Со дня создания компании F. Dick уже скоро исполнится два с половиной века. За это время фирма успела превратиться в одного из ведущих производителей ножей в Германии. Её ножи не только завоёвывали престижные награды, но и успели стать синонимом отличного качества, превосходной эргономичности и высокой надежности. Их стремятся приобрести и повара-профессионалы, и любители домашней кулинарии. В общем, все те люди, которым нужны надежные и эффективные инструменты.

Образцы исторической продукции F. Dick

История бренда

Российские ножеделы порой вспоминают, что заготовкой для их первого ножа послужил сточившийся напильник. В истории компании Friedr. Dick GmbH & Co. KG напильники тоже послужили фундаментом, на котором вырос весь бизнес. Правда, о переточке в ножи в этом случае речь не идёт. Основателем компании стал Иоганн Фридрих Дик (Johann Friedrich Dick), который в 1778 открыл в городе Эсслинген (Esslingen am Neckar) небольшую мастерскую, где он делал новые напильники и восстанавливал старые. До этого он успешно сдал профессиональный экзамен в Нюрнберге, что повысило его статус с подмастерья до мастера. Товар был представлен напильниками всех калибров.

Образцы исторической продукции F. Dick

Крутой поворот в деятельности компании происходит в 1875 году, когда производство возглавил Пауль Фридрих Дик, который не только детально разбирался в металлообработке, но и обладал недюжинным организаторским талантом. Его усилиями мастерская превратилась в фабрику. В 1881 году в ней заработала первая в Германии машина для производства напильников. Самыми маленькими из них часовщики обрабатывали миниатюрные детали механизмов, а самые большие (свыше 45 см в длину) годились, чтобы выравнивать обширные металлические пространства. Также здесь стали выпускать хонинговальный инструмент. Поставки последнего в местные магазины навели Пауля на мысль, что стоит самому заняться хорошими ножами для мясников, а к ним и тесаков для рубки мяса. Существующая площадь уже не вмещала планируемое оборудование, поэтому в 1890 году производство переносится в новый вместительный корпус, а фабричный штат вырос до сотни специалистов.

Рекламный листок F. Dick к парижской выставке

Внушительная прибыль позволила задуматься о зарубежных поставках. И, прежде всего, об американском рынке. Для этого Пауль Фридрих Дик везёт свой товар на Всемирную выставку в Чикаго (1893 г.). В его павильоне посетители рассматривают напильники, мусаты и другие инструменты, в числе которых уже были и ножи. В это время на родине фабриканта его производство посетил король Вюртембергский Вильгельм II. Визит широко освещался, что сильно подогрело интерес к изделиям Friedr. Dick. В этот же период Пауль Фридрих Дик наладил сотрудничество со сталелитейщиками, что привело к изобретению новых марок стали, которую он немедленно запатентовал и задействовал для своих инструментов. Успех продукции подкрепили Всемирные выставки в Париже (1900 г.) и Сент-Луисе (1904 г.). На последней экспозицию отметили золотой медалью.

Тесак F. Dick

Развитие компании можно считать синусоидальным. Устойчивое развитие подорвала Первая мировая война, когда треть рабочих мобилизовали. После окончания войны побеждённая Германия пребывала в разрухе и переживала гиперинфляцию. Кроме того, пришлось рабочий день на фабрике сокращать до восьми часов, что привело к большим издержкам. Но зато штат компании вырос до 1200 человек, а в 1924 году удалось приобрести в собственность компанию Meeh, производившую дисковые пилы и начать производство циркулярных пил по металлу. К концу 1920-х гг. разразился мировой кризис, подкосивший объём экспортных поставок Friedr. Dick. Во времена Третьего рейха фабрика сначала пережила грандиозный подъём, но мобилизация Второй мировой войны, бомбардировки и очередное поражение Германии привели к остановке производства. Возобновился выпуск продукции только в 1946 году.

Кухонный нож F. Dick заостряют на точилке F. Dick

Эсслинген оказался в американской оккупационной зоне и в ходе административной реформы ФРГ очутился в составе федеральной земли Баден-Вюртемберг. В отличие от ГДР владельцы полностью сохранили бизнес и планомерно развивали его, что привело в 1977 году к открытию филиала в Байройте. Причиной стало то, что такие производственные гиганты, как Daimler и Bosch, переманивали качественных специалистов. В Байройте недостатка рабочей силы не наблюдалось, и сюда перенесли ручные операции по выпуску и отделке деревянных рукоятей. Вильгельм Лойзе (внучатый племянник Пауля Фридриха Дика, входящий в семейное древо основателя фабрики) принимает дела в 1989 году. Под его руководством значительно расширяется выпуск кухонных ножей, что оказалось дальновидным шагом. Именно это направление в 1990-х гг. обогатило многие немецкие компании. В этот период производство напильников переносят в Швейцарию и открывают офис продаж в Милане.

