Народные художественные промыслы – это преимущественно кустарное производство художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, имеющее определенную преемственность и локализацию. Мотивы и образы народного искусства могут веками сохраняться почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение.

Русские народные промыслы являются отражением нравов, традиций и исторического бытия русского народа, воплощением предметной области его культуры. Не все из них дожили до настоящего времени, и не все имеют древние корни, но все они, так или иначе, характеризуют русскую народную культуру.

Русские матрешки

Для коллекционера и любителя антиквариата важно понимать, что само понятие народного художественного промысла сильно размыто. Специфика и ценность ручной работы состоит в том, что она всегда имеет авторский характер, а автор – творец, и не привязан прочно ни к традиции, ни к локации.

Художественная ценность изделия народных промыслов во многом складывается из его уникальности. В то же время, народные промыслы строятся на повторяемости изделий и не чужды некоторой механизации труда. Так, для изготовления матрешек применяются токарные станки, а для резьбы по кости совершенно естественно использование бормашины.

Скульптура «Мамонт». Популярный российский образ для изделий из бивня мамонта

Возникают сложные вопросы, например, является ли русским народным промыслом любая резьба по дереву, либо только стили резьбы, имеющие традиционные мотивы? Если богородская игрушка изготавливается в другом регионе России, можно ли ее считать изделием этого народного промысла?

Большую роль в оценке изделий народного творчества играет раскрученность промысла. Поэтому мастера, стремящиеся выйти со своими работами за рамки локального рынка, много сил бросают на продвижение и популяризацию своего производства. Раньше основными площадками по продвижению были выставки и ярмарки, теперь это – специализированные сайты и социальные сети.

Ваза из березового капа (капокорня). Традиционный русский промысел. Работа автора

Глобализация привела к повышенной динамичности рынка. В этих условиях коллекционеру при оценке изделия следует полагаться прежде всего на возраст, состояние изделия, его художественную ценность. И только потом – на принадлежность к определенному промыслу, популярность которого может быть весьма неустойчивой.

Кустарные изделия из металла

Вероятно, древнейшим массовым производством из металла можно назвать художественное литье. Как и у других народов, на Руси были популярны фигурки и украшения из цветных металлов. Часто литейные работы сочетались с другими техниками: зернью, филигранью, чеканкой, чернью, эмалью.

Фигурный замок в виде конька. Павлово, XIX век

Крупным центром литья медных сплавов в конце XVII — начале XVIII вв. становится г. Павлово-на-Оке. Высоким мастерством исполнения отличались работы павловских «замочников», изготовлявших литые фигурные замки самых замысловатых конструкций.

Древние литейные промыслы угасли, но в середине XIX в. в городе Касли на Урале было освоено литейное производство мелкой пластики из чугуна, получившее известность во всем мире. Традиции каслинского литья строились на графической четкости силуэта, сочетании тщательно отделанных деталей и обобщенных плоскостей с энергичной игрой бликов. