Первобытным топорам, найденным в Скандинавии, около 600 000 лет. Этим орудием пользовались Homo heidelbergensis – предшественники неандертальцев. Топор облегчал работу и становился грозным оружием при нападении врагов. В нём видели не только верного и постоянного спутника, но и вместилище таинственных сил. Например, аксиномантия – это гадание с помощью топора, ушедшее в народ из практик персидского мага Остана. Топор прочно прописался в скандинавской и славянской мифологиях. Возродить мистическую роль топора взялась Мастерская «БлагоДарствие», ныне известная, как «Секира Родослава».

Топор «Хорт»

История бренда

В основе производства, расположенном в частном доме пригорода Краснодара, лежит деятельность Михаила Владимировича Короленко, взявшего себе звучное имя Родослав. Главным её направлением стало художественное оформление топоров, превращение их в некий атрибут силы и домашний оберег.

Рисунки на топорах Мастерской «БлагоДарствие»

Первые шаги в ремесле начались у Михаила с резьбы по дереву. Освоив изготовление посуды и других деревянных предметов, Михаил заинтересовался металлом. Выбор пал на топор, так как этот предмет неразрывно связан с духом древних славян и зачастую является атрибутом их богов. Первый свой топор Михаил сделал в 2015 году. На первых порах у него еженедельно получался всего один топор. Или пара. Когда изделия обрели популярность, а число заказов возросло, Михаил задумался о расширении производства. Однако помощника в ремесле отыскать было не так-то просто. Только «Курс молодого бойца» при обучении изготовлению топоров занимает примерно три месяца.

Семья Короленко

Мастерская «БлагоДарствие» - это первое название, которое дали производству, которое объединило несколько направлений, связанных со славянской мифологией, включая одежду «Дух Предков», а также малую скульптуру из белой и тёмной глины или дерева. «Секира Родослава» - это направление Мастерской «БлагоДарствие», непосредственно посвящённое древним топорам. Со временем сотрудничество с остальными мастерами прекратилось, и оставшееся производство превратилось в семейный бизнес по художественной обработке металла и дерева.

Колун в руках мастера

Так как «БлагоДарствие» - это всё же не кузница, поставки топоров идут от разных мастеров. Михаил предпочитает заниматься топорами из кованой стали марки 60Г, на которых травлением создаются удивительные рисунки. Опыт в резьбе помог с оформлением топорища. Обработка рукояток в мастерской ведётся как вручную, так и станками с числовым-программным управлением. «Самое тяжелое, не обработка, - признаётся Михаил, - а задумка и воплощение её в эскиз. Чтобы получилось своё, а не скопированное по где-то увиденному». На вопрос, не добавится ли у мастерской ножевое направление, Михаил заметил, что ещё не до конца изучил возможности топоров. Однако он не исключил создания серии коллекционных и подарочных ножей с художественной обработкой.

«Громовержец»

В активе Мастерской «БлагоДарствие» (в том числе и под названием «Секира Родослава») награды всевозможных российских выставок оружия и товаров для охоты («ORЁLEXPO», «Клинок» и др.). Например, выше показана композиция «Громовержец», победившая на конкурсе выставки «Клинок» в номинации «Оружие в интерьере».

Топоры «Секиры Родослава» (мастерская «БлагоДарствие»)

Большой топор «Вещий»

Образ Велеса встречается на топорах мастерской достаточно часто. И «Вещий» как раз из числа таких топоров. Название отсылает нас к волхвам, которые почитали Велеса как хранителя тайного знания и сокровенной мудрости за своего главу. Двойственность природы металла и дерева как нельзя лучше подчёркивает двойственность самого Велеса, который одновременно властвовал над живой природой и управлял нижним миром, куда отправлялись мёртвые. Впрочем, Велес покровительствовал и живым путникам, считаясь богом дорог и развилок. Художественное оформление металла выражает эту двойственность рисунком, где узор соединяет образ старца и образ ворона. И птица, и старец – это воплощение мудрости, а ворон к тому же ещё и проводник между миром живых и миром мёртвых. Рисунок есть и на топорище, выполненном из берёзы.

Малый топор «Агисхьяльм»

Слово «Агисхьяльм», которое и не всякий язык выговорит, открывает нам один из самых древнейших скандинавских символов Шлем Ужаса. Наиболее популярен он был у воинов, так как дарил неуязвимость и наводил сильную боязнь на врагов. В деревнях этот оберег служил защитой от скандалов, помогая решить споры и конфликты в свою пользу. Классический вариант символа – это руны Альгиз, расходящиеся из общего центра. Также можно увидеть схожесть с двумя крестами, наложенными друг на друга. У этого символа нет единого исполнения, так как версии его изображения часто считаются экспериментами по усилению или изменению его свойств. Стилизованный Агисхьяльм – центральный элемент композиции топора. Но его плетёным узором, нанесённым травлением, обвивает дракон. Кроме общеизвестной битвы Сигурда с драконом Фафниром это ещё и символ власти, мудрости, а также магической мощи. При весе 800-900 грамм длина «Агисхьяльма» сорок сантиметров, а его режущая кромка достигает десяти сантиметров.

Секира «Берсерк»

Берсерки пришли в мировую культуру из древней германо-скандинавской мифологии, где этим словом называли могучих воинов в медвежьих шкурах, сражающихся неистово, будто впадая в бешенство, а после битвы тут же засыпающие, отдав все силы схватке. Во время нашествия монголо-татар не меньшую, чем у скандинавских берсерков, славу снискал Евпатий Коловрат, павший в жесточайшей битве с намного превосходящим в числе противником. Несмотря на грозное, воинственное название, «Берсерк» пригодится и в качестве надёжного валочного топора. Тем не менее, это коллекционное изделие и всё же больше подарочный топор, чем ежедневный инструмент лесоруба. Рукоять длиной 900 мм выполнена из американского ореха и украшена ручной резьбой. Часть её обмотана натуральной кожей для лучшего сцепления с руками.

Скандинавский молот

Среди других изделий Мастерской «БлагоДарствие» выделяется изысканно оформленный молот. Из мифов Скандинавии пришёл могучий Мьёльнир («Сокрушитель») – грозное оружие бога Тора, способное сразить любого великана. Со скандинавским богом грома данный молот связывает трикветр (один из символов Тора, а также древний орнаментальный и сакральный символ народов центральной и северной Европы). В русских сказках молот чаще выступает орудием труда кузнеца, символизируя крепость и активное начало преобразователя и творца (что и представляет процесс ковки). Буковая рукоять длиной полметра также имеет фрагментарную обмотку натуральной кожей. Её украшает ручная резьба.

Эмблема Мастерской «БлагоДарствие»

Логотип мастерской

В фирменной эмблеме Михаил символически постарался показать все направления мастерской. Славянские символы олицетворяют его художественные композиции. Родовое дерево показывает связь со славянскими корнями и с одеждой «Дух Предков», а лики богов, проступающие на стволе, это мифологические сюжеты, служащие основой его творчества. А элемент в нижней половине круга можно посчитать как ладьёй, так и лезвием топора.

Логотип направления «Секира Родослава»

Эмблема, выбранная для «Секиры Родослава», конечно же, не обошлась без топоров (их тут целых два), со славянскими корнями тут прослеживается связь через шрифт, которым выполнено имя, и через щит с изображением солярного символа, в который превращена буква «О». Но нашлась и отсылка к прежним временам в виде указания «МАСТЕРСКАЯ БЛАГОДАРСТВИЕ».

Топор «Громовое коло»