Звуки этого инструмента композиторы брали в качестве сюжетного элемента симфоний, а Моцарт назвал его именем Серенаду для оркестра № 9 ре мажор. Во втором трио второго менуэта там звучит его соло. Наверное, многие меломаны уже догадались, что речь идёт о почтовом рожке. Сейчас его не встретить в обиходе, но когда-то он был важным атрибутом жизни для тех, кто ждал письма или желал отправить весточку. Почтовый рожок в сборнике Рудольфа Эриха Распе стал главным героем самого короткого рассказа из жизни барона Мюнхаузена. «Но представьте себе, что с нами случилось на ближайшей почтовой станции! Почтальон повесил около громадной зеленой изразцовой печи с одной стороны — свою шляпу, а с другой — почтовый рожок, и спустя несколько минут вдруг раздались звуки: «Трам, трам, трам-там-там!», а затем послышались все сигналы, которые пытался извлечь из рожка на дороге почтальон, но которые замерзли от холода в рожке, а теперь оттаяли! Вскоре прозвучало и все прочее, что пытался протрубить наш честный возница в течение дня.

Почтовый рожок в "Приключениях барона Мюнхаузена"

Мы услыхали множество русских народных песен, исполненных невероятно трогательно: «Прости на вечную разлуку» и «Вот мчится тройка удалая», известный Суворовский марш, сентиментальную уличную песенку «Ты душа ль моя, красна девица», «Гром победы, раздавайся» и между ними — различные кавалерийские сигналы, а в заключение — «Охоту с гончими» и вечернюю песенку «Солнце на закате». Тут только обнаружилось, как наш возница старался развлекать нас в дороге. Вероятно, ни с кем из вас не случалось ничего подобного. У нас, в Германии, мне тоже никогда не приходилось испытывать такого мороза, чтобы замерзли звуки в почтовых рожках. Для этого нужны именно такие страшные холода, какие часто бывают в России». Узнаем же, когда и кто играл на первых почтовых рожках, и где их можно повстречать современному коллекционеру.

История почтового рожка

При большом желании у монеты и почтового рожка можно отыскать общую родословную. И в том, и в другом случае отправной точкой будет крупный рогатый скот. Наверное, любой коллекционер знает, что в античные времена привычные нам деньги заменяли вол, бык или корова. Но не всякому известно, что первое применение почтового рожка соотносится с мясниками.

Древний рожокДревний рожок

Прибыв в населённый пункт для заготовки мяса или перегонки скота, гуртовщики привлекали внимание жителей, трубя в полые коровьи рога, часто снабжённые художественной резной отделкой. Сама этимология слова «рожок» отсылает нас к рогу. От него же произошёл такой известный инструмент как горн (немецкое слово «Horn» обозначает всё тот же рог). Так как гуртовщики следовали по нескольким населённым пунктам, то в некоторых странах вместе с ними передавали и всяческого рода послания. Таким образом, к примеру, зародилась «почта мясников» (Metzgerpost), доставлявшая по своему маршруту как официальную, так и частную корреспонденцию. За доставку неплохо приплачивали, что составляло существенную часть заработка гуртовщика. В различных проявлениях этому виду доставки удалось просуществовать вплоть до конца XVII века. И о своём появлении, и об отбытии гуртовщики возвещали звуком рога.

Из металлов и сплавов почтовые рожки начали делать в начале 15 столетия. Некоторое время спустя рожок превратился в постоянный атрибут почтового всадника, а затем и почтового дилижанса. Порой право трубить в почтовый рожок становилось монополией. На землях, подвластных Священной Римской империи германской нации, такое право получил аристократический род Турн-и-Таксис. Его представители на стыке XV и XVI веков организовали первую регулярную доставку почтовой корреспонденции между Веной и Брюсселем, а затем и в других городах Европы. Привилегию единолично использовать звук почтового рожка им даровали в 1507 году. В пути эти сигналы сообщали встречным и попутным экипажам, что требуется уступить проезд, так как почтовые кареты имели приоритет. «Клубится пыль со всех сторон, / Трубит весёлый почтальон! / Рожок сверкает как огонь — / Труби погромче, почтальон», - пелось в немецкой народной песне.

