальме, сохранявшийся до первого десятилетия XX в.

В целом, немецкая традиционная одежда имеет сдержанные цвета и простые фасоны. При всем разнообразии моделей, она достаточно консервативна и практична в большинстве случаев.