Всмотритесь в лицо этого «доброго» человека, уважаемые читатели. Не правда ли, располагающий взгляд, добродушная физиономия.

Балтазар Йоханнес Форстер. Националист и президент ЮАР в 1978-1979 годах

Пухлые щёчки и раздвоенный подбородок. Действительно, субъект на фото располагает к общению… если бы не одно НО! Этот «приличный господин» в пиджаке и галстуке так фанател от Гитлера и его идей, что перевел книжонку бешеного фюрера «Майн Кампф» на язык африкаанс. Был обычным расистом. Патологически ненавидел коренных африканцев, а заодно еще и коммунистов. Что совершенно неудивительно, учитывая интернационализм идей коммунизма. Позвольте представить, Балтазар Йоханнес Форстер, националист, белый расист, один из «отцов-основателей» политики апартеида. В 1960-1970-е гг. Форстер был министром полиции, юстиции и тюрем, лидером белых националистов и даже президентом страны. А ниже, этот «добрый человек» на одноцентовой монете ЮАР с птичками-ткачиками на реверсе.

Балтазар Форстер на одноцентовой монете. 1982 год. ЮАР. Монетный двор Претории. БронзаБалтазар Форстер на одноцентовой монете. 1982 год. ЮАР. Монетный двор Претории. Бронза

Многие из тех, о ком мы расскажем далее, вышли из пронацистской южноафриканской организации Оссевабрандваг, действовавшей в 1930-х гг. Именно там, Форстер и ему подобные набирались античеловеческого опыта ненавидеть. Ненавидеть людей только потому, что они другого цвета кожи и говорят на ином языке.

Официальная эмблема нацистской организации Оссевабрандваг (Факельная стража воловьей кибитки). 1939-1952 гг.

И только это, по мнению Форстера и его соратников, делало черных африканцев людьми низшего сорта, недочеловеками, untermensch. Именно с этих идей начиналась политика расовой сегрегации в Южной Африке, получившая название – апартеид (от языка африкаанс – «разделение»). Античеловечные идеи гитлеризма легли в основу политики расовой сегрегации Южной Африки.

«Самое счастливое в мире полицейское государство», - без доли иронии писали о ЮАР некоторые западные СМИ. В «самом счастливом в мире государстве» всё население делилось на четыре группы-сословия. Главным признаком, определявшим место человека в обществе, уровень его прав и обязанностей, был цвет кожи. В ЮАР с 1948-го по 1994 год люди делились на белых, черных, белых азиатов и цветных. Мало того, в одной семье люди могли принадлежать разным группам. А принадлежность к той или иной группе населения ЮАР, определявшей уровень прав и свобод человека, иногда назначали мелкие государственные служащие.

Теория и практика немецкого нацизма не умерла вместе с ее бешеным фюрером, расцветая на отдельно взятой территории, имя которой – Южно-Африканская Республика.

Белые детишки резвятся в озере под табличкой «Только для европейских детей». ЮАР. 1956 год

Страшное слово апартеид стало известно в 1948 году. Именно тогда миллионы людей, веками и тысячелетиями жившие на своей (подчеркну – своей) земле, лишились элементарных прав Человека и оказались запертыми в убогих резервациях. Политика унижения и угнетения коренного населения возникла не сразу. Европейские переселенцы, немцы и англичане, уже в XVIII-XIX веках беспощадно уничтожали местное население, сгоняя людей с родных земель, необходимых белым фермерам для разведения огромных стад овец и коров.

Скамейка в парке г. Дурбан. Перевод не требуется. ЮАР. 1967 год

В XX веке 93% избирателей были белыми, поэтому у черных не оставалось шансов демократическим путем изменить существующую дикую ситуацию. В 1950-1980-х гг. в ЮАР приняли десятки законов, по которым черное население республики лишалось простейших человеческих прав.

Тротуары для белых, вода для белых, вагоны для белых… «А что для черных?» – спросите вы. Для черных – нищета, грязная тяжелая работа, отсутствие образования и медицины, прозябание в бантустанах (резервациях, куда загоняли местное население). При отсутствии рабочих мест бантустаны быстро стали рассадниками криминала.

«Власть черных» - надпись на доме в трущобах бантустана. 1976 год. Фото П. Мегбэйна

Сейчас, спустя четверть века после апартеида, нередко можно услышать слова о том, что черные превратили ЮАР в ад. Но, что взять с двух поколений несчастных людей, выросших в бантустанах, где власть отвела им роль нищих, бандитов и проституток. Бантустаны были государством в государстве. Со своими правилами и законами, жестокими и беспощадными.

Но даже в бантустанах росло сопротивление. Ведь человек не может постоянно жить униженным и оскорбленным. Вначале – ненасильственное. Его идейный вдохновитель Нельсон Мандела был под впечатлением идей Махатмы Ганди, Толстого и Ленина.

