В ряду холодного оружия былых времён почётное место занимает кинжал кама, обоюдоострый клинок которого, плавно сбегающий к острию, часто украшен традиционным орнаментом народов Кавказа. Историю камы можно изучать примерно с XVII века, когда это оружие попало в поле зрения европейских исследователей. Но, конечно же, появился этот кинжал намного раньше, ведь клинки подобной формы были известны в куда более древние эпохи.

Горец и кинжал

Прежде всего разберём, что значил кинжал кама для горца, постоянно носящего это оружие с собой. Куда бы ни лежал путь, на пояс подвешивался кинжал. Не было пояса, кинжал носили на шее. Даже спал горец чутко, периодически проверяя, на месте ли кама. Причиной служил свод законов кавказского народа, предусматривающий безукоризненное поведение и строгое наказание за его несоблюдение: «Будь медлен на обиду, к отмщению скор». Аналогом камы можно считать «железный зуб» Маугли, наличие которого превращало слабенького «лягушонка» в грозу джунглей, умеющего постоять за себя даже перед тигром.

Мальчишка-горец

Удивительная холодная вежливость и невозмутимость кавказских мужчин того времени объяснялась тем, что за любую обиду или оскорбление нарушителя обычаев могли молниеносно лишить жизни ударом кинжала. Кинжал был символом неотвратимости наказания. Кинжал превращал в рыцаря даже оборванного пастушка. Горские народы не трепетали перед богатством или красивыми безделушками. Первичным для любого мужчины был верный конь и надёжный кинжал. Глядя на отца, мальчишка-горец уже с первых лет жизни мечтал о своём клинке. В семьях победнее отец вручал сыну один из старых родовых клинков. В богатых семействах родители заказывали у мастеров небольшие кинжалы, подходящие по размеру ребёнку.

Георгиевский кавалер Татаркан Кайтов с сыновьями

Сейчас кинжал кама больше имеет декоративное или коллекционное значение. Исчезновению камы из повседневного обихода послужили две главные причины. При всех достоинствах холодное оружие уступало в мощи небольшому пистолету, прячущемуся в кармане. После Кавказской войны кинжал получил большое распространение в русской армии. Но, одновременно, он перестал олицетворять высшую степень защиты. Непревзойдённого мастера кинжального боя мог вывести из строя меткий выстрел. Второй причиной стало смешение наций в крупных городах и на больших стройках. В одном месте собирались и те люди, которые не мыслили себя без клинка, и те, для кого ношение холодного оружия было чем-то недопустимым. Например, так показывает момент столкновения различных культур в повести «Шестая станция» писатель Лев Разгон: «Побелевший от злости Асланбеков скатился с крыльца: «Тут нет бобер, тут комсомол есть, катись отсюда, раз тебе не нравится!» «Ай, вай, — насмешливо закивал головой Адик. — На Капказе есть гора, под горой малина… Чэм рэзать будэшь? Хинжалом?» Амурхан и впрямь хватался за пояс, будто на нем висел его родовой осетинский кинжал». После плавильного котла наций, каким стал ранний СССР, свою честь и достоинство покинувшим горы народам Кавказа следовало отстаивать уже не кинжалом.

Почему кинжал называют «кама»?

Может показаться, что «кама» - странное имя для кинжала. Но слова со схожим звучанием мы отыщем в большинстве языков народов Кавказа и прилегающих регионов: кьама, кьамэ, кьеме, къяма, кьямя. Глухая «к» может смениться звонкой «г», и тогда слово звучит «гама», обозначая в чеченских и ингушских наречиях «клинок», а на языках народов Азербайджана и Персии - «длинный прямой обоюдоострый кинжал». Здесь в единой точке сходится понятие «острота» и противоположное ему значение. Ведь в лезгинском языке словом «кьеме» говорят о старом и тупом ноже, а у кумыков и киргизов слово «къамаргъа» обозначает «тупиться» или «затупляться». Манучер Моштаг Хорасани, исследуя вопросы персидского вооружения в работе «Оружие и доспехи Ирана – от Бронзового Века до эпохи Каджара», также признаёт явное сходство названия иранского кинжала со схожим звучанием его аналогов на языках кавказских народов.

Юноша с парой кинжалов

Интересной представляется гипотеза Виталия Владимировича Сундакова, воедино связавшего такие понятия как «острый», «железо» и «камыш». По его версии последние два слова ранее были синонимами для определения одного и того же растения. Как известно из других источников, заимствованное из тюркских языков слово обозначало не только сам камыш, но и изделия из него. Сундаков выводит среди изделий древние ножи из камыша и камышовые наконечники стрел. Опираясь на полосы из разломанного камыша и схожие с ними полоски первого выплавленного железа, Сундаков считает, что эти орудия хоть из растения, хоть из металла назывались одинаково (что также привело к рождению слова «полоснуть» - разрезать полосой). А полоски ржавеющего металла, по цвету сходного с «камышом-железом» так и получили своё название, теперь ставшее привычным. И тогда железные сапоги, три пары которых сказочный герой должен был сносить на пути к дальней цели, превращаются в онучи или кожаные сапоги, на которые одеты лапти, плетёные с полосками «камыша-железа». В «Словаре тюркских наречий» Радлова слово «кама» обозначает не только острый прямой персидский кинжал, но и целый ряд понятий, среди которых острое орудие, острый конец, определённый тип гвоздя и клин.

