Немецкий фарфор славится благородным дизайном и высочайшим качеством. Его ценят за тонкость, мелодичное звучание при тонком постукивании, просвечиваемость. Для него характерны нежные и теплые оттенки (молочные, сливочные) которые получают благодаря уникальному составу глиняной массы. Карл Энс — одно из знаменитых предприятий Германии, где начали производить фарфор класса «люкс» в начале 19 века.

Статуэтка "Птички на ветке", фарфор, роспись, мануфактура "Karl Ens", Германия, 1950-1972 гг.Статуэтка "Птички на ветке", фарфор, роспись, мануфактура "Karl Ens", Германия, 1950-1972 гг.

Зарождение немецкой фарфоровой промышленности

В Китае фарфор начали производить еще в 6-7 веках, это стало одной из важных составляющих культуры и искусства Поднебесной. Рецепт хранился в строжайшей тайне, изделия стоили очень дорого. В Старом Свете о фарфоре узнали благодаря Марко Поло, который в 13 веке путешествовал по Китаю. В книге «Путешествие» он упоминает о тарелках из необычного материала — порцелана, блеск которого напоминал внутреннюю поверхность ракушки. Персидско-арабское название «фарфор» закрепилось за тонкостенной керамикой позднее.

Европейцы не раз пытались открыть секрет производства «белого золота». В 1470-х годах в Венеции удалось изготовить просвечивающий сосуд. Позднее научились делать «мягкий фарфор», образцы получались желтоватыми. К 18 веку массивная тяжеловесная посуда из драгоценных металлов перестала удовлетворять запросам дворянства.

В конце 17 столетия значительных успехов в работе над рецептом фарфора добился Вальтер фон Чирнгауз. Ему удалось создать тонкостенную керамику белого цвета. Выстроить весь технологический процесс производства смог ученик естествоиспытателя И.Ф. Беттгер.

Иоганн Фридрих Беттгер учился аптекарскому мастерству у Цорна. Он мечтал об изобретении философского камня, ставил множество химических опытов. С 1704 года начал работать с графом Чирнгаузом, который давно искал способы утилизации местных глин. Совместными усилиями они получили яшмовый фарфор красного цвета. Непрозрачный, непористый, твердый материал звенел при постукивании, выдерживал высокие температуры. Для его изготовления использовали глину с высоким содержанием оксидов железа. Готовую посуду украшали выпуклыми рисунками. Казалось, что блюда, горшки, миски высечены из драгоценного камня.

В ходе дальнейших экспериментов определили 3 важнейших компонента, необходимых для создания порцелина (каолиновая глина, алебастр, полевой шпат), а также условия обжига. После смерти Чирнгауза Беттгер стал единственным носителем секрета производства фарфора. Он самостоятельно разработал состав глазури, которая состояла из тех же компонентов, что и черепок. В 1710 году в мейсенском замке Альбрехтсбург заложили первую в Европе мануфактуру по выпуску «белого золота».

Карл Энс

Статуэтка "Дама с двумя детьми", фарфор, роспись, золочение, завод "Karl Ens", Германия, 1950-1960 гг.Статуэтка "Дама с двумя детьми", фарфор, роспись, золочение, завод "Karl Ens", Германия, 1950-1960 гг.

Фридрих Карл Энс открыл фарфоровое производство в городе Лауша (Тюрингия) в 1810-х годах. Он происходил из семьи художника по фарфору, с детства проявлял способности к рисованию. После смерти отца Карл стал главным добытчиком в семье, ему пришлось осваивать приемы росписи самому, так как у семьи не было денег на обучение. Первые работы изображали лошадей и сцены охоты. Его произведения славятся изящностью, тонкостью, невероятной натуралистичностью. Мастер создавал фигурки животных и птиц, уделял внимание жанровым и религиозным сценкам.

Статуэтка "Танцовщица в театральном костюме", фарфор, кружевной фарфор, роспись, завод "Karl Ens", Германия, 1950-1970 гг.Статуэтка "Танцовщица в театральном костюме", фарфор, кружевной фарфор, роспись, завод "Karl Ens", Германия, 1950-1970 гг.

Сыновья Карла Энса продолжали и развивали дело отца, виртуозно воспроизводили созданные им модели, разрабатывали новые образцы. Карл Энс младший и его брат Эдуард производили посуду и предметы сервировки, декоративные блюда и умывальники, вазы и малую пластику. Для изделий характерна тонкая прорисовка, безупречно ровное покрытие прозрачной или полупрозрачной краской, изящные формы, мельчайшая проработка деталей. Предприятие стало известной фирмой Karl Ens, которая не раз меняла названия.

Фигурка "Зимородок", фарфор, подглазурная ручная роспись, мануфактура "Karl Ens", Германия, 1930 -1940 гг.Фигурка "Зимородок", фарфор, подглазурная ручная роспись, мануфактура "Karl Ens", Германия, 1930 -1940 гг.

К 1927 году на фабрике работало полсотни сотрудников. Выпускали элитную тонкостенную керамику с великолепной ручной росписью, натуралистическую и детализированную, в лучших традициях Фридриха Карла Энса.

Обложка художественного альбома, посвящённого изделиям мануфактуры

Фарфоровая династия Энсов владела предприятием и после окончания Второй мировой войны. Власти ГДР окончательно национализировали фабрику в 1972 году, сделав её частью крупного концерна VEB Sitzendorfer Porzellanmanufaktur под названием VEB Unterglasurporzellanfabrik. Она была приватизирована в 1990 году, после объединения Германии, но впоследствии прекратила работу.

Клейма Карл Энс по годам

Типовые клейма Triebner, Ens & Eckert (1877-1894 гг.)
Типовые клейма Karl Ens (с 1900 г.)

Несмотря на то, что изделий фирмы сохранилось много, точная датировка клейма по годам сильно отличается в разных источниках. Мы покажем варианты типовой маркировки, поясняя нюансы по цвету или исполнению.

Первое клеймо и его примеры на изделиях

В 1900 г. на учет в реестре немецких торговых марок взят такой знак компании Karl Ens. Периодом его простановки считаются 1900-1919 гг.

Клеймо «Ветряная мельница» на предметах

«Ветряная мельница» - самый известный знак мануфактуры. Во многих каталогах можно встретить упоминание, что клеймо чёрного цвета ставилось до 1919 года, зелёное - с 1919 по 1945 год, а синее - после 1945 года. Однако знатоки утверждают, что это не всегда верно, и можно найти довоенный предмет с синим клеймом, а послевоенный - с зелёным.

Этот знак ставили с 1900 по 1919 гг. и после приватизации в 1990-х гг.