«Искусство» стало одним из основных издательств Советского Союза, посвящённых различным видам творчества и их истории. Издания «Искусства» не только открывали юным читателям дорогу в мир прекрасного, но и могли сообщить ценную информацию вдумчивым исследователям. В мире, где интернет ещё не обрёл глобального значения, очень ценились издания с достоверными сведениями, где под одной обложкой был собран подробный материал по какому-то конкретному городу, объекту искусства или знаменитой личности. Именно выпуск таких изданий и являлся главной задачей «Искусства».

Каталог выставки «Рембрандт Ван Рейн» (1936 г.)Каталог выставки «Рембрандт Ван Рейн» (1936 г.)

История издательства «Искусство»

Годом основания издательства считается 1936 год. Его предшественником можно считать издательство «Изогиз», работавшее с 1930 года. Отделения «Искусства» открыли и в Москве, и в Ленинграде. Примером одной из первых книг приводят иллюстрированный сборник «О Рембранте», вышедший в 1936 году тиражом 10 000 экземпляров и отпечатанный Московской типографией Профиздата. Ранние годы деятельности «Искусства» отмечены такими сериями, как «Портрет в мировом искусстве» и «Библиотека мировой драматургии». В этот же период выходили искусствоведческие работы (например, Карела ван Мандера) и сборники статей (например, А.В. Луначарского).

Плакаты И.М. Тоидзе с выходными данными издательства «Искусство»

С момента начала войны «Искусство» переключилось на массовое издание агитационных плакатов. С издательством работали лучшие мастера плакатной живописи Советского Союза. Зверства фашистов на оккупированных территориях трагически отобразил плакат В.С. Иванова «Мщение и смерть злодеям немцам!», выполненный в чёрно-белых тонах. Большой резонанс вызвал плакат Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», также растиражированный «Искусством» сразу же после появления этой работы в газете «Правда». Традицию русского лубка продолжила Т.А. Маврина плакатом «Стой! Прочти рассказ о том, как боролась Русь с врагом, И как ныне дело спорится - наш народ с фашистом борется!», стихи к которому написал А. Эфрос. Художник Л.М. Смехов и поэт Демьян Бедный создали совместный плакат, показывающий пионерам, как собранный ими лом превращается в снаряды, наносящие урон врагу.

Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков, В.Н. Сергеев «Живопись древней Твери» (1974 г.)Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков, В.Н. Сергеев «Живопись древней Твери» (1974 г.)

После Победы необходимость в огромном количестве агитационных плакатов отпала. Их выпуском занялись профильные издания, а «Искусство» вернулось к привычной деятельности. Одним из главных достижений первых послевоенных лет можно считать монументальные работы В.Н. Лазарева «История византийской живописи» и «Искусство Новгорода», а также «Всеобщую историю искусств» в трёх томах. С 1949 года издательство «Искусство» включили в систему Главполиграфиздата.

М.В. Алпатов «Александр Андреевич Иванов» в двух томах (1956 г.)М.В. Алпатов «Александр Андреевич Иванов» в двух томах (1956 г.)

Значительно расширилось поле деятельности издательства с середины следующего десятилетия, когда оно подверглось масштабной реорганизации. К нему присоединили издательство «Госкиноиздат», зато отделили часть активов, переданных издательству «Изобразительное искусство», которому отвели вопросы популяризации живописи, скульптуры, графики, монументального искусства и фотодела.

Каталог «Винсент Ван Гог» (1971 г.)Каталог «Винсент Ван Гог» (1971 г.)

В 1963 году издательство перешло в систему Госкомиздата, где с 1980 года входило в главную редакцию художественной литературы. В рамках этого направления «Искусство» издало собрания сочинений Жана-Батиста Мольера, Генрика Ибсена и многих других мастеров художественного слова. Тепло была встречена читателями антология «Памятники мировой эстетической мысли».

М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева «История зарубежного искусства» (1971 г.)