Горец на фоне древней башни

Как видим, в основе зарождения названия кинжала главенствует понятие «острота», от которой уже идут различные вариации. Несмотря на то, что в различных источниках род слова «кама» обозначен женским, из уважения к оружию не всегда уместно говорить «кавказская кама». Лучше использовать словосочетание «кавказский кинжал кама».

Характеристики кинжала кама

Ниже приведены усреднённые параметры, так как они отражают общую тенденцию оружейников, изготовлявших этот кинжал. Но даже внутри одной народности часто были распространены несколько типов кинжала кама (что будет видно по примерам, приведённым далее):

  • Общая длина кинжала: 40-75 см;
  • Длина клинка: 30-60 см;
  • Ширина клинка: 3-6,5 см;
  • Форма клинка: прямая;
  • Заточка клинка: обоюдоострая;
  • Сечение клинка: линзовидное или ромбовидное;
  • Рукоять кинжала: узкая, без крестовины, с массивным навершием.
Кама (сверху и посередине) и квадарра (снизу)

Разберём чем отличается кама от других кинжалов, также имевших распространение у народов Кавказа. Проще всего будет увидеть отличие, если сравнить чеченский тип кинжала кама с кинжалом квадарра (квадар), также вышедшим из рук чеченского мастера. Первые две позиции сверху на иллюстрации выше – это кама с общей длиной 53,5 и 69 см. Нижняя позиция – это квадарра. У неё больше длина, кривая форма клинка с односторонней заточкой. У острия квадарры полуторная заточка, чем-то схожая с японскими мечами. То есть квадарра, оставаясь кинжалом, куда ближе к сабле. Применение квадарры в бою – тяжёлые рубяще-колющие удары, а не колюще-режущие (как у камы). Кинжал кама, у которого параллельные лезвия плавно сужаются к острию, в качестве рубящего оружия малоэффективен, так как вес его клинка невелик, а центр тяжести смещён к рукояти. Однако проживающие в Дагестане тавлинцы предпочитали удлинённый до 75 см кинжал шашке или сабле.

Национальные разновидности кинжала кама

Некоторые знатоки оружия считают неверным распространять название «кама» на все кавказские кинжалы данного типа, так как это оружие носит вариативные имена у разных народностей (это мы уже разобрали при изучении этимологии). И всё же для простоты мы будем именовать «кама» любой из примеров, последующих далее.

Юноши-адыги с кинжалами

Также неверным было бы считать, что определённая нация поголовно использовала бы лишь один тип камы. Примером здесь служат адыги, среди которых широкое распространение получили как небольшой узкий кинжал, называемый кабардинским типом, так и короткий широкий – шапсугского типа. Последний считается более опасным в бою. Если сравнивать кинжалы разных народов по размеру, можно выяснить, что черкесские, осетинские и абхазские кинжалы будут меньше, чем их аналоги в Дагестане, Армении или Грузии.

Адыгский кинжал кама

Адыги объединяют в себе группу народов, куда входят адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги. Рассмотрим три образца. Сверху показан черкесский кинжал с общей длиной 43,5 см. Насечки на клинке и рукоятке, складывающиеся в красивый узор, а также окованные серебром ножны (на иллюстрацию не вошли) позволяют отнести владельца этого оружия к представителям горской знати. В данном случае перед нами не основное, а вспомогательное оружие. Его бывший хозяин для сражения верхом на лошади должен был располагать ещё и холодным оружием с длинным клином (шашка или сабля). Клинок имеет явно выраженное ребро жёсткости, что повышает его проникающую способность при ударе. Посередине находится широкий черкесский кинжал, который можно отнести к шапсугскому типу. Его длина равна 57 см, а по форме он очень напоминает меч гладиус – оружие римских легионеров. Таким кинжалом наносили не только колотые, но и рубящие раны. Внизу расположен черкесский кинжал кама длиной 65 см. Его клинок тоже усилен ребром жесткости. Столь длинные кинжалы встречаются нечасто. Предположительно это переходный вариант к длинноклинковому оружию, и в сражении такой кинжал был не менее опасен, чем та же сабля.

