Железная дорога и паровозы на монетах

«Постой паровоз. Не стучите колеса. Кондуктор нажми на тормоза…» - эта народная, отчасти блатная песня, стала крайне популярной после выхода в 1965 году на экраны нашей страны знаменитой комедии Леонида Гайдая «Операция Ы». В песне паровоз может изменить жизнь главного героя.

Но эта удивительная машина изменила не только жизнь отдельных людей, но даже целых стран и континентов. И, в первую очередь, России и США. Железная дорога позволила русским и американцам осваивать необъятные территории. Мало того, паровоз и железная дорога, появившиеся в век промышленной революции, в буквальном смысле слова тянули за собой целые отрасли промышленности – угольную, металлургическую, машиностроение. Но не только стремительному развитию промышленности Европы и Америки в XIX-XX веках способствовала железнодорожная отрасль, она дала толчок быстрому развитию различных направлений науки и техники, в том числе военной сферы.

Смело можно сказать, что современный мир, каким мы его видим сегодня, возник благодаря паровозу.

А всё началось с изобретения Джеймсом Уаттом парового двигателя в 1760-х годах. Первые машины - прообразы паровозов, появились уже в 1770-1780-х годах во Франции. Но их скорее можно было назвать паровыми автомобилями, так как, из-за дороговизны железа двигались они не по рельсовой колее.

Первый же рельсовый паровой автомобиль изобрел в начале XIX века британец Ричард Тревитик.

Паровоз Ричарда Тревитика. 1804 годПаровоз Ричарда Тревитика. 1804 год

Для его машины построили рельсовую дорогу из чугуна, но, к сожалению, тот не выдержал тяжести паровоза-локомотива Тревитика.

Однако технический прогресс неумолим. Тем более, что выгоду от паровых машин уже почувствовали капиталисты Европы, в первую очередь, Англии, которая в XIX веке была «впереди планеты всей» по развитию экономики.

Однажды английский инженер-механик Джордж Стефенсон предложил владельцам шахт оценить его версию паровоза, которую ученый назвал «Ракета». И ему не только удалось убедить их в экономической пользе его машины, но и раскошелиться на строительство первой, именно железной дороги, которая была открыта в 1825 году.

Паровоз-локомотив Стефенсона «Ракета» Рисунок 1830 годаПаровоз-локомотив Стефенсона «Ракета» Рисунок 1830 года

5 долларов. 2000 год. Либерия. Паровоз «Ракета» Стефенсона. Мельхиор5 долларов. 2000 год. Либерия. Паровоз «Ракета» Стефенсона. Мельхиор

Ну а дальше больше. Паровоз «зашагал» не только по Англии, но и по другим странам мира, постоянно совершенствуясь конструктивно. Железная дорога стремительно развивалась в техническом и технологическом смысле, завоевывая все новые и новые пространства на планете.

Первый русский паровоз изобрели в 1833-1834 гг. механики Нижнетагильского завода отец и сын Черепановы. По построенной ими же заводской железной дороге паровая машина возила вагонетки с рудой.

Нижнетагильский паровоз ЧерепановыхНижнетагильский паровоз Черепановых

В 1837 году была открыта первая публичная железная дорога соединившая столицу империи – Санкт-Петербург с Царским селом.

Уважаемый читатель непременно помнит эпиграф к стихотворению Николая Некрасова «Железная дорога»:

В а н я: «Папаша! кто строил эту дорогу?»

П а п а ш а: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!»

Разговор идет об открытой в 1851 году Николаевской двухполосной казенной железной дороге. Строил дорогу конечно же не граф, а тысячи и тысячи русских крепостных мужиков, многие из которых так и остались лежать недалеко от насыпи этой дороги. В этом горькая сатира некрасовского эпиграфа.

Нужно ли говорить, что запрещённое цензурой произведение Некрасова напечатали лишь после отмены крепостного права и реформы цензуры. У русского паровоза есть общая черта со стихотворением великого русского поэта. До отмены крепостного права их закупали за границей, в основном в Англии. Массовое производство паровозов и рельсов началось только после отмены крепостного права и масштабного строительства металлургических, рельсопрокатных и машиностроительных заводов в России в 1870-1890-х годах. Так, первый паровоз Брянского рельсопрокатного и паровозостроительного завода был построен в 1892 году.

Паровоз «Овечка» (Ов-841), построенный на Брянском заводе в 1903 годуПаровоз «Овечка» (Ов-841), построенный на Брянском заводе в 1903 году

Паровозы сыграли немаловажную роль не только в развитии экономики, науки и техники различных государств мира, но и при боевых действиях.

Паровоз «Феликс Дзержинский», построенный в 1941 году в ВорошиловградеПаровоз «Феликс Дзержинский», построенный в 1941 году в Ворошиловграде

Наверно именно поэтому паровоз стал одной из самых распространенных машин, изображение которых чеканилось на монетах.

Большинство монет с изображением паровоза выпущено в последние полвека. А когда же появилась первая монета с паровозом? Автор статьи попытался найти ответ на этот довольно непростой вопрос.

Пожалуй, первой реально находившейся в обращении монетой с паровозом, были 200 рейсов Бразилии, выпускавшихся в 1936-1938 году.

200 рейсов. Бразилия. 1936 год. Медно-никелевый сплав200 рейсов. Бразилия. 1936 год. Медно-никелевый сплав

Монета была выпущена в честь Иринеу Эванжелиста ди Соза, виконта ди Мауа, который в 1854 году построил первую железную дорогу в Бразилии.