Всадник трубит о своём прибытии (слева). Ноты сигналов почтового рожка (справа)

Постепенно выработался целый свод сигналов, издаваемых при помощи почтового рожка. Один был командой для сторожей, которые открывали городские ворота. Второй сообщал о необходимости смены лошадей, которую готовили на перегонных станциях. Если же в рожок трубил не почтальон, а простой путешественник, торговец или обычный посыльный, нарушителю предписывалось суровое наказание. Обычно провинившийся отделывался серьёзным штрафом размером в дюжину талеров. Но бывали такие случаи, когда его могли и выпороть. Недопустимость использования рожков лицами, не имеющими отношения к доставке посланий, зафиксировали в 1712 году почтовые правила Пруссии, а затем и некоторые другие государства. Известный немецкий географ и теоретик картографии Иоганн Готфрид Грегори (1685-1770) в работе «Curieuse Gedanken von den vornehmsten und accuratesten Alt- und Neuen Land-Charten» («Шутливые мысли о лучших и наиболее точных старых и новых картах»), созданной в 1713 году, рекомендовал символом почтового рожка обозначать почтовые станции.

Немецкие почтовые рожки

В XVIII и XIX веках почтальоны наряду с привычными рожками сигналили ещё и почтовой трубой. Конструкция самого рожка постепенно усложнялась. Вместо одиночного витка инструменты делали с двойным и даже тройным оборотом. Появлялись и рожки с дополнительными отверстиями. Умение сигналить стало обязательным для работы на почтовом дилижансе. Если у работника не получалось подать сигнал должным образом, его увольняли. Особо талантливым в извлечении звуков, напротив, торжественно вручали почётные рожки. В Пруссии и Саксонии периодически разрешали применять почтовый рожок ещё и войсковой кавалерии, но затем монополию на эти сигналы вновь вернули почте. Ещё одно предназначение почтовый рожок обрёл в годы Первой мировой войны. В то время в Германии и Австро-Венгрии появился «Воин из гвоздей» (Nagelmann). Это была своеобразная форма пожертвования. Возле деревянной скульптуры, обычно изображающей Пауля фон Гинденбурга, городской герб или другие знаковые государственные символы, собирали взносы на нужды фронта или в поддержку семей погибших солдат. Внёсший определённую сумму получал право вбить гвоздь в статую. Использовались для сбора денег и деревянные почтовые рожки. Чтобы подхлестнуть ажиотаж среди жертвующих, тот, кто вбивал гвоздь последним, получал ценный приз. Процесс завершался, когда в рожок нельзя было вбить больше ни одного гвоздя.

Символ почтового рожка на автобусе (Швейцария)

Угодил почтовый рожок даже в правила дорожного движения. Например, австрийский закон об автотранспортных средствах (1967 г.) в пункте «предупреждающие средства» сообщает: «На омнибусах, чей маршрут проходит в зоне почтово-телеграфного управления, могут устанавливаться устройства для подачи предупредительных сигналов с последовательностью тонов почтового рожка». Звуковыми сигналами, издающими характерные переливы почтового рожка оборудован и почтовый транспорт горных районов, подтверждая приоритет в движении там, где дорога становится узкой или есть «слепой» поворот. Этот же опыт взяла на вооружение Швейцария. Однако там классическое трезвучие взято из увертюры к опере Россини «Вильгельм Телль». В стандарте Юникод последовательность «U+1F4EF» даёт изображение почтового рожка.

Почтовый рожок в филателии

Этот атрибут почтальона со временем превратился в символ самой почтовой службы. Изображение рожка в эмблеме государственной почтовой службы используют более тридцати стран мира. Среди них Австралия, Болгария, Чехия, Португалия, Германия, Исландия, Мальта, Венгрия, Швейцария, Дания, Швеция, Люксембург и другие. Неудивительно, что почтовый рожок плотно прописался на почтовых миниатюрах.