Дагестанский кинжал кама

Особенностью дагестанского типа считается сильно вытянутая головка черенка. Дагестанские кинжалы числятся одними из лучших на всём Кавказе. Если в арсенале горца встречался кинжал, изготовленный какой-либо народностью Дагестана, его хозяин мог испытывать большую гордость. До наших дней дошло множество дагестанских кинжалов, которые являются не просто оружием, а произведением искусства, благодаря богатой и оригинальной отделке.

Кубачинский тип камы

Среди дагестанских особенно выделяют кубачинские кинжалы. Здесь оружейники разработали оптимальный баланс между длиной клинка, его шириной и размером рукояти. Выше показан кубачинский кинжал небольшого размера – общая длина 46,5 см. Особенностью является тройной дол (продольное углубление на клинке в виде жёлоба). Множественный дол зачастую обрабатывали травлением, чтобы внутри него виднелся оригинальный узор, схожий с поверхностью сварочной стали. Костяная рукоять украшена национальным узором.

Лезгинский тип камы

Однодольные кинжалы кама, изготовленные по лезгинскому типу, имеют интересную асимметрическую особенность: глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем его аналог на левой стороне. Считается, что это не только придаёт клинку лёгкость, но и обеспечивает ему наибольшую жёсткость. На образце выше мы видим ещё и небольшой подкинжальный ножичек, облегчающий его владельцу штопку одежды из кожи или плотной ткани, починку обуви и проведение мелких хозяйственных работ. Можно сказать, что перед нами прообраз знаменитого универсального швейцарского ножа. Причём, этот образец не назовёшь уникумом: этот ножичек хранился в особом гнезде из кожи на ножнах большинства кинжалов. Обратим внимание на наборную рукоятку ножичка и на богатую отделку самого кинжала и его ножен и использованием растительно-цветочного орнамента.

Тавлинский тип камы

Приведём в качестве примера ещё один дагестанский кинжал, который схож с тавлинским типом. Мы видим однодольный клинок с асимметричным расположением жёлоба. Общая длина 74 см практически переводит его в разряд небольшого меча. Скорее, всего он принадлежал крестьянину, которым разрешалось ношение оружия. Однако постоянно таскать с собой более длинную саблю было не столь удобно, как подобный кинжал.

Кинжалы кама из Армении и Азербайджана

Большой ритуальный кинжал

Как и у дагестанского типа, армянский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка, схожую с остроугольной восточной аркой. В качестве примера приведён ритуальный армянский кинжал с общей длиной более метра (106 см). Время его изготовления датировано стыком XVII и XVIII веков. Деревянная рукоять не имеет особой отделки, что видно по грубым диагональным насечкам. Шляпки удерживающих её заклёпок имеют характерную для армянского типа конусообразную форму (встречаются также высокие цилиндрические шляпки или полусферические с небольшим рельефом). На ножнах заметен крупный стилизованный растительный орнамент. А мелкий многодетальный растительный орнамент покрывает часть клинка со слабо выраженным долом. При выделке такого орнамента часто использовали тауширование (инкрустацию одного металла другим с меньшей температурой плавления) золотом или серебром.

Армянский тип камы

Другим примером возьмём армянский кинжал с мелким орнаментом, элементами которого мастер выбрал короткие толстые веточки с округлыми или заостренными листочками и цветочными розетками. Встречаются также длинные стебли с мелкими, отходящими от них листочками и цветочными головками. Шляпки заклёпок как раз имеют упомянутую нами форму полусферы, которая также украшена узором в виде цветка. Головка черенка выполнена в форме округлой, а не заострённой арки. Для украшения оружейники использовали и симметричные, и асимметричные узоры. Такой орнамент выполнялся чернью с последующей обводкой линиями вторичной гравировки и заполнением фона мелкими зигзагами. Подобный орнамент можно повстречать не только на армянских, но и на грузинских кинжалах. Заговорив об орнаментах, невозможно не упомянуть азербайджанские кинжалы. Здесь мастера покрывали клинок и ножны специфическим орнаментом, состоящим не только из растительных, но геометризированных элементов. В сложном рисунке азербайджанского кинжала кама можно углядеть те же арки или извивающиеся ветви. Использовался также прорезной орнамент, популярный для народного искусства Азербайджана.

Грузинский кинжал кама

Кинжал из Грузии

Грузинский тип кинжала отличается коротким и широким клинком клиновидной формы. Длина образца, представленного выше, равна 58 см. Здесь очень интересная куполообразная форма шляпок заклёпок с искусной проработкой граней. На многих грузинских кинжалах шляпки заклёпок рукояти имеют округлую форму, а их края схожи с цветочными лепестками. Головка рукояти, напоминающая половинку овала или эллипса, небольшого размера. Известны грузинские клинки, украшенные накладными сварочными пластинками в середине клинка и фигурными сквозными прорезями у его основания. Такие прорези часто обрамляют золотой или серебряной насечкой. Для украшения применяется чернь, резьба или скань. Нередко используют контрастное золочение, гравировку или канфарение (равномерное нанесение точек, штрихов или насечек).

