В 1884 году купец П.А. Никитин построил в поселке Песочное (Ярославская область) кирпичный завод. Через год он запустил линию по изготовлению фаянса. Оказалось, что производить керамическую посуду более выгодно, чем кирпичи.

Набор чайный на 3 персоны, фарфор, роспись, золочение, 1958 год

История фарфора из Песочного в дореволюционный период

В то время фарфор в Песочном изготавливали в двух небольших цехах, обжигали в кирпичных горнах, которые топили древесным углем. Освещение было керосиновым. Выпускали чашки, чайники, блюдца и другие предметы домашнего обихода. Купец открыл посудную лавку, но на предприятии случился пожар, и его пришлось продать в 1886 году. Образцов никитинского фаянса и фарфора сохранилось мало, сейчас их можно увидеть в музеях. Качество продукции во многом зависело от навыков мастера.

Новыми хозяевами предприятия стали Василий Карякин и Гавриил Рахманов. Уже через год оно стало приносить прибыль. За 3 года штат увеличился до 350 человек. Построили жилые и хозяйственные помещения, кирпичный цех для паровой машины, склад готовой продукции. В угоду моде посуду украшали цветочными мотивами, использовали технику надглазурной росписи. Также делали кобальтовые образцы с подглазурным золотым рисунком.

В 1894 году фабрику выкупило Товарищество Кузнецова. Выпускали фарфоровые изделия бытового назначения, вазы, малую пластику. Посуду расписывали вручную, чаще всего использовали восточные и цветочные мотивы. Яркая продукция с простым и выразительным дизайном пользовалась спросом у покупателей (горожан, крестьян). На фабрике работали мастера из Гжели и Дулево.

Живописный цех фарфоровой фабрики при М. Кузнецове, 1910-е гг.

Первомайский фарфоровый завод (ПФЗ)

После революции 1917 года предприятие национализировали. Выпускали агитационные фигурки, сервизы, вазы, наборы для плова, пиалы, блюда. Продукцию расписывали вручную. В 1930-е гг. менялся ассортимент массовой фарфоровой посуды, внедрялись новые способы производства. Первомайский фарфоровый завод нуждался в новых кадрах. В 1936 году, когда возведение плотины перенесли выше Рыбинска, на заводе появилась художественная лаборатория: штат пополнился 10 молодыми художниками. Мастерам организовывали экскурсии в музеи, на выставки, в картинные галереи, обеспечивали литературой по искусству, чтобы они черпали вдохновение для создания новых эскизов. К концу 1930-х гг. утвердили 29 форм новых изделий: вазы, чашки, сервизы (в том числе кукольный).

Тарелка «Слава мужественным челюскинцам», 1934 год

В Песочном изготавливали тонкостенную керамику агитационной направленности. Портреты вождей революции, значимые события, архитектурные сооружения, технику изображали на вазах, нарядных блюдах. Например, Александр Надулищев создал вазу с портретом Сталина. В фарфоре того времени отражены достижения Мичурина и Чкалова, трудовые подвиги крестьян, новые советские праздники. Предприятие ежедневно выпускало 60 тысяч изделий.

Чайник заварочный «Каламбур», фарфор, крытье, роспись, 1976-1990 гг.

Огромное влияние на развитие художественной лаборатории оказали М. Паламарчук, И. Гончаренко, Д. Клювгант. Исследователи особо выделяют работы Дины Эммануиловны Клювгант. Она использовала приемы дореволюционной росписи. В ее чайном сервизе «Сороки» кроющий красно-оранжевый фон контрастирует с зелеными и светло-желтыми растительными мотивами. Сервиз «Пионеры» (1945 г.) выполнен в стиле неоклассицизма.

Каждый живописец должен был ежемесячно создавать 2 эскиза для декорирования продукции, скульптор — одну модель малой пластики или форму посуды. В лаборатории разрабатывали рисунки, напоминавшие ситец, внедряли новые технологии, например, фотокерамику.

Значительная часть ассортимента была ориентирована на восточный рынок (Иран, Китай), торговые связи с которым были налажены еще во времена Кузнецова.

Набор из вазы и 5 пиал «Каламбур», фарфор, роспись, золочение, художник Л. М. Горбунов, 1976-1991 гг.

В лучшие годы на предприятии работало до 2 тысяч человек. В 2010 году штат насчитывал всего 4 сотни работников. В 2013 году завод объявили банкротом. Предметы, которые выпускали в разные периоды его существования, находятся в музеях, частных коллекциях, ими продолжают пользоваться в быту.

Клейма ПФЗ по годам

1924-1930 гг.
1934-1946 гг.
1946-1952 гг.
1952-1976 гг.
1976-1991 гг.