Некоторые утверждают, что паровоз на монете впервые появился на пробной советской 50-копеечной монете в 1923 году.

Паровоз на имитации полтинника 1923 года. Белый металл. Вес 11 гПаровоз на имитации полтинника 1923 года. Белый металл. Вес 11 г

Но это «изделие» отсутствует в каталогах пробных монет. Поэтому речь идёт, конечно же, о современном монетовидном жетоне, имитирующей оформление полтинника СССР в сопряжении с символикой РСФСР. На фоне знамени, лучей восходящего солнца и заводских труб изображен паровоз революции, мчащийся в светлое будущее.

Регулярных монет с паровозами немного, а вот памятных или юбилейных предостаточно.

5 марок. 1988 год. ГДР. Медно-никелевый сплав5 марок. 1988 год. ГДР. Медно-никелевый сплав

В 1988 году ныне не существующее государство ГДР отчеканило юбилейные 5 марок в честь 150-летия первой немецкой железной дороги, открывшейся в Саксонии в 1838 году.

1 чон. 2002 год. Северная Корея. Латунь1 чон. 2002 год. Северная Корея. Латунь

В 2002 году КНДР выпустила памятный 1 чон с изображением паровоза. Монета отчеканена по программе FAO - Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Как сопрягаются паровоз и машинист с продовольственной безопасностью (а именно такой девиз выбит на реверсе) известно, вероятно, лишь дизайнеру монеты.

2 доллара. Набор из четырех монет. 2010 год. Остров Ниуэ. Серебро2 доллара. Набор из четырех монет. 2010 год. Остров Ниуэ. Серебро

В 2010 году самоуправляемая территория Ниуэ порадовала коллекционеров четвёркой 2-долларовых серебряных монет 999-й пробы, каждая весом в унцию (31,1 г). Оригинальный набор в подарочной упаковке в виде паровоза посвящен легендарным локомотивам.

1 доллар. 2004 год. Острова Кука. 150-летие первой железной дороге Австралии1 доллар. 2004 год. Острова Кука. 150-летие первой железной дороге Австралии

В 2004 году Острова Кука - не менее экзотичное государство, зарабатывающее на выпуске коллекционных монет, выпустило серебряную монету номиналом 1 доллар (вес – 1 унция, 999-я проба). Монета посвящена 150-летию первой железной дороге Австралии (Мельбурн-Сандридж, 1854 год). К монете прилагается бонус – юбилейная коллекционная марка. Изображения на монете и марке практически идентичны.

Любопытные 20 евро отчеканила Австрия в 2003 году. На аверсе также изображен паровоз.

20 евро. 2003 год. Австрия. Серебро 900 пробы, 20 г20 евро. 2003 год. Австрия. Серебро 900 пробы, 20 г

А вот на реверсе – портрет князя Клеменса фон Меттерниха, известного австрийского государственного деятеля и дипломата. Меттерних был главным идеологом Венского Конгресса 1815 года и переустройства Европы после поражения Наполеона. Это представительница серии «Австрия. Путь через века», посвящённая эпохе Бидермайер (1815-1848 гг.). Соединение этих изображений иллюстрирует самого яркого политика той эпохи (это время в политической жизни Австрии называют эрой Меттерниха) и её самую яркую техническую новинку - старейший сохранившийся паровоз «Аякс».

Наша страна не осталась в стороне от выпуска монет с паровозами. В 2007 году вышла памятная 100-рублевая серебряная монета - «170 лет российским железным дорогам».

100 рублей. 2007 год. Россия. «170 лет российским железным дорогам». Серебро100 рублей. 2007 год. Россия. «170 лет российским железным дорогам». Серебро

Монета выполнена из серебра 925-й пробы. Но ценность и оригинальность ее не в этом, монета весит более килограмма (точнее 1083,74 грамма, из которых килограмм приходится на чистое серебро).

В том же году Банк России выпустил коллекционную серебряную 25-рублевую монету, посвящённую 150-летнему юбилею Главного управления Российских железных дорог.

25 рублей. 2007 год. Россия. 150-лет Главному управлению Российских железных дорог25 рублей. 2007 год. Россия. 150-лет Главному управлению Российских железных дорог

На монете, кроме паровоза, медальеры разместили портрет придворного банкира Штиглица, удачно провернувшего несколько сделок для выделения зарубежных кредитов на строительство дороги Санкт-Петербург-Москва. Монета эта, как и предыдущая, совсем немаленькая по весу – 169 грамм. Так как здесь использован тот же металл 925-й пробы, то чистого серебра в ней 155,5 г (5 тройских унций).

10 рублей. 2012 год. Белоруссия. 150 лет Белорусской железной дороге10 рублей. 2012 год. Белоруссия. 150 лет Белорусской железной дороге

Не отстали от монетно-паровозной темы и наши соседи – белорусы. В 2012 году они выпустили монету в честь 150-летия Белорусской железной дороги. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы, весом 16,81 г.

Подведем итог. Монет с изображением паровозов предостаточно. Они выпускались в разное время и разными государствами. Некоторые из них – настоящие раритеты. Другие – обычные и вполне доступные для коллекционеров. В любом случае тема «Паровозы на монетах» не исчерпана. Будем ожидать «паровозных» нумизматических новинок.

Роман Новожеев

Кандидат исторических наук, доцент

Купите товары, связанные со статьёй

Бесплатная доставка + монета