Интересным направлением стало приглашение авторитета в определённой сфере деятельности, чтобы он подробно описал специфику того мира, куда прикладывает свои силы. Так появились антологии «Мастера искусства об искусстве» и «Мастера архитектуры об архитектуре». О значимых личностях прошлого издательство тоже не забывало, подтверждением чему служит знаменитый труд Джорджо Вазари, представленный советским читателям. Вопросы театра и кино неоднократно освещались изданиями «Искусства», так как в издательство стекались монографии научных учреждений, театров и музеев. Эти работы нашли воплощение в изданиях «Театральное наследство», «Художественное наследство» и «Вопросы киноискусства». Работа издательства служила во благо лучшим музеям страны (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) и самым значимым киностудиям страны (Мосфильм и Ленфильм).

Н.Г. Машковец «В.И. Суриков» (1994 г.)Н.Г. Машковец «В.И. Суриков» (1994 г.)

Одним из пиков издательской деятельности можно считать 1971 год, когда было выпущено 282 книги и брошюры общим тиражом более 9 000 000 экземпляров. Так как в этот период и последующие годы в СССР было основано несколько специализированных издательств («Аврора», «Планета» и др.), тиражи «Искусства» затем начали снижаться. Однако в 1980-е годы общий ежегодный тираж издательства в среднем всё равно составлял от пяти до шести миллионов экземпляров. С переходом на рыночные рельсы издательство спасло то, что его преобразовали в государственное унитарное предприятие Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Это обеспечивает ему стабильные государственные заказы, что позволяет издательству функционировать до сих пор.

Известные серии издательства «Искусство»

Сборники «Фильмы-сказки»

Включение издательства «Госкиноиздат» в состав «Искусства» позволило последнему продолжить серию «Фильмы-сказки. Сценарии рисованных фильмов». Начиная с третьего выпуска, серия издаётся «Искусством». Книги серии были достаточно популярны, а ранние выпуски в хорошем качестве относятся к разряду библиографических редкостей. Всего в серии появилось 11 выпусков, последний из которых вышел в 1979 году. Интересной особенностью серии стало то, что публикуемые в сборниках сценарии часто отличались от финальной версии сюжета, воплотившегося в мультфильме. Поэтому, глядя на экран и читая книгу, можно было получить не одно, а два произведения.

Альбом «Псков» (1969 г.)Альбом «Псков» (1969 г.)

Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР» издавалась более тридцати лет, и если бы не распад Советского Союза, возможно, существовала бы до сих пор. В послевоенные годы издательство Академии архитектуры СССР издавало несколько серий, посвящённых истории русского зодчества и других народов, проживавших на территории страны. В 1958 году эстафету этих изданий перехватило «Искусство». Теперь вместо простенькой картонной обложки страницы надёжно хранил тканевый переплёт, снабжённый суперобложкой. Новое рождение серии состоялось в 1966 году, когда её оформлением занялся знаменитый художник Ф.Б. Збарский. До 1972 года издания выпускались с помощью зарубежной полиграфии (в Венгрии и Финляндии), а затем печатались в Ленинграде. У библиофилов эти книги проходят под названием «белая серия».

Книга «Ново-Девичий монастырь» (1968 г.)Книга «Ново-Девичий монастырь» (1968 г.)

Серия «Дороги к прекрасному» стартовала в 1967 году и пережила распад страны. Последние её выпуски (Н.С. Борисов «От Ярославля до Вологды» и Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов «Окраинными землями Рязанскими») появились на свет в 1995 году. Можно сказать, что серия представляет собой подробные путеводители, каждый из которых посвящён месту, не входящему в число самых популярных маршрутов. Однако любое из этих мест по-своему интересно и примечательно. В качестве авторов приглашали учёных, специализирующихся по истории страны, и заслуженных краеведов. Из-за бумажной обложки жёлтого цвета эти книги библиофилы частенько называют «жёлтая серия».