Крейсер «Аврора», спущенный на воду 24 мая 1900 г., недавно отпраздновал свое 125-летие. Этот символ Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. знают во всем мире. «Аврора» была заложена на верфи Нового Адмиралтейства в июне 1896 г., после начала строительства однотипных с нею бронепалубных кораблей «Диана» и «Паллада». Судно получило название в честь своего предшественника, 58-пушечного парусного фрегата «Аврора», который совершил кругосветное плавание в 1853 г.
Заказы на изготовление материалов, конструкций и систем вооружения крейсера «Аврора» выполняли 6 заводов. К моменту спуска крейсера на воду приемная комиссия выявила ряд недостатков у «Дианы» и «Паллады», особенно в отношении артиллерийского вооружения. Их устранение на «Авроре» заняло почти 2 года. В начале 1902 г. на крейсер установили якоря Холла, которые до сих пор не использовались на русских военных судах. В составе вооружения «Авроры» было 8 пушек Канэ калибра 152 мм с длиной ствола 6,8 м. Дальнобойность этих корабельных орудий, установленных в носовых и кормовых башнях, составляла 13 км. По бортам «Авроры» на верхней и батарейной палубах находились 24 пушки Канэ калибра 75 мм, на мостиках – 37-мм пушки Гочкиса в количестве 8 штук. Кроме того, на корабле были смонтированы 3 торпедных аппарата калибром 381 мм.
Ходовые и артиллерийские испытания судна перед «сдачей в казну» проводились с августа 1902 по март 1903 г. Несмотря на то, что крейсер развил скорость свыше 19 узлов, его машины и котлы не смогли работать в штатном режиме. Улучшения производились до лета, и 16 июня 1903 г. «Аврора» вошла в состав Императорского флота России. В свое первое плавание крейсер отправился 25 сентября 1903 г. Выйдя из Балтийского моря, оно миновало пролив Ла-Манш и 8 октября пришвартовалось в порту Алжира. Далее последовало плавание в Порт-Саид, где «Аврора» собиралась выгрузить запасные части для ремонта броненосца «Ослябя». В апреле 1904 г. «Аврора», «Ослябя» и сопровождавшие их миноносцы из состава российской Тихоокеанской эскадры вернулись в порт Либава на Балтийском море. Здесь крейсер был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры и должен был следовать на Дальний Восток, чтобы принять участие в начавшейся Русско-японской войне.
«Аврора» на испытаниях 1903 г.
«Аврора» в гавани Санкт-Петербурга
«Аврора» в Цусимском сражении 14 мая 1905 г.
«Аврора» под обстрелом в Цусимском проливе
Во время стоянки на Мадагаскаре в декабре 1904 г. в ожидании остальных судов, шедших через Суэцкий канал, командование Второй Тихоокеанской эскадры узнало о сдаче японцам Порт-Артура и гибели Первой Тихоокеанской эскадры. После бункеровки углем корабли эскадры отправились в далекое плавание, 26 марта 1905 г. миновали пролив между Малайским полуостровом и островом Суматра и стали готовиться к бою с японцами. Задачей эскадры было прорваться к порту Владивосток. При следовании через Цусимский пролив 14 мая 1905 г. на русские корабли напали японцы, и началось Цусимское сражение. «Аврора» выпустила по противнику 300 снарядов калибра 152 мм и почти 1300 снарядов калибра 75 мм, получив от японцев 18 попаданий снарядов. После сражения крейсерский отряд эскадры делал попытки повернуть на Владивосток, но каждый раз сталкивался с атаками японских кораблей. Три крейсера – «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» - под командованием адмирала Энквиста направились на Филиппины, в порт Манила. Здесь 21 мая 1905 г. похоронили погибшего в Цусимском сражении первого командира «Авроры» капитана Е.Р. Егорьева (1854-1905).
Русские корабли были интернированы, то есть не имели право выходить в море или следовать на родину до конца войны. 23 августа 1905 г. в США между Россией и Японией был подписан мирный договор, и 15 октября русские корабли покинули Манилу. «Аврора» прибыла в Либаву 19 февраля 1906 г., через 458 дней после своего выхода из этого порта. В 1908-1909 гг. был проведен масштабный ремонт и перевооружение крейсера. Осенью 1909 г. «Аврора» в составе крейсерского отряда отправилась в поход по Атлантическому океану и портам Средиземного моря. Его целью была практика гардемаринов и учеников строевых школ унтер-офицеров. В марте 1911 г. крейсер вернулся на Балтику, откуда совершал учебные плавания с кадетами морских школ.
После начала Первой мировой войны с 1914 г. «Аврора» осуществляла патрулирование и вела дозор в акватории Балтийского моря. В 1916 г. крейсер стали спешно готовить к поддержке русской десантной операции в Рижском заливе. Крейсер прикрывал десант артиллерийским огнем и несколько раз подвергался атакам гидропланов противника.
