Филателия в ХХ веке была, пожалуй, главным видом коллекционирования. К середине столетия считалось, что почтовые марки системно или бессистемно собирают примерно сто миллионов жителей нашей планеты, что на тот момент составляло примерно три процента населения Земли. Первые коллекционеры хранили коллекции весьма причудливо. Например, император Александр III складывал марки по размеру в столбики, формировал их в пачки. Связанными пачками он заполнял небольшие коробки, которые прятал в ящиках письменного стола. Современные филателисты отлично осведомлены, что коллекция бережно сохранится, если её разместить в специальном альбоме. Классический альбом для марок филателиста совершенно не похож на стандартные нумизматические альбомы с квадратными ячейками. Давайте познакомимся с ним поближе.

История появления альбомов для марок

Популярный логический парадокс использования понятий с нечётким объёмом «Что было раньше: курица или яйцо?» в случае почтовых миниатюр и альбомов для них решается не в пользу марок. Предшественник альбома для марок появился задолго до изобретения Роуленда Хилла, подарившего миру крохотные бумажные знаки для оплаты почтовых услуг. Конторская книга генерального сборщика пошлин Ирландии Джона Бурке, куда он в 1774 году наклеил подборку из разноцветных квитанций гербовых марок (миниатюрных налоговых документов) считается самым первым альбомом в этой категории. Первые филателисты следовали примеру Джона Бурке и наклеивали предметы своего увлечения в конторские книги или обычные тетради.

Самый первый альбом для хранения марок

Но именно для почтовых марок первый альбом «Лаллье» появился в столице Франции – Париже. Начальная партия 1862 года почти не сохранилась, поэтому каждый её представитель является ценным предметом антиквариата вне зависимости, есть ли в нём марки и сколько стоит его внутреннее содержание. В Америке год спустя вышел альбом Appleton. Титульный лист с разрезом земного шара был не просто для красоты. Внутри листы были скомпонованы по материкам, а далее – по странам. Под названием страны указывались название, площадь, население и крупнейший город. Собирательству марок в нём сопутствовало изучение основ географии. Затем выпуск филателистических альбомов типа «V. R.» освоила фирма «Стэнли Гиббонс». После первенца она выпустила для коллекционеров улучшенную версию «Improved», а затем и альбом «Imperial» с изображениями. Инициативу печатать в альбоме картинки требуемых марок для избежания путаницы с наклейкой подхватили и другие фирмы. Российская империя не осталась в стороне. «Карманный альбом марок» стал доступен коллекционерам в 1866 году, а первый «Иллюстрированный альбом для марок всех стран» издательство Отто Кирхнера представило сразу в двух форматах, отличавшихся габаритами.

Пример частично иллюстрированного альбома для марок СССРПример частично иллюстрированного альбома для марок СССР

Долгое время альбомы для марок издавались именно в виде подборки иллюстрированных листов. В Советском Союзе филателии уделялось достаточное внимание. Выходили печатные издания, посвящённые этому виду коллекционирования, и продавались альбомы для наклейки марок СССР в хронологической последовательности. Затем появились и тематические альбомы. Например, альбом «Космос», собравший в себя кроме советских миниатюр ещё и зарубежные марки, посвящённые исследованиям космоса.

Листы тематического альбомаЛисты тематического альбома

Изобретение клеммташей (двухслойных полос, скреплённых между собой) позволило избавиться от необходимости наклеивания марок. Теперь они помещались в прозрачный карман, надёжно защищавший их от небрежного касания или механических повреждений. Альбом, снабжённый клеммташами, позволял организовать настоящую тематическую коллекцию, при этом сохраняя возможность заменить входящий в экспозицию экземпляр на марку лучшего качества. В период расцвета филателии такие альбомы издавались в большом количестве, сразу укомплектовываясь нужными позициями из числа марок, блоков или малых листов.

