В 1963 году слово «Чайка» в Советском Союзе имело особое значение. С 16 по 19 июня на орбите находилась первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, которой на время полёта был назначен позывной «Чайка». После триумфального возвращения Терешковой на Землю, слово «Чайка» начали массово применять для названия моделей советских товаров культуры и быта. Оно даже становилось причиной переименования предприятий. «Чайкой» в 1963 году назвали один из недавно созданных столичных заводов. Правда, читая его полное наименование, люди больше удивлялись наличию в нём слова «школьный».

Набор деталей и узлов «Детский карманный радиоприёмник» (две версии окраски корпуса)

История Московского школьного завода «Чайка»

Предшественником завода «Чайка» был завод микроэлектродвигателей, который кроме непосредственно моторчиков, использовавшихся для школьных наглядных пособий и в детских игрушках, также производил ряд товаров, предназначенных для любителей самому собрать простенький приёмник (трансформаторы, громкоговорители и пр.). Каждый раз, когда в цеха приходили школьники, отправленные на производственную практику, чёткий ритм завода давал существенный сбой. Оказалось, что кадровые рабочие не могут ни толком разъяснить производственные процессы школьникам, ни выполнить план, потеряв уйму времени на объяснения. Валентин Федорович Карманов, руководивший предприятием, задумался, что сделать, чтобы школьники превращались не во зло, а во благо. Поговорив с учёными, касавшимися вопросов советской педагогики, Карманов решил превратить завод в школьный, где половину штата займут ученики, а взрослые останутся лишь на тех местах, где детям запрещала работать техника безопасности.

Школьники у входа на завод «Чайка»

Так завод микроэлектродвигателей в 1963 году превратился в предприятие со странным названием «Московский школьный завод “Чайка”», и сразу же начались сложности. Управление полиграфической промышленности и культтоваров Мосгорисполкома, которому подчинялся прежний завод, с новым работать отказалось. Начались перебои с поставками оборудования, которое могли перенаправить на более «серьёзные» предприятия. Возник вопрос об оплате мастеров за обучение. Выжить предприятию помогли местные комсомольские власти, поддержав начинание и поспособствовав передачу завода управлению кадров Мосгорисполкома. Вскоре завод доказал и собственную жизнеспособность, и достоинства новой подготовки кадров из числа школьников. Благодаря этому «Чайке» выделили новое здание, находившееся у станции метро «Каховская» на улице Одесской.

Здание Московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка»

Своё десятилетие предприятие в 1973 году встречает в статусе Московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка». Ежегодно его рабочими становились три с половиной тысячи старшеклассников. Упор делали на девятиклассников, которые проводили на предприятии один день в неделю. Десятиклассники работали здесь лишь до Нового года и не день, а три часа в неделю, а дальнейшая часть учебного года отводилась для подготовки к экзаменам. Наиболее ответственных школьников назначали бригадирами ученических коллективов. Летом жизнь завода не замирала, но во время каникул работал только взрослый штат, поэтому плановое задание на эти месяцы снижали. Как и взрослые, ученики участвовали в социалистическом соревновании и получали зарплату.

Руководитель завода В.Ф. Карманов в электромеханическом цехе «Чайки»

Этажи завода превратили в микро-предприятия, оснащённые собственным конвейером. Например, на третьем этаже в электромеханическом цехе продолжали собирать микродвигатели для технических игрушек. Второй этаж превратили в швейный цех, продукция которого поступала в такие знаковые магазины, как ГУМ и «Детский мир». На первом этаже располагалось царство печати, так как приходилось печатать множество этикеток и брошюр к собственной продукции и выполнять сторонние заказы. Печатью занимались тоже школьники. Но интереснее всего был организовал четвёртый этаж, куда поместили цех радиодеталей. Полезной особенностью эксперимента было то, что школьника не натаскивали на определённую операцию, а по мере обучения переводили с участка на участок. В процессе работы на «Чайке» способный ученик мог освоить несколько полезных специальностей. Кроме того, полезные навыки обретали участники кружков местного Дома юных техников, который тоже стоял на заводском балансе.