«Аврора» на фоне Санкт-Петербурга
Залп «Авроры» в октябре 1917 г.
Схема «Авроры» 1903 г.
В сентябре «Аврора» вернулась в Кронштадт, где должна была встать на ремонт до апреля 1917 г. После Февральской революции на «Авроре» был создан судовой комитет, и в июне 1917 г. он насчитывал свыше 40 большевиков. Почти ежедневно на борту крейсера проходили митинги, а 24 октября Центральный комитет Балтийского флота принял решение, что «Аврора» должна всецело подчиняться приказаниям Петроградского совета и оставаться на Неве. На следующий день юнкера развели Николаевский мост, и большевики скомандовали подвести к нему революционную «Аврору». Когда крейсер приблизился, юнкера разбежались, и движение по мосту было восстановлено.
Когда большевикам оставалось лишь захватить Зимний дворец, они приняли решение обстрелять его из орудий Петропавловской крепости и стоящей на Неве «Авроры». Начальник штаба Петросовета В.А. Антонов-Овсеенко отдал комиссару «Авроры» распоряжение, чтобы после сигнального залпа крепости крейсер дал пару холостых выстрелов из 6-дюймового орудия. Около 10 часов вечера 25 октября «Аврора» произвела из кормового орудия один холостой выстрел, деморализовавший защитников Зимнего дворца. Перед этим с радиостанции «Авроры» было передано «Воззвание к гражданам России», написанное В.И. Лениным.
Таким образом, крейсер «Аврора» знаменит прежде всего тем, что своим выстрелом «возвестил начало новой эры – эры Великой Социалистической революции». Мемориальную стелу с этим текстом установили на Адмиралтейской набережной в 1939 г. на том самом месте, где «Аврора» швартовалась 25 октября 1917 г.
После успешного окончания ремонта «Аврору» летом 1918 г. перевели в Кронштадт, где крейсер планировали затопить, чтобы преградить путь кораблям интервентов во время наступления Северо-Западной армии Юденича. Однако английские корабли перед Петроградом так и не появились. В июне 1922 г. с корабля сняли боевую артиллерию, а 23 февраля 1923 г. «Аврора» вошла в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота СССР. Крейсер совершил походы в Архангельск и вокруг Скандинавии. В 1927 г. «Аврору» наградили Орденом Красного Знамени. В последующие 3 года корабль совершил несколько заграничных плаваний. В 1935 г. «Аврора» стала несамоходной учебной базой: теперь крейсер мог плавать только с помощью буксиров.
Монеты и марки, посвященные «Авроре»
После начала Великой Отечественной войны «Аврору» включили в систему противоздушной обороны Кронштадта. В июле 1941 г. с крейсера сняли 9 орудий калибра 130 мм, из которых сформировали береговую батарею «А». Из ее орудий обстреливали немецкие части у деревни Ям-Ижора в Ленинградской области. Вражеская авиация бомбила «Аврору», причем зенитчикам крейсера удалось сбить один вражеский самолет. Береговая артиллерия немцев периодически обстреливала крейсер вплоть до прорыва блокады Ленинграда: захватчики старались сбить Краснознаменный флаг, развевавшийся над «Авророй» всю войну.
В августе 1944 г. было принято решение установить «Аврору» возле Петроградской набережной как музей-памятник истории флота. В 1945-1946 гг. «Аврора» сыграла роль крейсера «Варяг» во время съемок одноименного фильма. Осенью 1948 г. «Аврору» перевели к месту постоянной стоянки на Большую Невку. В 1956 г. на корабле открыли филиал Центрального военно-морского музея, а в 1960 г. Постановлением Совмина СССР «Аврору» включили в число памятников, охраняемых государством. В 1968 г. крейсер наградили орденом Октябрьской Революции. В настоящее время «Аврора», которой придали аутентичный облик, является музеем. На корабле действует православный храм, где по воскресеньям проводятся службы.
В Советском Союзе «Аврора» была самым известным военным кораблем, которому посвящали кинофильмы, мультфильмы, прозу, стихи и песни. Первая сборная модель крейсера была выпущена для детей в 1970-х гг., а затем в продаже появились более детализированные и масштабные модели. Почтовые марки с изображением «Авроры» выпускались регулярно, начиная с 1928 г., не только в СССР, но и в Албании, Болгарии, ГДР, Монголии, Польше и даже в экзотических странах (например, на Сейшельских островах). Крейсер отчеканен на юбилейных 20 копеек 1967 г., а также на рублях 1977 и 1987 гг. Изображение «Авроры» украшает орден Октябрьской Революции, учрежденный в 1967 г.