Советский кляссер начала 1960-х годовСоветский кляссер начала 1960-х годов

Но революционным поворотом стало изобретение кляссеров – альбомов, где марки вставлялись в закреплённые снизу и по бокам прозрачные полосы. Это спасло множество экземпляров, сейчас ставших филателистическими редкостями, от порчи наклейками их обратной стороны. Высшая степень сохранности марок MNH предполагает идеальное состояние клеевого слоя на обороте. Наклейка или её след существенно снижает стоимость марки. Кляссеры быстро стали стандартом. Тем более, что редкие и ценные марки можно было вставлять под защиту полос вместе с клеммташами. В настоящее время об альбомах старого типа, куда марки наклеивали, почти не вспоминают. Говоря «альбом», современный филателист почти всегда подразумевает именно кляссер или новое его поколение, о котором чуть ниже.

Серия почтовых марок "800 лет Москве" в кулисеСерия почтовых марок "800 лет Москве" в кулисе

От кляссеров отпочковались кулисы – небольшой лист с несколькими полосками, закрытый прозрачной защитной плёнкой. Есть немало филателистов, которые хранят коллекцию только так. Кулиса, не занимая большой объём, позволяет выгодно показать определённую подборку или серию, которые визуально потерялись бы на большом листе, заполненном множеством марок. Её легко вынуть из состава коллекции, что обеспечивает мобильность.

Какие характеристики имеет альбом для хранения марок

Главными параметрами альбома являются размер, количество и цвет его листов. Карманные альбомы имеют небольшие габариты (80 × 130 мм). Стандартные альбомы выпускают размером, приближенным к формату А4 или А5.

Варианты цвета страниц: серый (слева), чёрный (в центре) и белый (справа)Варианты цвета страниц: серый (слева), чёрный (в центре) и белый (справа)

Если отбросить всяческую экзотику, коллекционер столкнётся с альбомами, где будут листы трёх основных цветов: серый, чёрный и белый. Серые страницы – это альбомы второй половины ХХ века. В таких хранили коллекции советские филателисты. Чёрный цвет самый популярный среди филателистов, так как он выгодно подчёркивает контраст белых полей почтовых марок или их яркую раскраску. Белый цвет тоже часто встречается у производителей наших дней. Но спрос на такие альбомы меньше, поэтому при одном и том же количестве листов цена альбомов с белыми страницами в большинстве случаев будет ниже. Не следует путать страницы и листы, хотя разные фирмы могут пользоваться и тем, и другим термином. Количество указанных страниц вдвое превышает число альбомных листов (например, альбом с указанием «32 листа» имеет 64 страницы).

Альбомы с разным количеством полосокАльбомы с разным количеством полосок

Не менее значимо количество полос на странице. Выше примеры с девятью или десятью полосами. От числа полос зависит количество марок, которое вы сможете разместить в альбоме. Однако следует помнить, что если полосы располагаются близко друг к другу, то марки нижней полосы будут скрывать существенную часть экземпляров, расположенных выше. Поэтому при покупке альбома надо примерно представлять, какие именно марки в них будут располагаться.

Перед приобретением альбома (особенно, если он уже вмещает чью-то коллекцию) не забудьте обратить внимание на следующие детали:

  1. Листы не должны быть выгнуты или деформированы.
  2. Полоски с обеих сторон листа должны иметь плотное натяжение.
  3. Поверхность страниц должна быть гладкой и нелиняющей.
  4. Листы обязательно должны разделять одна или две прокладки.

Частичное отсутствие натяжения приведёт к тому, что марки станут выпадывать из-под полосок. А если не будет прокладок, то экземпляры с разных страниц могут сцепиться зубчиками и разорваться или повредить зубцовку. В случае экспозиции в альбоме старых марок с нестойкой краской межлистовая прокладка защитит экземпляры другой страницы от чужих отпечатков.

Современные альбомы для почтовых марок

Для качественного хранения марок альбом должен соответствовать и неочевидным требованиям. Например, иметь утолщённую мягким материалом обложку переплёта, чтобы минимизировать давление соседних альбомов. Ориентация альбома на полке всегда должна быть вертикальной (держать альбомы уложенными друг на друга крайне неосмотрительно. Но даже при вертикальной ориентации альбомные листы должны быть сшиты так, чтобы между листами могло проходить немного воздуха. Воздушная прослойка обезопасит марки при внезапном увлажнении, иначе намокший слой оборота приклеит марку к странице, безнадёжно испортив её ранее безупречное состояние.

