Наверное, далеко не каждый сходу ответит на вопрос - кто такой Сиддхартха Гаутама Шакьямуни? Для многих это будет лишь непонятный набор звуков. А ведь этот персонаж перевернул мировую историю и вошел в нее под именем, которое известно миллиардам людей на Земле – Будда.
В VI веке до нашей эры по селам и городам средней долины Ганга на протяжении пятидесяти лет бродил человек, рассказывавший людям о том, как найти спасение. Он говорил, что жизнь – это страдание, что нужно отказаться от желаний, освободиться от страданий и достичь просветления (нирваны). В индийском обществе того времени уже прочно закрепился пантеон божеств, кастовая система, учение о перерождении души в новое тело. Так вот, по мнению Будды (а так позднее станут называть проповедника его многочисленные ученики и последователи) достижение нирваны поможет порвать бесконечную цепочку перерождений. «Зачем перерождаться вновь и вновь? Ведь жизнь – страдание», - говорил Будда. Как пел незабвенный Владимир Семенович Высоцкий: «И если туп как дерево – родишься баобабом. И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь!»
Индуистские жрецы-брахманы в штыки встретили новое учение, ведь оно грозило подорвать их непререкаемый авторитет в обществе, а значит и материальное благосостояние. Ведь религия и деньги всегда шли рука об руку. Но вот среди многих индийских раджей (князей) нашлись те, кто поддержал буддизм, уж слишком опасными становились брахманы для государственной власти. Буддизм стал стремительно распространяться по Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, став первой мировой религией – так как не делил людей на богатых и бедных, по кастам и сословиям, по цвету кожи или языку. Буддизм универсален, как впоследствии станут универсальны христианство и ислам.
В настоящее время разные направления буддизма исповедуют около 500 млн человек в Индии, Непале, Бутане, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, Монголии, Японии, Китае, Корее, Шри-Ланке. В России традиционно буддисты компактно проживают на территории Тувы, Бурятии и Калмыкии.
За два с половиной тысячелетия своего развития буддизм превратился в мощную религиозную систему, при этом не имея единой церковной организации. Буддийская религиозная теория и практика насыщена многочисленными символами, культовыми предметами и памятниками, имеющими важное духовное значение для каждого последователя того или иного направления буддизма. И, конечно, куда же без религиозных символов на деньгах тех стран, в которых буддизм является господствующей религией. Как мы уже говорили выше, религия и деньги никогда не расставались друг с другом. Особенно четко это проявлялось и проявляется, когда религия становится частью государственной машины.
На протяжении многих веков в буддизме складывалась система символов. В итоге, основная масса буддистов признает 8 основных «благородных символов». В религиозной литературе можно встретить и другие их названия – «эмблемы счастья», «благоприятные знаки», «знаки славы» и другие. На санскрите восемь благородных символов называются «аштамангала».
Аштамангала на монете номиналом 1 нгултрум. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с мельхиоровым покрытием
В аштамангалу входят белый зонт, две золотые рыбы, драгоценная ваза, цветок белого лотоса, белая раковина, закрученная вправо, узел бесконечности и победный штандарт. Не попали в аштамангалу, но также считаются священными символами буддизма – змей, лев, пустой трон, чаша для милостыни, дерево Бодхи, гора Меру и другие.
Каждый из вышеперечисленных знаков имеет для буддистов глубокий духовный смысл и философское значение.
Зонт – это не только защита от жары. Скорее, он защита от палящего жара страдания. Зонт также является символом благородного происхождения. Церемониальные зонты можно увидеть и сейчас во время буддийских торжеств в Тибете или светских праздников с участием короля (в Таиланде, например).
Золотые рыбы на монете номиналом 25 чертумов. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с покрытием из алюминиевой бронзы
Две золотые рыбы – это символ не материального, а духовного богатства. Человек, как рыба, плавая в воде, уклоняясь от сетей желания и страданий, достигает просветления. В некоторых странах буддийского Востока золотых рыбок считают карпами, славящимися своим долголетием и элегантностью.
Драгоценная ваза – это сосуд сокровищ, земных и духовных, которых может достичь праведный человек. Ваза всегда остается полной.
Считается, что Будда получил белый лотос в дар от бога Камы, как украшение для языка. Лотос – символ чистоты, ясности сознания, помогающий очиститься и достичь нирваны.