Цех радиодеталей

В середине 1970-х гг. изделия школьного завода «Чайка» отправляли в более чем сотню городов страны. У ряда позиций обнаружился экспортный потенциал: в рамках Совета экономической взаимопомощи ими заинтересовались Румыния, Венгрия и Югославия. Уникальность «Чайки» неоднократно подчёркивалась в прессе, где журналисты требовали распространить опыт завода по всей стране. Но этого так и не произошло, а вскоре и вся страна распалась на отдельные республики. С 1993 года Московский опытно-экспериментальный школьный завод «Чайка» сменил форму собственности на акционерное общество открытого типа. Исследователи спорят, когда же прекратилась деятельность АООТ «Чайка»? Существует документ конца 1995 года мэрии Москвы, где зафиксированы распоряжения освободить предприятие на будущий год от уплаты налога на прибыль в части, причитающейся бюджету Москвы, и всех местных налогов, а также взимать оплату водо-тепло-энергетического обеспечения по льготному тарифу. В документе указано, что на тот момент обучение рабочим специальностям на заводе проходило 1300 школьников. В 2004 году «Чайка», сохранившая в наименовании слово «школьный завод», ещё имела регистрационные номера в ПФР и ФСС. К этому времени её основными видами деятельности числились производство кожи, изделий из кожи и производство обуви.

Продукция Московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка»

Радиоконструктор «Мальчиш»Радиоконструктор «Мальчиш»

Пожалуй, наиболее известным изделием завода стал радиоконструктор «Мальчиш». Это для него с 1973 года цех радиодеталей на четвёртом этаже «Чайки» превратили в конвейер, разбивший производство на операции. Финальной стадией работы цеха становилась окончательная комплектация радиоконструктора. Он представлял собой набор деталей и элементов, с помощью которых можно было собрать приёмник на основе пяти германиевых транзисторов, ловивший станции на длинных волнах (диапазон ДВ). На первых порах заводу шли недовольные письма, так как в принципиальной и монтажной схемах были неточности. Поэтому в 1976 году устранили мелкие недоработки, а текстолитовую плату заменили основой из жёсткого картона. Существенной модернизации набор подвергли через десять лет, переработав схему, в основе которой теперь была семёрка кремниевых транзисторов.

Детали для детского карманного радиоприемника

Это не первое изделие для радиолюбителей, выпускавшееся «Чайкой». В конце 60-х гг. здесь производили ряд наборов, включавших различные детали для детского карманного радиоприемника. Причём, комплектность позволяла выбрать самый экономичный вариант, если в распоряжении юного радиолюбителя уже имелся ряд позиций. Сам корпус вместе с минимальной комплектацией стоил два с половиной рубля. Основные узлы и детали продавались в двух версиях: по четыре и по пять рублей. И, наконец, полный комплект обошёлся бы радиолюбителю в восемь рублей. Отдельно можно было приобрести согласующий и выходной трансформаторы, а также малогабаритный громкоговоритель.

Радиоконструктор «Набор № 2»

Предшественником «Мальчиша» был радиоконструктор с лаконичным названием «Набор № 2». При правильной сборке всех узлов и деталей получался приёмник, способный ловить средние и длинные волны (диапазоны СВ и ДВ). При желании можно было собрать целую коллекцию небольших радиоприёмников, так как корпус делали из пластмассы разного цвета (впрочем, то же самое можно сказать о корпусе набора «Мальчиш»).

Логотип Московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка»

Эмблема Московского школьного завода «Чайка»

В первые годы товарным знаком завода был круг, разбитый на три стрелки, с вписанной буквой «М».

Эмблема Московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка»

После добавления в название словосочетания «опытно-экспериментальный» товарный знак стал представлять стилизованные буквы «М» и «Ш», внутрь которых вписаны буквы «О» и «Э».