Пример альбома фирмы LeuchtturmПример альбома фирмы Leuchtturm

Наибольшее уважение у большинства коллекционеров заслужила фирма Leuchtturm, знакомая не только филателистам, но и нумизматам. Печать почтовых марок и выпуск альбомов для них был изначальным видом деятельности немецкого литографа и филателиста Поля Коха (Paul Koch) и его делового партнёра Удо Байна (Udo Bein). После войны, когда Поль Кох перебрался в Западную Германию, им был основан издательский дом Leuchtturm Albenverlag («Маяк»). Бестселлером новой фирмы стал альбом с прозрачными пластиковыми карманами, не требовавший наклейки марок. Последователи Коха сумели вывести бизнес на мировой уровень.

Альбомы фирмы Leuchtturm

Альбомы выпускаются с разной толщины, начиная с восьмилистовых (16 страниц) и даже четырёхлистовых (8 страниц). Но самые популярные форматы – это альбомы на 16 и 32 листа (32 и 64 страницы соответственно). У других производителей можно повстречать альбомы на 24 или 30 листов (48 и 60 страниц соответственно). Какие-то коллекционеры предпочитают хранить марки в толстых альбомах. Иные посвящают каждой стране свой альбом, и поэтому им порой требуются именно те, где минимальное количество страниц. Кроме того, раньше размер коллекции часто измеряли количеством её альбомов.

Пример разъёмного альбома

Однако фиксированное количество страниц уже начинает уступать место механизму с системой разъёмных колец. Такие альбомы сочетают достоинства стационарного формата с мобильностью кулисы. Его легко разобрать, чтобы изъять часть листов или, напротив, вставить несколько дополнительных. Существенным преимуществом подобного альбома стала возможность хранения под одной обложкой листов различного типа. Во-первых, это может быть обычный лист с рядами прозрачных полосок. Во-вторых, лист может быть разделён на несколько частей для хранения блоков или конвертов с марками, гашёнными штемпелями первого дня. В-третьих, лист вообще может не иметь разделителей подобно (прозрачному офисному файлу), и в нём размещают малые листы.

Листы OPTIMA

Комплектация листов здесь зависит только от стандарта. Посмотрим на листы типа OPTIMA (отверстия на боковине листа совместимы с механизмом связующих колец OPTIMA). Прозрачные листы предполагают обзор обеих сторон предмета коллекции, так как иногда на клеевом слое тоже может иметься важный элемент: специальная отметка почты Венгрии, номер на блоке или малом листе, штемпель происхождения из определённой коллекции и пр. Листы с чёрной подложкой сформированы так, что на каждой странице можно разместить свой объект или их подборку.

Листы GRANDE

А это листы типа GRANDE (отверстия на боковине листа совместимы с механизмом связующих колец GRANDE). Несмотря на отличия в креплении, функциональность их та же самая. В зависимости от внутренних разделителей туда можно вставить не только марки, но и конверты, боны и даже монеты в холдерах. То есть экспозицию кроме филателистических объектов теперь можно дополнять неожиданными элементами, которые в стандартный альбом не вставить.

Альбомы в шубере

Вместилище солидной коллекции имеет дополнительные аксессуары. Из-за вертикального положения больше всего от выдвижения альбомов из шкафа и возвращения обратно страдают углы. Поэтому их обычно снабжают декоративными металлизированными уголками. Другой выход – защитный футляр, который ещё называют «шубер». Он достаётся из шкафа вместе с альбомом и принимает все мелкие повреждения при движении по полке на себя, тогда как сам альбом, находящийся внутри, не страдает.

Кто-то предпочитает классический альбом с кожаным переплётом. Другого влекут альбомы с пёстрой обложкой, заполненной рисунками экзотических марок. Третий хранит коллекцию в альбомах карманного формата. Неважно, какого размера и цвета альбом, в котором лежат ваши марки. Важно, чтобы каждая из них не только смотрелась эффектно на странице, но и была защищена от всевозможных опасностей, ведь почтовые миниатюры очень хрупки. Коллекция – словно художественное полотно с затейливым сюжетом, который меняется по вашему усмотрению, когда вы дополняете экспозицию или, напротив, удаляете из неё какую-то серию. Альбом для коллекции марок – рама этого живописного полотна. Он не должен затмевать коллекцию. Но должен подчёркивать её достоинства и быть для неё надёжным защитником.