Таджикские корды часто сравнивают с узбекскими пчаками. С определенной точки зрения, действительно занимательно разбираться как эволюционировали традиционные ножи двух соседних государств, у которых много общего, несмотря на различное происхождение их этносов и культур. Используя дедуктивный метод, как это делал Шерлок Холмс, по ножу можно судить о менталитете народа, к которому он относится. Однако, нужно отметить, что смешения таджикских и узбекских ножевых традиций не происходит, наоборот, даже самые незначительные отличия берегутся как историческое достояние.

Таджикистан на карте Средней Азии

Таджикистан, также как Афганистан, относится к древней персидской культуре, историческим центром которой является Иран. На карте видно, что это смежные страны, некогда составлявшие единую территорию воинственной Персидской империи. Благодаря военным походам об искусстве персидских оружейников узнали во всем мире. По некоторым оценкам, иранские технологии изготовления булата являются родоначальными среди всех арабских стран. Словом «Taj» (тай, тадж) называли иранца, принявшего ислам, от него произошло название «таджик». Получается, что современный Таджикистан территориально относится к Средней Азии, а культурно ─ к Ирану. Узбекистан же составляют объединенные племена азиатских кочевников.

Таджикский корд (слева) и узбекский пчак (справа)

В Иране нож называется «кард», а на таджикском языке ─ «корд». По логике, таджикские корды происходят от иранских кардов, изначально имея военное назначение. Но, поскольку по конструкции они теперь существенно отличаются, можно заключить, что корд эволюционировал в нож универсального использования. Тогда напрашивается вывод о том, что форма узбекского пчака заимствована у таджикского корда, поэтому они похожи.

Иранский кард ─ прародитель таджикского ножа

У боевого иранского карда сужающийся к острию по ширине и толщине клинок рассчитан на пробивание защитных доспехов раненого, сбитого с ног (с лошади) противника. У таджикского корда также достаточно толстый клинок 3-4 мм, сужающийся к острию. Сохранилась клинообразная линия обуха, и очертания рукояток совпадают. Очень показательно сходство больстерной части обоих ножей, много общего в декоративном оформлении.

Обух таджикского корда

У узбекского пчака обух и кромка клинка параллельны. Острие завышено над линией обуха, что говорит о его кухонном назначении. Рукоять пчака узкая, а хвостовик часто приваривается к клинку, как у других азиатских ножей. У кордов хвостовик всегда цельнокованый. Долы у обоих ножей выполняются под обухом, только у кордов они всегда двусторонние и несимметричные. Корды комплектуются узбекскими ножнами из кожи или заменяющего кожу материала, что также косвенно подтверждает их сравнительное преобладание.

Традиционное исполнение корда

Кузнечное ремесло в Таджикистане наиболее развито и распространено в сравнении с уровнем соседних стран, но остается мелкомасштабным, а ножи изготавливаются кустарным способом. В стране есть несколько месторождений железной руды и только одно крупное металлургическое предприятие в столице – Душанбе. Но в составе машиностроительных заводов есть сталеплавильные цеха, делающие отливки заготовок. Клинки кордов изначально ковались из булата. В XX веке их начали делать из углеродистой стали, а сейчас чаще из нержавейки. Традиционная заточка односторонняя, с прямым широким спуском. Пята лезвия у корда всегда закрытая, соединенная с нижней частью больстера.

Разные размеры кордов

Корды распределяются на три основные размера. К женским относятся клинки длиной до 14 см, которые используются только на кухне. Средний универсальный размер составляют клинки длиной от 14 до 17 см, они предназначены для различных мужских бытовых работ. Крупный размер корда с клинком 18-25 см называется «гов кущи» («коровобой») и служит орудием для забоя скота, разделки туш.

Корды с узбекскими ножнами

Геометрия кликов современных кордов не особо впечатляет. А те любители, которым посчастливилось держать в руках корды XVIII века, рассказывают, что у них профиль клинка от обуха со слабо вогнутым сужением, переходящим в подвод выпуклой каплеобразной формы. Такие ножи режут отлично и заточку держат хорошо даже при невысокой твердости около 52 HRC.

Рукоять традиционного корда всадного монтажа изготавливается из конусообразного рога сайгака с характерными спиральными кольцами. Поперечник у такого рога круглый и полый, поэтому рукоятки получаются ухватистые, легкие, и комфортные для длительного удержания, а рука не запотевает. В полости рога фиксируется хвостовик клинка, а торец закрывается пяткой-заглушкой. Больстер и пятка изготавливаются из олова или оловянно-свинцовой смеси, которые легко отливать в подходящие формы, украшая гравировками и травлением. Корды убираются в ножны до самого края рукояти, при этом нож удобно извлекать за массивную круглую пятку.

Современное исполнение корда с накладной пластиковой рукояткой

В современных условиях корды изготавливают из всех доступных материалов, что касается и клинка, и рукоятки. Поскольку такие ножи штучного авторского производства, то их исполнение ограничивается лишь техническими возможностями и квалификацией мастера. Для клинков часто используют доступную подшипниковую сталь ШХ15, углеродистые У8, У12, бюджетную нержавейку 95Х18. Рукоятки теперь делают из любого рога, древесины и пластика, причем не только всадные, но и накладные.

Корд российского изготовления с деревянной рукояткой

Нужно отдать должное почтение корду, так как он стал популярен далеко за пределами Таджикистана. В России многие мастера с удовольствием берутся за его изготовление. Если на родине корда стараются придерживаться его традиционного исполнения, то у российских изготовителей уже встречается смешение узбекского и таджикского стилей. Например, могут клинок корда скомбинировать с рукояткой пчака.