Хевсурский тип камы

Отдельно от общегрузинских рассматривают хевсурские кинжалы. Коренное население горной области Хевсурети, в основном следуя традициям оружейников Кавказа или Закавказья, добавило к своему варианту камы латунный приклад. Латунные или железные накладки используются хевсурами для украшения рукояти и ножен. Для богатых заказчиков мастера отделывали каму орнаментом. Однако его исполнение покажется несколько примитивным в сравнении с другими типами камы. Размер хевсурского кинжала приближен к средним значениям. К примеру, образец, показанный выше, имеет общую длину 59,5 см.

Казачий кинжал (армейский кинжал кама)

Растянувшаяся почти на полвека Кавказская война (1817-1864 гг.) послужила тому, что кинжал кама в качестве удобного подспорья или оружия ближнего боя перешёл от горцев к сражающимся с ними русским воинам. По воспоминаниям непосредственных участников боевых действий из числа офицеров Российской империи, их всегда изумляли те изящество и ловкость владения кинжалом, которые демонстрировали их противники. Заканчивались патроны, ломалась сабля, и тогда в руках горца оказывался кинжал, с которым он гордо встречал смерть, ожесточённо разя осмелившихся приблизиться врагов. При должном умении кинжалы кама небольшого размера превращались в смертоносное метательное оружие.

Златоустовский охотничий кинжал

Новый тип вооружения не остался без внимания российских мастеров. С 1835 года официальной поставкой холодного оружия в армию занималась лишь Златоустовская оружейная фабрика. Среди прочих видов вооружений значились и кинжалы, которые часто, впрочем, заносились в разряд охотничьих, так как они успешно применялись не только в сражении, но также при добивании и разделывании подстреленной крупной дичи. Один из таких кинжалов показан выше. Уже по очертаниям можно понять, что оружейники не просто скопировали клинок, но постарались придать ему русскую форму. Аносовский булат не уступал по качеству лучшим образцам булатной стали, известным в мировой истории. При этом отделка показывает всё изящество знаменитого Златоустовского узора по металлу.

Казачий полевой лагерь

Казаки, занимавшие регионы, примыкавшие к Кавказу, быстро переняли у горцев каму, при этом обозначив его «казачий кинжал». Распространившийся среди казачьего сословия на территории России и Малороссии кинжал наряду с шашкой и саблей быстро превратился в традиционное оружие кавказских казачьих войск. Устав строевой казачьей службы уложения 1899 года регламентировал регулярные упражнения для обучения молодых казаков приёмам кинжального боя. Как значилось в Уставе, воин должен в совершенстве владеть колющими ударами трёх типов:

  1. сверху вниз;
  2. снизу вверх;
  3. наотмашь.
Барон Врангель (слева), император Николай II (в центре), красноармеец И.А. Плиев - будущий дважды Герой Советского Союза (справа)

Украшенная газырями черкеска, шапка-папаха из овчины и кинжал стал особенностью формы офицерского состава южных территорий Российской империи. Кубанские казаки рядового и младшего командного состава также имели на вооружении кинжал, ставший их непременным атрибутом. От позирования в черкеске с кавказским кинжалом на поясе не удержался в своё время даже император Николай II. Во время гражданской войны кавказские кинжалы носили и казачьи атаманы, и видные деятели белого движения, и красные командармы.

Кубанские казаки на параде Победы (1945 г.)

Пока существовали кавалерийские части, военная судьба кинжала кама продолжалась. На снимках Великой Отечественной войны с кавказскими кинжалами запечатлены казаки, воевавшие по обе стороны фронта. Кинжал на поясе можно увидеть на фотографиях 13-й Кубанской кавалерийской дивизии в составе Красной армии. Его же как элемент формы носили казачьи белоэмигранты, решившие поступить на службу в Вермахт. После войны повсеместно начал главенствовать штык-нож, а парадную форму офицеров украсил кортик. Казалось, что кавказский кинжал окончательно ушёл в историю.

Златоустовский кавказский кинжал

Но это не так. Златоустовский оружейный завод продолжает производить кинжалы, среди которых есть и кавказские. Заявлено, что на производство двухдольного клинка, показанного выше, идёт дамасская сталь. Ножны обтянуты кожей ската. Традиционная художественная отделка предполагает наличие рисовки кистью на металле, многоступенчатой гравировки иглой по лаку, травления, ручной подрезки и полировки. Златоустовские кинжалы прежних лет выпуска наряду с кинжалами кама кустарной выделки давно уже превратились в предметы коллекционирования. Их можно найти не только за стеклом музейных витрин, но и в солидных частных коллекциях.