Украинская земля славилась фарфором с давних времен. Гончарный промысел в этих местах развивался благодаря богатым месторождениям каолиновых глин, лесным и водным ресурсам. Небольшие мастерские и промышленные гиганты появлялись и в досоветский период, и при советской власти. Для посуды, предметов декора, малой пластики характерно высокое качество, самобытность, удобство в быту. Сумской фарфоровый завод — одно из предприятий, которое возникло в УССР. Он был одним из лидеров по выпуску фаянса и фарфора в СССР.

Набор из 3 чашек, фарфор, роспись, золочение, 1965-1974 гг.

История завода

Строительство завода началось в 1963 году в городе Сумы, через 2 года выпустили первую продукцию. К концу 1965 года изготовили 770 тысяч предметов. Предприятие специализировалось на создании сервизов, кружек, сувениров из фарфора и фаянса. Производственные мощности наращивали, ассортимент расширяли, технологии совершенствовали. К 1991 году на заводе производили 16 млн. изделий в год. Завод планировали переоснастить и расширить в 1991-1992 гг., но из-за распада Советского Союза этого не случилось. Государственное предприятие сменило форму собственности и стало закрытым акционерным обществом.

Статуэтка «Олимпийский мишка», фарфор, роспись, золочение, 1980 г.

Сумской фарфоровый завод смог пережить первые трудные годы после распада СССР, приспособиться к новым условиям, найти рынки сбыта. После вступления Украины в ВТО увеличился импорт китайского фарфора, конкурировать с привозной дешевой керамикой было очень трудно. Из-за экономического кризиса часть сотрудников сократили. Эти меры принесли лишь временные результаты, в 2013 году предприятие признали банкротом.

Тарелка пирожковая с изображением галантной сцены, фарфор, деколь, золочение, 1974-1991 гг.

Мастера-фарфористы

Супруги Виталий Федорович и Людмила Васильевна Шевченко начали работать на заводе с конца 1960-х гг. Их дело продолжили сын Владимир и невестка Елена. Сервизы, созданные по формам Виталия Федоровича, отличаются технологичностью. Некоторые из них выпускали более 3 десятков лет, и все это время они продолжали пользоваться спросом. Производство массовой посуды ставит художника в жесткие рамки: изделие должно быть красивым и малозатратным. Обыкновенные кружки приносят больше прибыли, чем эксклюзивный товар. Во время работы над единичными изделиями мастер может дать волю фантазии. На Сумском заводе изготавливали подарки для государственных деятелей. Например, для Л.И. Брежнева создали напольную вазу с портретом генсека.

Сахарница с изображением галантной сцены, фарфор, деколь, золочение, люстр, 1974-1991 гг.

Еще один выдающийся сумской художник — Василий Филиппович Ермоленко. Он работал на заводе с 1973 по 1984 год. Его творчество ценят за разнообразие приемов декорирования, яркую роспись. В своих работах художник использовал элементы национальной культуры, лиричные образы.

Вместе с мужем на предприятии работала Александра Трофимовна Ермоленко. Художница любила фольклорные сюжеты, эмоционально возвышенные образы. Для изделий Александры Трофимовны характерна лаконичность, выверенные пропорции. Предметы для повседневного использования декорировались сдержанно, интерьерные вазы украшались пышным орнаментом. Украинские народные традиции изготовления тонкостенной керамики сочетались с передовыми технологиями. Создавая формы и декор фарфоровых изделий, Александра Трофимовна вдохновлялась красотой местной природы.

Клейма Сумского фарфорового завода по годам

С начала своего существования до 1974 года клеймо выглядело как цветок с 6 лепестками с буквой «С» в центре. Позднее на нем стали изображать большую «С», в которую был вписан цветок. Вокруг изображения нанесена надпись «Сумской фарфоровый завод». Этим клеймом маркировали изделия до 1991 года. После преобразования предприятия в арендное клеймо на продукции проставлять перестали.

Типовые клейма советского периода

Сейчас посуда и декоративные предметы этого производителя ценятся коллекционерами, широко используются по прямому назначению. Их можно купить в сувенирных, посудных, антикварных магазинах, на вторичном рынке.