• Дружок мой, служивый, окопный солдат…
  • Была гимнастёрка его без наград.
  • Лишь пот сорок первого года на ней
  • В боях проступал и темней, и жирней.

Николай Доризо «Баллада о солдатской гимнастёрке»

Корни слова «гимнастёрка» уходят к давно вышедшему из употребления понятию «гимнастер» («гимнастёр»). Его можно отыскать в «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера, где оно окажется синонимом знакомого нам слова «гимнаст». Некоторые издания словаря Владимира Даля также содержат его в значении «учитель гимнастики». А Николай Епишкин в «Историческом словаре галлицизмов русского языка» связывает это понятие с преподавателями гимнастических упражнений в немецкой армии. То есть изначально «гимнастёрка» - это предмет одежды гимнаста или занимающегося гимнастикой.

Первые гимнастёрки

Ефрейтор (слева) и офицер (справа) ТуркВО на картинах В.В. Верещагина

Появлению гимнастёрки предшествовало несколько причин, непосредственно связанных с жарой. Расквартированные в южных районах корпуса русской армии, спасаясь от зноя, часто не надевали верхний китель, а ходили в тонких нательных рубахах белого цвета. Ещё издавна было подмечено, что тёмные вещи нагреваются сильнее светлых при одинаковых условиях (светлые отражают солнечные лучи, а тёмные их поглощают), поэтому возникла идея внедрения в войсках формы именно белого цвета. У процесса появления гимнастёрок есть несколько знаковых дат. Например, 18 июня 1860 года выходит приказ, регламентирующий белый полотняный китель для генералов и офицеров (ранее такой образец формы уже носили кавалеристы). Для рядового состава с 1862 года вводятся рубахи белого цвета для занятий гимнастикой. В качестве элемента летней походной формы для всех чинов они стали использоваться в соответствии с приказом от 26 апреля 1869 года, описывающим форменную одежду войск Туркестанского военного округа. Чтобы не казалось, будто армия следует в нательных рубахах, предписывалось носить их с пристежными мундирными погонами.

Русские солдаты на фронтах Первой мировой войны

Постепенно белые гимнастёрки распространились в качестве летней одежды в большинстве родов войск российской армии. Однако в ходе русско-японской войны проявились существенные недостатки белого цвета. В полевых условиях белая ткань не только быстро пачкалась, придавая бойцу неприглядный замызганный вид, но и демаскировала его, приводя к многочисленным потерям. Исходя из этого, после войны, сохранив покрой рубахи, белый цвет заменили серо-зелёным, который сливался с местностью, защищая бойца от наблюдателей. Тогда гимнастёрка получила прозвище «защитка». Подобные рубахи стали популярны и среди гражданского населения. И в армии, и вне её в качестве достоинств гимнастёрки отмечали удобство покроя и возможность быстрой подгонки под нужный размер. Износоустойчивость её напрямую зависела от ткани, из которой она была выкроена. В качестве военной формы гимнастёрка осталась и в истории Первой мировой войны («Вошел незнакомый казак с погонами младшего урядника на защитной гимнастерке и в фуражке с кокардой» М. Шолохов «Тихий Дон»).

Гимнастёрки в ранние годы Советской власти

Белогвардейский генерал Кутепов в Харькове

Революция и последовавшая за ней Гражданская война раскололи российское общество. Часто те, кто раньше сражались плечом к плечу против иностранной интервенции, теперь оказались по разные стороны баррикад. При этом форма зачастую оставалась той же самой. Поэтому в гимнастёрке можно было увидеть и белых, и красных, и зелёных. В ней на снимках запечатлён Феликс Эдмундович Дзержинский (гимнастёрку под плащом можно увидеть на памятнике Дзержинскому, ранее стоявшем в центре Лубянской площади). Повсеместное ношение гимнастёрки без слов подчёркивало военное положение, в котором жила страна.

Фрагменты фильма "Белое солнце пустыни"

Белую изначальную гимнастёрку продолжали носить в жарких республиках, где продолжалась борьба Советской власти с контрреволюционными элементами. Именно в ней предстаёт красноармеец Сухов – главный герой знаменитого фильма «Белое солнце пустыни». На его главном враге (Чёрном Абдулле) новёхонький френч английского офицерского типа тёмного, защитного цвета (отличается открытым воротом, предполагающим ношение под ним рубахи и галстука). В разношёрстом войске Абдуллы, где, казалось бы, нет двух людей, одетых одинаково, можно заметить мелькающие гимнастёрки или скроенные под них рубахи других цветов.

