Как заявляют владельцы торговой марки, фарфоровая мануфактура Leander прославилась на весь мир в качестве создателя декоративного фарфора, декорированного ручной росписью и обычно украшенного драгоценными камнями. Но мануфактуры с этим именем не существует. Под маркой прячется фабрика, носившая за время своего существования различные названия.

Набор кофейный "Утро", Чехия, "Leander" (2000-2015 гг.)Набор кофейный "Утро", Чехия, "Leander" (2000-2015 гг.)

История торговой марки Leander

История фарфоровой мануфактуры, где сейчас выпускают посуду Leander, начинается в 1907 году неподалёку от Карловых Вар (на то время Карлсбад), когда в городе Грюнлас (Grünlas), ныне носящем имя Лучки (Loučky), местная администрация разрешила Бенджамину Франклину Ханту строительство. Прибывший из Бостона иностранец вряд ли бы получил разрешение, если бы не помощь влиятельных лиц, посчитавших, что зарубежный владелец внесёт в местное производство колорит дальних стран. Фабрика успела выпустить несколько партий посуды без оформления, но тут американский банк, где Хант держал средства обанкротился. Владельцу пришлось спешно продавать ещё недостроенное до конца производство и возвращаться на родину.

Подсвечник, украшенный цветочным декором, "Leander" (2000-2010 гг.)Подсвечник, украшенный цветочным декором, "Leander" (2000-2010 гг.)

Успешное производство на фабрике начинается в 1908 году, когда её покупает Рудольф Кампф, из-за чего она по прошествии трёх лет получает своё самое известное название Porzellanfabrik Rudolf Kämpf GmbH. Тогда же появился классический логотип – коронованные буквы «RKG», где «R» и «K» обозначали владельца (Rudolf Kämpf), а «G» - место расположения «Grünlas». До Второй мировой войны фабрика переживала и взлёты, и падения. В период первых росли экспортные поставки, так как посуда распространялась в большинство стран Европы и уплывала через океан в Америку. В период вторых росли долги и сокращался персонал. А в годы войны с выпуска посуды даже пришлось переключиться на производство санитарно-гостиничного фарфора. После войны. В 1945 году фабрику национализировали, и она вошла в группу «Славковский фарфор», откуда 1 апреля 1958 года её передали государственному предприятию «Карловарский фарфор».

Икона на фарфоре в деревянной раме "Всех скорбящих радость" (2000-2020 гг.)Икона на фарфоре в деревянной раме "Всех скорбящих радость" (2000-2020 гг.)

Слово «Леандер» появляется в истории предприятия уже в постсоциалистический период. «Карловарский фарфор» распался, и отдельные его предприятия начали обретать новых владельцев. Фарфоровым производством зарекомендовавшей себя маркой заинтересовалась чешская компания Leander 1946 s.r.o. Ей и была выкуплена мануфактура, из-за чего название сменили на Leander Porcelán Loučky. Сама фирма Leander 1946 s.r.o. специализировалась на сочетании различных технологий для создания удивительных произведений искусства. Покупка фарфоровой фабрики позволила ей войти в число ведущих мировых производителей художественного фарфора. В новом логотипе объединились и буквы «RKG», и название «Leander 1946».

Пара чайная с цветочным изображением, "Leander", Чехия (2000-2015 гг.)Пара чайная с цветочным изображением, "Leander", Чехия (2000-2015 гг.)

Благодаря внедрению новых технологий, посуда «Леандер» получает декорирование драгоценными металлами, что выводит её на очень высокий уровень. В 1994 году президент США Билл Клинтон во время его визита в Чехию получает в дар роскошную вазу с ручной росписью. Вазу не хуже, украшенную историческими карловарскими сюжетами, вручают главе президенту Чехии Вацлаву Гавелу. Декоративные предметы здесь создают для Папы Римского Иоанна Павла II, а также для королевской четы Норвегии – короля Харальда V и его жены королевы Сони.

Король Норвегии Харальд V со своей женой королевой Соней на фабрике (1997 г.)

