Кажется, что жизнь советского плаката была хоть и яркой, но короткой. Родившись в суровые годы гражданской войны, он расцвёл в качестве одного из основных агитационных направлений. Но с утратой идеологии сначала стал не востребован, а теперь и вовсе уступил место всевозможным мемам и демотиваторах. Однако корни советского плакатного искусства надо искать ещё в допетровские времена.

Предшественником советского плаката можно считать русский лубок. Незатейливые истории, рассказанные одним изображением или последовательностью картинок, доходчиво объясняли мораль неграмотному мужику, заменяя череду нравоучений или проповедей. Распространению лубка сильно поспособствовало изобретению печатного станка. Вместе с тяжёлыми многостраничными книгами религиозной тематики печатники наловчились выпускать и небольшие листки с весёлыми картинками, раскрывавшими приключения какого-либо героя из народа.

Старинный лубок и современная стилизация под него

Сюжеты лубка отражали не только деяния Петра I или подвиги Отечественной войны 1812 года, но и сценки из жизни народа. В том числе, среди картинок можно отыскать человека труда или художественное отображение какой-либо из народных пословиц, посвящённых труду. Все дореволюционные наработки успешно перешли к художникам первых лет советской власти, превратившим плакат в ещё одно оружия пролетариата.

Принцип противостояния

Во время гражданской войны агитационную силу плаката использовали обе стороны. Знаменитый иллюстратор русских сказок Иван Яковлевич Билибин, оказавшись среди белого движения, нарисовал плакат «О том как немцы большевика на Россию выпускали». В плакатах, выпущенных на территории, подконтрольной белогравдейцам, большвевики представали бродягами оборванного вида. Подразумевалось, что век их недолог, и скоро всё вернётся к старым временам.

Плакат первых лет советской власти

Со стороны Советов главным героем быстро стал не только красногвардеец, но также и крестьяне вкупе с рабочим классом. Рабочий оставался в фартуке, но держал в руках винтовку, обороняя завоевания пролетариата. Плакаты той эпохи можно назвать «красно-чёрными», где под красным знаменем собирались красные люди – сторонники новой жизни, окружённые врагами, закрашенными чёрным цветом: офицеры, помещики, царь, кулаки-мироеды. Ярким примером тут стали знаменитые «Окна сатиры РОСТА».

Плакаты «Окон РОСТА»

Наряду с плакатами, отражающими суровые реалии гражданской войны, уже начали появляться работы, призванные служить организации труда и повышению сознательности трудящихся. Но на них использовал тот же принцип противостояния. В одних случаях изображены очеловеченные беды тех дней (голод, холод и др.), в других – «чёрные» ряды противника представляли враги советской власти, жаждущие только что освободившийся рабочий класс снова сделать угнетённым. В рядах художников «Окон РОСТА» был и Владимир Маяковский (работа 1920 года «Каждый прогул – радость врагу» именно его авторства). Сам поэт отзывался так об этом периоде: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек». Первые плакаты рисовали от руки. Далее для размножения начали использовать трафарет. Этим и объясняется нарочитый примитивизм: плакат должен не только отражать событие сегодняшнего дня, но и способствовать быстрому его размножению.

Плакат, показывающий противостояние мира труда миру капитала

«Красно-чёрный» принцип противостояния оставался актуальным ещё долгие годы. В мирный период советский строй в этой же манере отображения противопоставлялся на плакатах капиталистическому. Например, Виктор Борисович Корецкий использовал визуальную борьбу красного и чёрного цветов в своей работе 1948 года.

Трудовые будни

Победивший пролетариат, став правящим классом, остался и главным героем советского плаката. Хотя внешний враг был разбит и отброшен за границу, в стране следовало навести порядок. А далее намечалось строительство новых фабрик, заводов и даже городов. Текущую суть момента вместо тысячи слов агитационной речи легко объяснял плакат.

Агитационные плакаты на тему труда

10 марта 1930 года выходит Постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении», в котором говорится: «Немедленно прекратить в какой бы то ни было форме насильственную коллективизацию. Решительно бороться с применением каких бы то ни было репрессий по отношению к крестьянам, не идущим пока что в колхоз. Одновременно вести дальнейшую упорную работу по вовлечению крестьянства в колхозы на основе добровольности». В обозначенную упорную работу включается и агитационный плакат. Работа Василия Семёновича Сварога (Корочкина) призывает объединиться и комсомольцам, и тем, кто пока находится в услужении у богатых единоличников. Объединительным моментом становится механизированная обработка полей. А покупку трактора тогда могли себе позволить только сельхозартели, из которых и вырастали коллективные хозяйства. Выступая на первом всесоюзном съезде колхозников-ударников, И.В. Сталин предупреждает делегатов: «Женщины в колхозах - большая сила. Держать эту силу под спудом, значит допустить преступление. Наша обязанность состоит в том, чтобы выдвигать вперёд женщин в колхозах и пустить эту силу в дело». И немедленно появляются плакаты, где фраза Сталина становится призывом.