Френч (слева) и гимнастёрка (справа)

Разобраться, где френч, а где гимнастёрка, не читая подробных описаний, не так уж и сложно. Здесь лучше один раз увидеть, в чём нам помогут образцы введённого Приказом РВС СССР № 1030 от 8 августа 1924 года обмундирования лётчиков. Главное отличие этих двух видов одежды – принцип застёгивания: френч – это китель, гимнастёрка – рубаха. По иллюстрации выше видно, что слово «гимнастёрка» тогда ещё не применялось. Приказом РВС СССР № 702 от 30 мая 1924 года гимнастёрка под названием «летняя рубаха» вводится в качестве общей военной формы. В феврале следующего года офицерам и старшему командному составу разрешили и зимой носить рубахи, скроенные по образцу летних, но из сукна тёмно-зелёного цвета. В 1929 году отменяется френч-рубаха, что приводит к единому покрою летнего и зимнего верха обмундирования. Зимнюю шьют из тонкого зеленого сукна. Летнюю - из хлопчатобумажной ткани с названием «гимнастёрка», которое постепенно станет и названием самой рубахи.

И.В. Сталин и С.М. Киров

Наступившее мирное время оставило военную и полувоенную форму в качестве повседневной одежды как для рядовых советских граждан, так и для представителей верховной власти. На снимке выше мы видим Иосифа Виссарионовича Сталина во френче, а Сергея Мироновича Кирова – в гимнастёрке. Именно такой образ Кирова остался в народной памяти. На возводимые в годы индустриализации заводы и фабрики начальниками часто отправляли военные кадры, умеющие на пустом месте организовать строительство и обеспечить работников продовольствием. Поэтому начальника какого-нибудь завода, да и большинство руководства можно было в любой день увидеть в гимнастёрке, как удобной, немаркой и практичной одежде.

Гимнастёрки в годы Великой Отечественной войны

Гимнастёрки предвоенных лет (знаки на петлицах соответствуют званию полковника)

Учитывая враждебное окружение, вопрос войны в стране Советов с повестки никогда не уходил. Поэтому Красная армия постоянно реформировалась. Изменения касались и обмундирования. Приказ Народного комиссара обороны СССР № 176 от 3 декабря 1935 года так описывает гимнастёрку для командного и начальствующего состава РККА: «Воротник гимнастёрки стояче-отложной с застежкой на два крючка и петли. На воротнике нашиты петлицы по роду войск. Передний разрез гимнастёрки прикрыт планкой и имеет потайную застёжку — на три пуговицы. Низ планки заканчивается мыском и пристрочен поперечными строчками. На груди два накладных кармана с трехмысковыми клапанами, с застёжкой на одну форменную пуговицу. Рукава — двухшовные, с двумя складками внизу, с разрезными обшлагами-манжетами, с застежкой на две форменные пуговицы». Солдатский вариант усиливали дополнительные ромбовидные нашивки на локтях и задней поверхности предплечья. На эту форму одежды регламентировалось повсеместно перейти с 1 октября 1941 года и полностью закончить к концу 1942 года. В предвоенный период слово «гимнастёрка» в качестве части обмундирования окончательно закрепляется в русском языке. С пометкой «новое» оно появляется в словаре Дмитрия Ушакова в редакции 1935 года.

Образец новой формы одежды

В период с 1 по 15 февраля 1943 года обмундирование утратило петлицы, но обрело погоны. Попутно изменился и покрой гимнастёрки. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 25 от 15 января 1943 года отменял потайную застёжку (трём форменным пуговицам малого размера теперь соответствовала тройка сквозных петель) и стояче-отложной воротник (теперь он был просто стоячим и фиксировался не крючками, а парой пуговиц). Накладные карманы тоже ушли в прошлое. Для офицеров и старших командиров их заменили внутренними прорезными карманами, прикрытыми клапанами.

Фронтовая фотография

Форма рядовых и сержантов вообще сначала осталась без карманов. На фото выше видно, что не у всех солдат, слушающих зачитку боевого листка перед началом наступления, на гимнастёрках видны клапаны. Лишь в 1944 году из общего правила наметились исключения, которые уже потом привели к возвращению карманов, также ставших внутренними.

Памятные монеты Банка РоссииПамятные монеты Банка России

На монетах Банка России художники чаще всего изображают военнослужащих в гимнастёрке достаточно достоверно. Нельзя судить, есть ли карманы у гимнастёрки бойца, сидящего на ящике. А вот рядовой РККА, вернувшийся домой, одет в гимнастёрку без карманов, что соответствует стандарту тех лет.

5 рублей 2014 и 2016 гг.5 рублей 2014 и 2016 гг.

И, напротив, явно накладные карманы на гимнастёрке воина, изображённого на пятирублёвках 2016 и 2014 гг., посвящённых освобождению Таллина и Прибалтийской операции (велась с 14 сентября по 24 ноября 1944 года), могут вызвать вопросы. Ведь накладные карманы были на гимнастёрках довоенного образца. Но здесь художника обвинять не стоит, так как за основу взят Памятник героям, павшим при освобождении Таллина, на котором скульптор Энн Роос изобразил такие же карманы. Монумент создавался сразу после войны (открыт 22 сентября 1947 года), поэтому скульптор «Бронзового солдата» мог быть не в курсе, какие именно гимнастерки носили освободители Таллина.

