История русского фарфора насчитывает не одну сотню лет. На заводах изготавливали и изящные сервизы, и посуду для повседневного использования, и декоративные предметы. Один из них — завод Алексея Гавриловича Попова. На этом предприятии в основном выпускали продукцию для массового потребителя. Ее приобретали купцы, мещане, зажиточные крестьяне. Поповская тонкостенная керамика высоко ценится коллекционерами за самобытность и редкость. В настоящее время осталось не так много образцов. Ими можно полюбоваться в музеях, частных коллекциях. Фарфор 19 века считается неплохим вложением средств, его можно приобрести на вторичном рынке, в магазинах антиквариата.

Чашка, украшенная рельефным цветочным декором, фарфор, роспись, золочение, 1810-1830 гг.Чашка, украшенная рельефным цветочным декором, фарфор, роспись, золочение, 1810-1830 гг.

История завода

Эксперты 19 века отмечали, что фарфор Попова по качеству и декору приближается к английским и французским образцам. Его история началась в сельце Горбуново. Купец Алексей Гаврилович Попов купил фарфоровый завод, открытый в 1801 году, у Карла Мелли (бывший комиссионер Гарднера). Поначалу ассортимент был небогат, посуда незамысловата. Мастера в основном копировали чужие работы, пользовались техническими достижениями Гарднера, но новый хозяин стремился к самобытности.

Первыми собственными образцами стали сервизы для трактиров. Их декорировали позолоченной каймой, осенними пейзажами в желто-коричневых тонах. На следующем этапе выпускали посуду со сплошным фоном и вставками с изображением букетов. Постепенно у предприятия сформировался собственный стиль. К 1815 году на заводе работало 280 человек. Вместе с расширением производства росла и слава продукции. Стали делать посуду в стиле ампир, в росписи преобладали цветы, крылья. Со временем формы упрощались, рисунки становились сложнее.

Тарелка с изображением пейзажа, 1810-1820 гг.

Изображения наносили на сплошной фон. При жизни хозяина завод процветал. Его смерть стала началом заката производства, дети и внуки не сумели с умом распорядиться наследством. Художественная ценность продукции падала, предприятие было почти разорено, несколько раз перепродавалось. Очередной владелец закрыл его в 1875 году. Технология производства красок перешла к братьям Корниловым, формы — к представителям завода Иконникова.

Чашка с блюдцем с синим крытьем и изображением пейзажей, 1830-1840 гг.

Продукция

Для фарфора Попова характерна английская тематика. Алексей Гаврилович отошел от классики, нашел свой стиль. Мастера тщательно прорабатывали каждый элемент: вазы, чашки, тарелки расписывали вручную. Художники первыми разработали рецепт коричневой и синей эмали. Качественная масса придавала тонкостенной керамике прочность, делала ее удобной и практичной. Такая посуда отлично подходила для общепита, повседневного использования дома.

Чайник с жанровой сценой, начало 19 века

Посуда пользовалась спросом, несмотря на то, что для росписи характерен композиционный переизбыток: множество дополнительных элементов почти затмевали основной рисунок. Другие фарфоровые заводы ничего подобного не выпускали, поэтому московские купцы охотно приобретали продукцию. Работники завода Попова славились своим мастерством, их приглашал на свою фабрику в Архангельском князь Юсупов. Он также заказывал у Попова формы под роспись: чашки, блюдца, пасхальные яйца, дежёне.

Также производство славилось малой пластикой. В 1830-х годах вышла серия обывателей, которые были выполнены очень реалистично: «Цветочница», «Крестьянка», «Пастух» и другие. Выпускали аллегорические скульптуры, изображали героев литературных произведений, уличных торговцев. Мастера тщательно прорабатывали позы, элементы одежды, эмоции. Персонажи получались естественными и узнаваемыми.

Изготавливали не только антропоморфные фигурки, но и другие предметы сложной формы: миниатюрную мебель, плоды, здания.

Фигурка пастуха, стригущего овечку, первая половина 19 века

Клеймо фарфорового завода Попова

Производители тонкостенной керамики клеймили свою продукцию, чтобы защититься от подделок. Алексей Гаврилович маркировал изделия своего завода клеймом-монограммой «АП». Наносили надглазурным и подглазурным способом, выдавливанием. Буквы отличались по цвету и размеру, бывали красными, черными, синими, золотыми.

Клейма фарфорового завода Попова