«Мелодия» — компания звуковой индустрии СССР и России, которая была создана в 1964 году. Она объединила все крупные звукозаписывающие студии и фабрики грампластинок СССР. Выпускали миллионы грампластинок и десятки тысяч пленок. Благодаря грампластинкам музыкальное искусство проникало в самые отдаленные уголки Советского Союза.

Эмблема фирмы «Мелодия»

Эстрадную, классическую и народную музыку, записи литературных произведений и историко-политических событий могли услышать тысячи людей. Специалисты также занимались реставрацией старых записей, созданных в первой половине 20 века. Среди меломанов и коллекционеров огромной популярностью пользуются пластинки из серии «Архив популярной музыки» (Энциклопедия рок-музыки).

Музыкальная сказка «Алиса в стране чудес»

История

В начале 20 века спрос на пластинки был невероятно высок, каждая состоятельная семья обладала граммофоном. Апрелевский завод грампластинок (будущее основное производственное предприятие «Мелодии») был построен в 1910 году Готлибом Моллем, которому удалось добиться чистого звучания записей. На предприятии Молля впервые в нашей стране наладили производство пластинок для изучения иностранных языков. После революции 1917 года завод национализировали, семья Моллей была вынуждена эмигрировать.

Печатный орган фирмы «Мелодия»

В СССР существовало несколько крупных заводов, изготавливающих грампластинки, и студий звукозаписи. В 1964 году их объединили во Всесоюзную фирму «Мелодия», которая стала монополистом в советской звуковой индустрии. С октября 1979 года выходил в свет журнал по музыкальной тематике «Мелодия — Каталог-бюллетень», представлявший сборник статей и рецензий о музыке и исполнителях, которые издавались на грампластинках «Мелодии».

Магазин грампластинок «Мелодия»

Советским меломанам был хорошо знаком фирменный магазин «Мелодия» на Калининском проспекте в Москве. Монополия «Мелодии» действовала до распада СССР. Заводы и студии обрели самостоятельность, но к концу 1990-х гг. из-за нерентабельности прекратили свое существование.

Коллекционирование

Набор из 4 грампластинок «от 2-х до 50-и» спектакль Ленинградского театра миниатюр Аркадия Райкина (1968 г.)Набор из 4 грампластинок «от 2-х до 50-и» спектакль Ленинградского театра миниатюр Аркадия Райкина (1968 г.)

Среди филофонистов пластинки «Мелодии» подвергаются критике за качество звука, полиграфию и дизайн конверта, качество винила, информативное наполнение этикетки лейбла. Выпуск миллионными тиражами негативно отражался на качестве. Наиболее ценными для коллекционеров считаются образцы, выпущенные ограниченными тиражами на Московском опытном заводе Грамзапись. Массовая продукция была рассчитана не на истинных ценителей винила, которые располагали высококлассной аппаратурой, а на обычных потребителей. Обывателям чаще всего были доступны проигрыватели, на которых тонкости звука не были слышны.

Набор из двух пластинок «Искусство Эмиля Гилельса» (1970 г.)Набор из двух пластинок «Искусство Эмиля Гилельса» (1970 г.)

Для собирателей пластинок внешний вид обложки не менее важен, чем сам винил. Многие конверты «Мелодии» не имели оформления на торце, что затрудняло поиск нужного экземпляра в большой коллекции. Зарубежные исполнители заботились о хорошем качестве торцов, где указывали исполнителя, название альбома, фирму. Позднее появились отечественные пластинки с торцами, но конверты из тонкой бумаги быстро сминались. Было много винила с анонимными обложками. С одной стороны конверта помещали нейтральное изображение, с другой делали окно, через которое можно было увидеть список песен (его печатали в центре самой пластинки, на «пятаке»). Один и тот же альбом, изготовленный на разных заводах, мог иметь разный дизайн, а разные альбомы одного исполнителя — одинаковые конверты.

Авторские права

Комплект из 4 пластинок «Эра Элингтона. 1927-1940. Дюк Элингтон и его оркестр» (1976 г.)Комплект из 4 пластинок «Эра Элингтона. 1927-1940. Дюк Элингтон и его оркестр» (1976 г.)

В СССР спрос на популярную зарубежную музыку был очень высок, пластинки тиражировали без оформления авторских прав. Из-за отсутствия лицензии продукцию «Мелодии» было невозможно продать за границей, где она считалась контрафактной. В 1960-х годах пластинки продавали через фирмы «Ариола» (ФРГ) и «Кэпитол» (США). Но из-за сложных отношений с западными партнерами, растущего экспортного предложения СССР пришлось подписать Женевскую конвенцию по авторскому праву (1973 год).

Группа «АББА» (советское издание альбома 1976 г.)

Репертуар для создания лицензионного винила с записями иностранных исполнителей отбирала специальная комиссия. В ее состав входили музыканты, чиновники, композиторы, переводчики, филофонисты. Существовало множество критериев отбора, например, лояльность социалистическому строю, моральный облик исполнителя. Из-за подобных препятствий путь пластинки до потребителя занимал 2-3 года. Продолжали выпускать и пиратские диски.

Слева - типовой советский вариант логотипа, справа - поздний вариант со знаком зарегистрированной торговой марки