Гимнастёрки в послевоенном СССР

Художественные фильмы, где присутствует гимнастёрка

По окончании военных действий множество солдат и офицеров оказались демобилизованными. Им разрешалось носить военную форму, но без знаков различия. На Владимире Шарапове (герое фильма «Место встречи изменить нельзя») в большинстве кадров надета полевая офицерская гимнастёрка (в парадном кителе он предстаёт лишь во время торжественного собрания). Как крепкую рабочую одежду фронтовую гимнастёрку ещё надевали долгие послевоенные годы. В статье «Плакаты СССР о работе» на одной из иллюстраций мы видим строителя в гимнастёрке. Главный герой фильма «Иван Бровкин на целине» под пиджаком тоже носит гимнастёрку, полученную во время службы в армии. Гимнастёркой в различных местах Советского Союза могла быть:

  • гражданская одежда;
  • военная форма;
  • ведомственная одежда;
  • национальный костюм.

В случае военной формы гимнастёрки различались в зависимости от звания (для рядовых и сержантов один покрой, для командного состава - другой), рода войск, климата места несения службы и времени года. В последнем случае согласно приказа военнослужащие весной меняли форму на хлопчатобумажную, а осенью переходили на обмундирование из полушерстяной ткани. Отсюда родились знакомые тем, кто служил, сокращения «х/б» и «п/ш», означающие летний или зимний вид обмундирования, хотя оба они уже относятся к кителям (курткам), пришедшим на смену гимнастёркам.

Дядя Стёпа в форме постового

Приказом МВД СССР № 0553 от 12 сентября 1947 года изменилась форма милиции. Для младшего начсостава и рядовых предписывалась гимнастёрка синего цвета для ношения вне службы. Почему же в ярких кинофильмах и книжных иллюстрациях тех лет милиционеры часто предстают на службе в белых гимнастёрках? Потому что тут накладываются два исключения. Во-первых, летом разрешалось ношение гимнастёрки белого цвета. Во-вторых, такую гимнастёрку можно было надеть и на дежурство. Этим разрешением, к примеру, пользовались постовые-регулировщики. А именно в этом качестве мы видим на экране героя обаятельного Леонида Харитонова (сержант милиции в фильме «Улица полна неожиданностей») или дядю Стёпу на книжных иллюстрациях тех лет (в поздних изданиях форму постового Степанова меняли в соответствии с реалиями того времени).

1 — гимнастерка военного образца; 2 — гимнастерка военного образца для жарких районов; 3 — гимнастерка для школьников младшего возраста; 4 — гимнастерка для воспитанников ремесленных училищ; 5 — гимнастерка для работников железнодорожного транспорта

На иллюстрации выше заметно, что при общей схожести гимнастёрок, любая из них имеет отличия. Например, младшеклассники носили форменный верх без карманов и с отложным воротником. Старшеклассники имели гимнастёрки по образцу для военных 1943 года: стоячий воротник и нагрудные прорезные карманы с клапанами. Те, кто попал в ремесленные училища, имели на форме один передний карман с левой стороны. На обычной форме рядовых и сержантов был стоячий воротник, а рукава заканчивались манжетами. Если же служба проходила в жарком климате воротник делали мягким и отложным, а на края рукавов нашивали хлястики. Такие «отклонения от нормы» способствовали лучшему воздухообмену (для этой же цели служила шестёрка небольших круглых отверстий, обмётанных по краям и расположенным над проймами рукавов). Чтобы не стирать гимнастёрку слишком часто, воротник подшивали белой хлопковой тканью (в армии её зовут «подшива» или «подшивка»). В ряде случаев вместо неё на пуговицы крепился сменный целлулоидный подворотничок.

Солдаты СА в гимнастёрках

В качестве военной формы гимнастёрка прослужила больше века. Итоговую черту под ней провёл приказ Министра обороны СССР от 26 июля 1969 года «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота». Изменение в форме прошли не мгновенно, так как военнослужащим уже была выдана форма, имеющая нормативный срок носки. Кроме того, следовало использовать и накопленные запасы. Однако прибывшему пополнению начали выдавать уже китель вместо гимнастёрки, а с января 1972 года она перестала считаться установленной формой армейского обмундирования. Высказываются различные причины отказа от гимнастёрок. По наиболее распространённой тяжелораненого бойца было трудно освободить от гимнастёрки. Гораздо проще было стащить с него расстёгнутый китель.

Девушки в гимнастёрках на современной военной инсталляции

В настоящее время гимнастёрка – непременный участник практически любого мероприятия, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Образ воина-победителя, разгромившего фашистскую Германию и освободившего Европу, - это чаще всего портрет бойца в простой солдатской гимнастёрке.