Обращение к советским инженерам с помощью плаката

Искоренив эксплуататорские классы и выстраивая бесклассовое общество, власть стремилась к тому, чтобы любая попытка разделения трудящихся пресекалась. Поэтому инженерный состав, до революции считающийся буржуазной интеллигенцией, остался интеллигенцией, но уже народной. Следовательно, никаких граней между ней и народом быть не должно. Этот принцип обрисовывают плакаты, объясняющие инженерному составу, что надо не отсиживаться в кабинетах, а быть непосредственно среди рабочих. Вместе с ними держать передовые рубежи производства. В первом случае плакат призывает рабочий класс активно привлекать трудовую интеллигенцию к процессам. Второй плакат обращён напрямую к инженеру, подталкивая его не обособляться от процессов нижнего звена производства, а участвовать в них.

Плакаты о наставничестве 1930-х и 1950-х гг.

Важнейшим рабочим процессом была и остаётся передача накопленного опыта от мастеров новому поколению. Посмотрим, как по разному отразили проблему наставничества плакаты разных лет. На картине 1930 года (авторы И. Янг и А. Черномордик) отражены пережитки дореволюционного прошлого, когда рабочие, служа капиталисту, становились конкурентами друг другу. Советским трудовым коллективам эти принципы чужды и отвратительны. Холодные цвета сумрачного цеха показывают неприемлемость ситуации. Совсем иначе этот процесс показал Василий Васильевич Сурьянинов (работа 1954 года). Здесь оба участника процесса (и пожилой мастер, и юный ученик) словно являются одним целым – маленькой частичкой большой бригады. Мастерская нарисована в светлых тонах с окнами, через которые льётся яркий свет.

Трудовые плакаты военных лет

Плакаты-лозунги

С момента объявления всеобщей мобилизации выпуск военной и гражданской продукции лёг на женщин трудоспособного возраста. Подстегнуть женщин встать к станку должна была работа В. Серова «Заменим!», где женщина, глядя из кна заводского цеха на уходящих на фронт мужчин, решительно натягивает рабосую рукавицу. Однако наиболее ценных специалистов на фронт не отправляли, невзирая на их неоднократные просьбы. Их опыт требовался для перевода производства на военные рельсы и обустройства эвакуированных заводов в глубоком тылу. Именно им адресован плакат «Мсти у станка!», чтобы оставшиеся на производстве мужчины не чувствовали себя предателями.

Плакат-призыв труженикам села

Судьбоносным для страны становились и поставки продовольствия как на фронт, так и в города. Поэтому немало плакатов военных лет посвящено и сельскохозяйственным работам. Оним из них стала работа Б. Мухина. Из мужчин здесь лишь человек преклонных лет. Все остальные работники полей – женщины. Серьёзность обстановки подчёркивает сумрачная атмосфера. Невесёлое небо затянуто серыми облаками.

Работа в предчувствии Победы на плакате

После перелома военных действий и планомерного продвижения советских войск на Запад атмосфера меняется. Да, на плакате цех, где собирают танки. Однако краски становятся ярче, на лице труженицы улыбка, а рука сжимает букет, которым будут встречать победителей.

Восстановление народного хозяйства на плакатах СССР

На послевоенных стройках

Главной задачей первых послевоенных лет стало возрождение территорий, разрушенных войной, и общий подъём народного хозяйства. В эти процессы должны активно включиться все, кто вернулся с фронта. Поэтому на плакате Виктора Семёновича Иванова мы видим строителя не в привычной спецовке, а в военной форме. Впечатление от образа усиливают наградные планки и пилотка. На плакате этого же художника, выполненного в соавторстве с Ольгой Константиновной Буровой показа девушка, с задором работающая лопатой. Очень символичен дальний фон, где слева ремонтируют руины пострадавшего от войны здания, а справа возводят новый, более высокий корпус.

Плакаты СССР, призывающие к сверхурочной работе

Грандиозные прорывы в подъёме народного хозяйства плакаты отображали по всем направлениям. Герои плакатов середины 1950-х гг. словно переговариваются друг с другом, делясь трудовыми успехами. Оба плаката подчёркивают, что героический труд не знает такого понятия как «конец рабочего дня». О том, что сварщик задержался на стройке, говорит темнеюшее небо, на фоне которого дворцами смотрятся новые высотки Москвы. Время суток для покорителя пашни обозначено на самом плакате.

Воспитание труженика советским плакатом

Плакаты по технике безопасности

Отдельная тема для плаката на рабочем месте – неукоснительное соблюдение техники безопасности. Здесь нет места ликованию трудовыми успехами или изображению подвига советского народа. Единственная цель – шокировать зрителя. Один взгляд должен вогнать в мозг и память как сам пункт техники безопасности, так и катастрофические последствия его невыполнения. Говорят, что инструкции по техники безопасности написаны кровью, поэтому здесь кровь либо на видном месте, либо её символизирует тяжёлый цвет фона.