Аштамангала и священная раковина на монете номиналом 10 чертумов. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с медным покрытием
Раковина на банкноте номиналом 10 нгултрумов. Королевство Бутан. 2013 год
От бога Индры Будда получил белые раковины, завитые по часовой стрелке, как украшение для ушей. Раковина – это голос Будды, пробуждающий людей ото сна неведения.
Узел без начала и конца символизирует взаимосвязь и взаимозависимость всех живых существ и всех явлений во Вселенной.
Победный штандарт Будда получил от бога Кришны. Знамя в виде зонта символизирует победу учения Будды, превосходство знания над невежеством, жизни над смертью.
Колесо Дхармы на банкноте номиналом 1 нгултрум. Королевство Бутан. 2013 год
Колесо Дхармы с восемью спицами символизирует восьмеричный путь к спасению. Острые золотые спицы разрубают все помехи, возникающие перед человеком, стремящимся к просветлению.
Выше назывались и другие символы, не входящие в Аштамангалу. Так, змей – это символ защиты. Именно огромный змей Наг укрыл собой Сиддхартху, достигшего просветления. Голова Нага изображена на банкноте Нацбанка Королевства Камбоджа достоинством в 100 риелей.
100 риелей. Королевство Камбоджа. 2014 год
Эту банкноту вообще можно назвать «самой буддийской» - столько на ней духовных символов первой мировой религии. Банкнота выпущена в 2014 году в память о короле Нородоме Сиануке (1922-2012 гг.). На ней почивший монарх изображен молодым и в монашеском образе. Наверно именно поэтому и цвет у купюры нежно-оранжевый, как и цвет одежд буддийских монахов. Тут же изображена статуя сидящего Будды. На обороте художник изобразил Серебряную Пагоду – официальный храм камбоджийских королей и еще одну статую сидящего Будды.
Лев считается символом непобедимости учения Будды, а также символизирует силу буддийских правителей. Пустой трон должен напоминать о царском происхождении Сиддхартхи Гаутамы и о силе духовной власти. Чаша для милостыни должна напоминать о презрении к всему материальному и бренности мира.
Колесо Дхармы над священной горой Меру на монете номиналом 5 рупий, выпущенной к 2550-летию Будды. Шри Ланка. 2006 год. Сталь с латунным покрытием
«Благая» гора Меру – является центром мироздания в индуистской и буддийской космологии.
Ну и нельзя не напомнить, что главным цветом буддизма является желто-оранжевый, как и одежда монахов.
Буддийские храмы и ступы (хранилища святынь) на монетах Таиланда. 1989-1995 гг.
Монеты ряда азиатских государств несут на себе изображения главных буддийских символов. Их можно увидеть на деньгах Таиланда, Монголии, Камбоджи, но, больше всего символов буддизма встречается на деньгах маленького королевства Бутан, зажатого в Гималаях между Индией и Китаем. На деньгах ряда других государств можно увидеть памятники буддийского искусства, а вот собственно религиозные символы встречаются не так уж и часто.
1 доллар «Смеющийся Будда». Тувалу. 2019 год. Серебро, нефрит
В прошлом году совсем не буддийское островное государство в Полинезии - Тувалу выпустило сувенирную серебряно-нефритовую монету «Смеющийся Будда». Монета, достоинством 1 доллар, выполнена из серебра 999-й пробы весом 31,1 г. В серебряный монетный кружок искусно вставлена нефритовая фигурка Будды. Оригинальная монета оформлена в подарочный футляр и имеет соответствующий сертификат подлинности.
Сувенирная монета в виде статуи сидящего Будды. Монголия. 2018 год. Серебро. 93,3 г
И в качестве вишенки на торте нельзя не рассказать об удивительной монете, которую по праву можно назвать уникальным произведением медальерного искусства и монетного производства – сувенирной монете номиналом 2 тысячи тугриков, выпущенной Национальным Банком Монголии в 2018 году. Это монета выполнена в технике трехмерной чеканки в виде статуи сидящего Будды. Технология Smartminting, применявшаяся при изготовлении монеты, позволила создать уникальный эффект объемности. Монета изготовлена из серебра 999-й пробы весом 93,3 грамма и выпущена в количестве всего лишь 501 экземпляра.