Способность к быстрой релокации – одно из необходимых качеств нашего современника. Но такой образ жизни требует жёсткого минимализма в обстановке. Приходится отказываться от множества предметов домашнего быта, которые сложно постоянно перевозить с места на место. Постепенно отказываются даже от семейных реликвий. Поэтому в квартирах всё реже можно повстречать на стене рог с навершием из серебра, а за стеклом буфета – серебряную стопку с растительным орнаментом, которые кто-то из предков привёз, когда-то побывав на Кавказе.

Кубок для вина «Рог изобилия» (1981 г.)Кубок для вина «Рог изобилия» (1981 г.)

Народные промыслы села Большой Гоцатль

Если спросить, с серебром или медью начали гоцатлинцы работать раньше, среди мастеров начнутся отчаянные споры. Каждый будет отчаянно бороться на первенство своего ремесла. Но бесспорно одно: уже несколько веков в Гоцатле поколение за поколением вырастают мастера работы по металлу. Достоверно выяснить, как и когда именно зародилось это мастерство, очень сложно, так как, согласно кавказским традициям, любой строгий факт следует приправить красивыми легендами. По одной из них село более трёхсот лет основал великий мастер Ахкубек, решивший, что в одном с ним ауле будут проживать только талантливые ремесленники, которые прославят это место на весь мир.

Вид на село Большой Гоцатль

Первым большого расцвета достиг медный промысел, так как быт требовал определённого набора посуды (кувшины, котлы, подносы). Некоторые предметы вплетались в народные традиции. Например, десятилитровый кувшин был спутником любой местной девушки, так как с ним она ходила за водой. Получив такой кувшин ещё от матери, девушка после замужества уходила с ним в новую семью. Мастера кропотливо украшали стенки сосудов рельефным чеканным орнаментом, делая каждый из них неповторимым.

Пример сложного гоцатлинского украшения

Гоцатлинские работы по серебру постепенно тоже стали завоёвывать признание жителей округи. Причудливые украшения (подвески, браслеты, кольца и пр.) начали расходиться по Кавказу, прославляя мастеров Гоцатля. Из серебра делали нарядные пуговицы и заколки, детали поясов и нашивки на головные уборы. Праздничный вид изделиям придавали чернение, накладная филигрань, цветные каменья. В Государственном историческом музее хранятся работы Магомеда Газиева начала ХХ века: серебряный женский пояс и кинжал, украшенный узором с растительными мотивами.

История Гоцатлинского художественного комбината

Советский быт не предполагал изобилия богато изукрашенных предметов, а ювелирные изделия в магазины исправно поставляли заводы и фабрики, работающие в больших городах. Это привело к тому, что традиционные гоцатлинские промыслы начали затухать. Мастера кустарной обработки металла уже не могли прокормить семьи и меняли специальность на более прибыльную. Не дал исчезнуть народному искусству Магомед Казиевич Джамалудинов.

Стопка с растительным орнаментом, серебро 875-й пробы (1970 г.)Стопка с растительным орнаментом, серебро 875-й пробы (1970 г.)

Основы декоративной отделки металла Джамалудинов освоил в Тбилиси, обучаясь у ювелиров-лакцев. Любуясь получавшимися узорами, Магомед Казиевич сравнивал их с теми, которые в детстве видел в Гоцатле на сохранившихся в роду старинных вещах. Выучившись на профессионального ювелира, Джамалудинов обратился к властям Дагестана, чтобы организовать ювелирную артель. Предложенные образцы заинтересовали власть, и в 1958 году в Гоцатле основали артель. В стране тогда стартовала компания по укрупнению мелких предприятий и ликвидаций артелей, поэтому в 1960 году ювелирную артель преобразовали в Гоцатлинский художественный комбинат.

Чтобы быстро развить производство практически с нуля, власти применили излюбленный советский метод, командировав новому предприятию проверенных специалистов для передачи опыта. Для этого обратились к, казалось бы, прямым конкурентам будущих гоцатлинских ювелиров – мастерам из дагестанского села Кубачи. Обмен опытом наладился практически мгновенно. Мастера из Кубачей не только помогали налаживать выпуск непосредственно в Гоцатле, но и приглашали молодых ювелиров к себе на учёбу. Гоцатлинцы на какой-то период переезжали в Кубачи, перенимая технику местного декорирования.

Пример гоцатлинской серебряной посуды

Периодом наивысшего расцвета комбината считают 1970-е гг. Комбинат быстро стал неофициальным центром Гоцатля, вокруг которого начала крутиться жизнь всего села, так он обеспечивал работой три сотни мастеров. Власти Дагестана, тем не менее, заботились о сохранении всех видов местных художественных промыслов, поэтому кроме ювелирных изделий здесь начали работать участки по выпуску медно-чеканной посуды и традиционных дагестанских безворсовых ковров. Из серебра тоже творили посуду: рюмки, стопки, кувшины, вазы, винные и коньячные наборы. В огромном количестве сюда свозились рога, на которые ставились богато изукрашенные навершия.

Пример гоцатлинских серебряных украшений

Но главным направлением оставался выпуск украшений из серебра с характерными узорами «жураб-накъиш» (строгая последовательность стилизованных растительных элементов), «дамган» (симметричный орнамент для женских украшений), а также «кахаб» и «чеэраб-накъиш» (белый узор на чёрном фоне и зеркальный к нему по цвету). Перенимая технологию обработки металла у Кубачей, мастера Гоцатля сохранили местную самобытность отделки. На кубачинских изделиях тонкий сплошной узор плотно покрывает всю поверхность предмета. Гоцатлинский мастер сначала сделает на предмете крупный элемент, а уже его внутренние пределы заполнит мелким узором.

Гоцатлинский художественный комбинат в XXI веке

В постсоветские времена государственная поддержка комбината прекратилась, а спрос на его изделия резко снизился. Оказалось, что прежний объём выпуска продать очень сложно, поэтому количество изделий сократили. В советские времена здесь широко применялся конвейерный метод. Но его недостатки проявились сразу же, как только мастера были предоставлены самим себе. Выяснилось, что в наличии много людей, которые в совершенстве знают операцию, выполняемую ими годами. А вот число мастеров, способных взять кусок серебра и самостоятельно довести его до художественного предмета, крайне невелико. Ведь для этого надо знать не только, как расплавить металл, но и процессы монтировки, чеканки, гравировки и чернения.

Кубок «Рог изобилия», украшенный рельефным растительным декором (1978 г.)Кубок «Рог изобилия», украшенный рельефным растительным декором (1978 г.)

Стараниями директора Гоцатлинского художественного комбината Гимбата Гимбатова полный цикл производства долгое время удалось сохранять, хотя количество работников и сократилось до полусотни. Но чем дальше, тем больше комбинат начал распадаться на отдельные частные мастерские. В настоящее время судьба комбината остаётся крайне неопределённой. Однако в селе Гоцатль продолжают работу мастера по серебру, следующие прежним декоративным традициям и создающие новые узоры.

Клеймо Гоцатлинского художественного комбината

Примеры клейма с именником «ГХК»Примеры клейма с именником «ГХК»

На изделия из драгоценных металлов в советский период ставили пробирное клеймо и клеймо-именник. С 1953 года в именник добавляли последнюю цифру даты (а затем ещё и точку или две). Именником Гоцатлинского художественного комбината была комбинация букв «ГХК». Например, «0ГХК» - это 1970 год, а «•1ГХК» - это 1981 год.