Нож Сантоку из серии Red Spirit

Новая эра у Friedr. Dick начинается в 1997 году, когда компания перебирается в городок Дейзизау. Территориально переезд был небольшим (всего 10 км от прежнего места). Но это позволило отказаться от огромного старого здания. Компактное оборудование теперь разместилось на меньших площадях, а штат сократили до 240 человек. Основным товаром остаются ножи для поваров и мясников. Ручная обработка продолжается на самых ответственных участках, а все остальные операции выполняют промышленные роботы. Ножи Friedr. Dick GmbH удостаивались престижных наград Red Dot Design Award, Design Plus Award и Kitchen Innovation Prize. Например, «Messerblock 4 Knives» (комплект из четвёрки ножей) в 2013 году занял первое место в конкурсе Küche Award Technik, а нож Сантоку из серии Red Spirit занял третье место в номинации «Нож года».

Примеры ножей Friedr. Dick (F. Dick)

Нож из серии «1778»

Серия ножей отправляет нас к исходной точке истории – в 1778 год. Она символизирует мечты основателя компании, а также его последователя Пауль Фридрих Дик в отношении стали, которая вобрала бы в себя достоинства углеродистой и нержавеющей стали одновременно, не унаследовав при этом их недостатков. Клинки ножей серии «1778» сделаны из трёхслойной стали, сердцевиной которой стала высоколегированная углеродистая сталь Double X VG 12, в которой присутствуют кобальт, марганец и молибден. Именно центральный слой обеспечивает остроту клинка и сохранность режущей кромки без постоянной заточки. Эта основа защищена обкладками из нержавеющей стали. Заточка ножей серии производится только вручную. Уникальность каждому ножу дарит природный узор сливового дерева, из которого выточена рукоять. Для получения готового ножа требуется 45 технологических операций.

Нож из серии «1905»

Если для Российской империи 1905-й считается годом Первой русской революции, то в Европе тот же период стал очередным витком технического прогресса, который коснулся и ножевого производства. Традиционно рукоять крепилась к хвостовику тройкой заклёпок. Фирма F. Dick в 1905 году отказалась от заклёпок, заменив их тремя ободками. В то время такое оформление оказалось лишь мимолётной модой и быстро ушло в историю. Возродить его F. Dick решила в 2010 году. Пластик и сталь столь плотно подогнаны друг к другу, что не оставляют ни малейшего зазора. Для клинка взяли хромированную сталь X50CrMoV15, из-за чего заточка сохраняется долгое время. Конструкция ножа не даёт пальца соскользнуть с рукояти на режущую кромку.

Подставка 4Knives с ножами серий Red Spirit, Pink Spirit, Premier Plus и 1905

Если на немецкой кухне мы увидим кухонные ножи, значит, где-то неподалёку обнаружится и подставка для них. В случае с 4Knives в компании вспомнили, что немцы в оформлении кухни тянутся к белому цвету. Поэтому здесь решили выпустить блок из акрилового стекла именно белого цвета, который прекрасно гармонирует с кухонной мебелью и бытовыми устройствами. Название блока объясняется тем, что на магнитном держателе размещаются именно четвёрка кухонных инструментов, состоящая из хлебного ножа, ножа шеф-повара, ножа для чистки овощей и ножа Сантоку, лезвие которого имеет выемки, препятствующие налипанию ингредиентов при резке или шинковке. При перевозке на новое место акриловую поверхность защитит мягкий чехол, прилагающийся к подставке.

Клеймо ножей F. Dick

Рекламное объявление с указанием исторических версий клейма

Глядя на продукцию F. Dick, ориентируемся на одиночную стрелу. Но исполнение её может быть и прямой, и дугообразной. В прежние годы название компании могло указываться лишь двумя буквами «F.» и «D.». Но сейчас развитие получила та версия исторического клейма, где имя фирмы приведено в виде «F. Dick». Клеймо может быть лаконичным (стрелка и название) или очень информативным, включая длину, название серии, особенности марки стали и пр.

Примеры современного клейма на ножах