Плакаты о воскресном отдыхе после работы

Уравновесить тяжёлое впечатление от этих плакатов были призваны другие – те, которые напоминали, что после трудовой недели обязательно будут выходные. К этой задаче художники тоже подходили по разному. На плакате Рубена Васильевича Сурьянинова показан предстоящий выходной. Подчёркивается, что отдых это заслуженный: над станком транспарант-указание «Дневное задание выполнено на 220%». Второй плакат не несёт столь тяжёлой смысловой нагрузки, но подчёркивает, что выходной стоит провести в кругу семьи на лоне природы. Образ положительного труженика представал не только на плакатах, а повсюду, на каждом шагу (мы рассказывали о подобных примерах, изображённых на новогодних открытках В. Зарубина).

Вовлечение в трудовые процессы с помощью плаката

Работа работе рознь. Как ни старались плакаты 1930-х гг. сдёрнуть управленцев с места и направить непосредственно в шахту или цех, это удавалось далеко не всегда. Плакат К. Иванова и В. Брискина показывает, что пульс рабочего коллектива не в кабинетах с бумажками, а там где идут живые производственные процессы. Эту же роль выполняли не только плакаты, но и многочисленные карикатуры того же сатирического журнала «Крокодил».

Плакаты о борьбе с пьянством в рабочих коллективах

Одно из зол, борьба с которым не прекращалась на протяжении всего существования Советского Союза, был алкоголизм. Художники разных эпох решали эту задачу в манере, соответствующей своему времени. Если в конце 1920-х гг. рабочий просто разбивал бутылку, как врага революции с недавно исчезнувших «Окон РОСТА», то на плакате середины 1980-х гг. всё выглядит изящнее и неоднозначнее. Нам показывают облик вроде бы культурно выглядящего советского гражданина, но обнажают его неприглядное нутро, тянущееся к спиртному.

Монеты и банкноты в качестве героев плаката

Противопоставление передовика и лентяя

Кнутом и пряником в воспитании несознательного труженика чаще всего выступал рубль. И на этих плакатах советские банкноты играли роль не средства расчёта, а иллюстрировали итоги трудового месяца. Самым известным плакатом на эту тему считается работа В. Говоркова «Как работал, так и заработал» (1964 г.). На переднем плане улыбающийся трудяга-здоровяк, пересчитывающий пачку десятирублёвок. Позади него невзрачный тип с красным носом и пластырем на лице. В его руке скомная стопочка рублёвых банкнот. Те же узнаваемые жёлто-коричневые бумажные рубли держит другой лодырь, изображённый М. Ержановым.

Плакат о заработке

Ещё одна работа В. Говоркова продолжает тему противопоставления хорошего работника и лентяя. Только здесь финансовое расхождение показано куда значительнее. Мизерный заработок лентяя символично подчёркивают две монетки, сиротливо лежащие на банкнотах.

Рубль как символ экономического развития и успеха

Однако рубль мог играть и совем другую роль, если плакат подчёркивал нечто глобальное. Монета 1 рубль 1965 года словно зеркало отражает в себе достижения советской экономики. На монетном поле отчётливо видны новые дома и грандиозные фабрики, символизирующие масштабное строительство тех лет. Монета 1 рубль 1969 года в паре с копейкой той же даты призывает быть бережливым. Ведь сэкономленная копейка в масштабах страны даст всё то же дополнительное строительство.

Роль рабочего класса в переустройстве мира на плакатах СССР

В качестве средства агитации плакаты стали привычным делом, поэтому в бюджет предприятия или организации предполагал выделение средств на закупку плакатов.

Рабочий человек на страже мира

В период позднего СССР плакат начал подчёркивать, что призвание рабочего человека – это нечто большее, чем просто перевыполнять план и культурно отдыхать. Человек в комбинезоне сначала одёргивает внешнее вмешательство в построенную им самим счастливую жизнь (рука Запада с эмблемой доллара вовремя остановлена). Но затем он сам приходит на сборище империалистов как главная фигура на мировой шахматной доске. Пока он лишь требует мира, но весь его решительный образ подсказывает, что на этом он не остановится, пока кто-то будет угнетать его собратьев в странах капитализма.

Человек труда формирует советское общество

Революция позволила русскому плакату сделать очень важный шаг. До неё плакат решал задачи рекламы и торговли, редко отражая острые моменты политической жизни. Революция поставила новому плакату задачу посущественней. Более 70 лет советский плакат успешно подбадривал граждан великой страны в трудные годы и мотивировал меняться к лучшему, меняя и всю страну в целом. Без лишних слов плакаты о работе воспитывали дух трудового коллектива, учили технике безопасности и укрепляли моральный облик. Всё время, пока большинство граждан верили, что советское общество движется лишь вперёд и по нарастающей.