Но так получилось, что Leander 1946 s.r.o. просуществовала относительно недолго. В 2007 году фабрика поступает в распоряжение холдинга CS Investment. Новый владелец провёл техническое перевооружение производство, что позволило остаться в числе успешных предприятий, и вернул фабрике историческое имя Rudolf Kämpf. Однако марка Leander не отправилась на свалку истории, а удвоилась (и даже утроилась).

Чайная пара с декором в виде роз и фигурной ручкой, "Leander", Чехия (2000-2015 гг.)Чайная пара с декором в виде роз и фигурной ручкой, "Leander", Чехия (2000-2015 гг.)

Теперь LEANDER – это разнообразный столовый фарфор для массового потребителя. Несмотря на то, что этой марке исполнилось всего три десятилетия, она обзавелась миллионами преданных поклонников на всех континентах. Основное направление – сервизы и предметы из розового и белого фарфора. Кроме современных методов оформления изделия «Леандер» могут иметь проверенную временем роспись золотом или платиной. Поставки фарфора охватывают Европу, Ближний Восток и Россию.

Фарфор Leander Fresh (автор дизайна Lenka Malíská)

Вторая марка – Leander HoReCa – закрывает потребности гостиничного бизнеса (сам термин HoReCa собран из первых двух букв слов «Hotel», «Restaurant» и «Catering» (или «Café»). Этот профессиональный фарфор закупается уже много лет предприятиями индустрии сервиса. На сайте компании указана и третья марка – Leander-fresh. Под ней на рынок поступает высококачественный фарфор как ручного, так и промышленного производства. Эти предметы ориентированы на современный дизайн.

Примеры изделий Leander

Столовый сервиз «Чешский Гусь»

Более двух веков богемские и моравские мастера оформляют посуду в стиле «Чешский Гусь». Декорирование не занимает много сил. Белый фон получает голубую кайму, а золотым или серебряным добавкам здесь места нет. Главное – красиво нарисовать гуся-одиночку или пару птиц с рыжими лапами и клювами. Узнаваемыми гусей делает синий бант в белый горошек на шее. Однако, несмотря на схожую роспись, посуда разных фабрик отличается формами. Leander – это форма «Мэри Энн» («Mary Anne»), созданная на фабрике ещё в 1958 году. Любители чешского фарфора часто называют «Мэри Энн» лучшей формой среди всех, которые оформлены с помощью «Чешского гуся».

Чайный сервиз «Мадонна»

Классическое оформление чайных сервизов в стиле «Мадонна» предполагало два сюжета: «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером» и «Наказание Купидона». Кроме того, никому не ведомо, почему посуду со сценами из античных веков начали именовать средневековым словом «Мадонна». Этот стиль пришёл из Германии, но, когда там сменилась мода, немеркнущую классику подхватили Чехия и Польша. Сюжетов стало больше, да и воплощение они теперь получают не только на чайных, но и на столовых сервизах. Leander до сих пор выпускает посуду с полюбившимся оформлением.

Столовый сервиз «Царская охота»

Для Leander cтиль «Царская охота» - это анималистическое оформление с тёмной травянисто-зелёной отделкой (поэтому чаще его называют «Зелёная охота»). Кофейный сервиз от Leander состоит из 15 предметов, а столовый – из 25 предметов. Существуют версии и на 12 персон, включающие в себя 43 предмета. Впрочем, здесь выпускают и простую «Охоту» - посуду без цветной отделки. Об охоте напоминают мелкие детали оформления (например, охотничий рог и кинжал).

Чайный сервиз «Фруктовый сад»

Сюжеты, основанные на ярких красках созревших фруктов, использовали многие фарфоровые фабрики. Сразу можно назвать Rosenthal или коллекцию, представленную Maxwell & Williams. Но серия посуды «Леандер» - это не просто фрукты на боках посуды, а ещё и декоративный поясок в тонах уходящего лета и приближающейся осени.

Каталог клейм Leander по годам

Клейма по годам с сайта производителя
Каталог клейм Leander с 1992 года