Мандела и его соратники начинали с протестов против повышения цен на проезд в общественном транспорте. Расистское правительство ЮАР уже в 1950-х годах поняло, что деятельность Манделы угрожает строю апартеида. Так сам Мандела и его соратники попадают под подозрение, а затем и под суд. Поняв бесполезность толстовского непротивления злу насилием, Мандела переходит к ленинскому вооруженному противостоянию. «Мы должны были взрывать символичные места апартеида, такие как паспортные столы, местные мировые суды, отделения почты и правительственные учреждения. Но это нужно было делать таким образом, чтобы никто не пострадал, никто не был убит», - говорил один из соратников Манделы, активист Африканского Национального Конгресса. 1964-1990 – эти годы Нельсон Мандела проведет в тюрьме. Упрямому черному неоднократно предлагали свободу взамен на отказ от идей марксизма-ленинизма, но всегда слышали только один ответ – «нет». Система апартеида рушилась. На излёте ХХ века расовая сегрегация была не просто рудиментом средневековья, она элементарно мешала развитию южно-африканской экономики. 11 февраля 1990 года Нельсон Мандела был освобожден из тюрьмы и в этот же день выступил перед народом. В мае 1994 года Мандела избирается президентом ЮАР. Апартеид закончился.

Портрет первого черного президента ЮАР Нельсона Манделы на монете 5 рандов. 2008 год. БиметаллПортрет первого черного президента ЮАР Нельсона Манделы на монете 5 рандов. 2008 год. Биметалл

Мандела стал первым коренным африканцем, портрет которого появился на монетах ЮАР, но это произошло только после окончания апартеида в 1994 году.

А что же южно-африканские монеты периода апартеида? Отразилась ли на них политика расовой сегрегации? Ещё как! На монетах ЮАР можно увидеть всё, что угодно – холёных белых президентов, птиц и зверей, населяющих саванну, растительный мир Южной Африки.

2 цента. ЮАР. 1981 год. Бронза2 цента. ЮАР. 1981 год. Бронза

Но ни на одной монете вы не увидите национального африканского орнамента, а тем более уж человека с черным цветом кожи. Для правительства апартеида коренное местное население было хуже и ниже по статусу, чем представители животного мира.

Выше мы уже рассказали об одноцентовой монете с портретом белого президента и ярого националиста Форстера. А вот еще несколько любопытных монет эпохи апартеида.

Знакомьтесь - один из главных «архитекторов» расистской политики апартеида – Хенрик Фервурд.

1 ранд. ЮАР. 1967 год. На аверсе – портрет одного из разработчиков политики расовой сегрегации – Хенрика Фервурда. Серебро. 15 г1 ранд. ЮАР. 1967 год. На аверсе – портрет одного из разработчиков политики расовой сегрегации – Хенрика Фервурда. Серебро. 15 г

Седьмой премьер-министр вначале британского доминиона, а затем независимой ЮАР изображен на монете номиналом 1 ранд, выпущенной в 1967 году к годовщине смерти премьер-министра. А смерть его была весьма необычной. Фервурд всю жизнь являлся ярым сторонником абсолютной власти белых на территории Южной Африки. Богослов и социолог по образованию, профессор Фервурд еще в 1930-х выступил против въезда в Южную Африку европейских евреев, спасавшихся от фашистского геноцида.

Хенрик Фервурд

В 1950 году, будучи уже министром по делам коренных народов, Фервурд добился принятия главного закона апартеида – «О регистрации населения». А через несколько лет по его же инициативе принят закон сегрегации, по которому все общественные пространства разделялись по расовому принципу. В 1966 году уже премьер Фервурд был убит психически нездоровым гражданином за то, что тот «плохо заботился о белых». Так что по мнению некоторых белых южноафриканцев законодательство апартеида было еще недостаточно жестким к черным и заботливым к белым.

Интересен реверс монеты, посвященной Фервурду – скачущая антилопа, рядом с которой на латыни выбит главный лозунг протестантизма – «soli deo gloria» («одному Богу слава»). Многие античеловечные режимы прикрывались именем Бога.

1 цент 1968 года.Бронза

Один цент 1968 года. Монета, выпуск которой приурочили к окончанию президентского срока Чарльза Роберта Стюарта (1961-1967 гг.). Состоятельный фермер Стюарт, еще в молодости вступил в ряды Национальной партии, где сделал отличную политическую карьеру. На его счету разработка и внедрение в практику многих положений политики апартеида. На реверсе этой монеты все те же невинные птички-ткачики.

Еще одна монета, выпущенная к окончанию президентского срока Николааса Дидерихса – 1 ранд 1979 года, отчеканенный в никеле.

1 ранд. На аверсе портрет президента-националиста Николааса Дидерихса. ЮАР. 1979 год. Никель1 ранд. На аверсе портрет президента-националиста Николааса Дидерихса. ЮАР. 1979 год. Никель

Дидерихс был обычным националистом, поддерживавшим политические взгляды Национальной партии ЮАР. Занимал посты министра экономики, министра финансов и даже министра шахт, которых на территории богатой ресурсами ЮАР было множество. В итоге даже стал президентом (1975-1978 гг.), но срок не «досидел», так как умер от инфаркта.

Необходимо отметить, что все монеты ЮАР периода апартеида чеканились на монетном дворе в Претории.