Норвежские почтовые стандарты разных лет выпуска

Серия стандартных марок Норвегии так и называется «Почтовый рожок». Её без перерывов печатают с 1872 года и выпускают в обращение почти полтора века. До этого страна успела выпустить марки с Государственным гербом и портретом короля Оскара I (на тот момент, Норвегия не имела суверенитета, а находилась в унии с Швецией). Автором дизайна стал немецкий архитектор Андреас Фридрих Вильгельм фон Ханно, прославившийся железнодорожными зданиями и обладавший большими способностями в графических работах. Взяв за образец датские почтовые миниатюры, где было крошечное изображение рожка, график придал иные пропорции элементам и получил на выходе рисунок, о котором даже через сто лет писали: «Этот простой и функциональный дизайн даже сегодня не выглядит устаревшим или старомодным». Центральным элементом стал коронованный почтовый рожок, в виток трубы которого вписан номинал.

Редкая марка «Бычья голова»

Номинал в витке почтового рожка был отпечатан и на первых стандартных почтовых марках Молдавского княжества (считаются и первыми марками Румынии). В коллекционной среде эта серия получила название «Бычьи головы». Рожок, разрывающий надпись по дуге «ПОРТО СКРИСОРИ» («доставка письма»), отпечатан под головой быка, увенчанной звездой (герб Молдавского княжества). Марки имели хождение с 15 июля до 31 октября 1858 года, а затем их (в связи с изменением почтового тарифа) изъяли из обращения, а непроданные остатки сожгли. Самой редкой в серии считается номинал 27 парале (первоначальный тираж 6000 штук). Чистый экземпляр в хорошей сохранности оценивается в 135 000 швейцарских франков и входит в группу самых дорогих марок мира. В этом статусе «Бычья голова» мелькнула в фильме «Шарада», главную роль в котором исполнила Одри Хёпберн.

Утверждённый образец первой русской марки

Два скрещённых почтовых рожка появились под Государственным гербом на первой почтовой марке Российской империи в качестве эмблемы почтового ведомства. В таком же виде, меняя размер и цвет они переходят на большинство дореволюционных марок, став обязательным элементом стандартных выпусков (если не считать, благотворительные выпуски, к коммеморативным почтовым маркам этого периода относится разве что серия «300 лет дому Романовых»).

Почтовый блок СССР

Четыре почтовых рожка можно насчитать на беззубцовых марках и оформлении полей почтового блока, посвящённого выпуску первой русской почтовой миниатюры. Блок показывает зарождение русской почты и важнейшие этапы её эволюции. Если приглядеться к почтовым рожкам повнимательнее, станет заметно, что вместе со службой почтовой доставки эволюционируют и они.

Почтовый блок СССР с надпечаткой

Через четверть века русская почтовая марка отмечала очередной юбилей, в честь которого выпустили ещё один почтовый блок. Два почтовых рожка вписаны в композицию, выполненную в стиле средневековых гравюр. Изображение почтового рожка можно отыскать и на других советских марках. Пара инструментов, перекрещённых меж собой, стала объединяющим элементом серии «Из истории отечественной почты» (1978 г.) и отметила Неделю письма (1971 г.). Этапы развития доставки корреспонденции показаны в одноименных сериях разных лет. И практически в составе каждой есть марка, где скачет всадник, трубящий в почтовый рожок.

Современные марки России

Почта России использует модифицированную эмблему имперского почтового ведомства, где лапы двуглавого орла, символизирующего Российскую Федерацию, сжимают не скипетр и державу, как на Государственном гербе, а пару почтовых рожков. В виде эмблемы службы доставки почтовые рожки присутствуют и на марках современной России.

Почтовый рожок в нумизматике

3 рубля 2008 года "150-летие первой российской почтовой марки" (биметалл серебро/золото)3 рубля 2008 года "150-летие первой российской почтовой марки" (биметалл серебро/золото)

Полуторавековой юбилей первой российской почтовой марки сама Почта России в отличие от советских времён отметила одиночной почтовой миниатюрой. Куда интереснее к этой дате отнёсся Банк России, сделав заказ Монетному двору Санкт-Петербурга на выпуск оригинальной биметаллической монеты. На монетном поле реверса показан угол неразрезанного марочного листа. Но если две марки всего лишь образуют фон, то третья выделяется на светлом серебре ярким цветом. Это вставка из настоящего золота (1,55 грамма), копирующая первую российскую почтовую миниатюру. Внимательный взгляд насчитает на реверсе три пары почтовых рожков.

1 доллар Ниуэ 2013 года оригинальной формы1 доллар Ниуэ 2013 года оригинальной формы

Кажется, что мы видим ту же самую марку, но это не так. На серебряном долларе Ниуэ в цвете запечатлена первая польская почтовая миниатюра. На тот момент Польское царство находилось в составе Российской империи, и знаки почтовой оплаты здесь оформлялись на основе российских. Единственный номинал 10 копеек отпечатали тиражом 2 800 000 экземпляров. Выпуск не был согласован с российской столицей, поэтому дальнейшую эмиссию марок Польши не производили. Эта марка считалась местным выпуском. Ей оплачивали только письма внутри Польши и уходящие в Россию. Через пять лет её хождение запретили, и почтовые отправления оплачивали только общеимперскими марками. Под гербом Царства Польского та же пара рожков, что и на российской марке. Ещё один рожок отчеканен на лицевой стороне доллара.

2 злотых 2008 года "450 лет почтовой службе Польши"2 злотых 2008 года "450 лет почтовой службе Польши"

В 2008 году Польша отметила юбилей своей почтовой службы выпуском памятных монет. На двух злотых из медно-цинкового сплава мы увидим почтовый рожок дважды. Во-первых, в рожок дует всадник. Во-вторых, рожок отчеканен перед числом, отмечающим время существования польской почты. Здесь он выступает и в другой роли. Ещё не так давно Poczta Polska имела эмблему в виде обвитого плетёным шнуром золотого рожка на тёмно-синем фоне. Именно так он и изображён на двух злотых. Сейчас логотип упростили. Правда, рожок на нём остался, но в стилизованном виде.

10 злотых 2008 года "450 лет почтовой службе Польши"10 злотых 2008 года "450 лет почтовой службе Польши"

Куда интереснее выглядит 10-злотовая серебряная монета. На её реверсе присутствует голографическая вставка, меняющая цвет при смене угла обзора, в виде оригинальной почтовой марки. Правда, всадник на ней сигналит не рожком, а целой трубой. Но на реверсе мы найдём рожок в виде прежней эмблемы почтовой службы. Молнии, видимые за рожком, олицетворяют стремительность доставки.

5 крон 1997 года "350 лет почте Норвегии"5 крон 1997 года "350 лет почте Норвегии"

Конного почтальона, отчаянно дующего в рожок, запечатлели на 5-кроновой монете Норвегии. Монета выпущена в 1997 году, когда юбилей в три с половиной века отмечала местная почтовая служба. Кажется, что всадник с почтовым рожком превратился в интернациональное олицетворение почты, но это не так. Рожок получил распространение в Европе не во всех странах, а за её пределами и вовсе кажется лишь музейным экспонатом былых эпох или экзотическим инструментом. Не увидим мы его на монетах, посвящённых юбилею почты таких стран как Индия или Австралия. На португальской монете «День Почты», где отчеканен почтовый дилижанс, тоже решили обойтись без него. А вот ГДР успела в 1990 году перед объединением немецких земель выпустить монету с почтовой каретой, под которой изображён рожок. Однако и в объединённой Германии эмблемой почтовой службы (Deutsche Post) остаётся всё тот же почтовый рожок.

5 марок ГДР 1990 года "500 лет немецкой почте"5 марок ГДР 1990 года "500 лет немецкой почте"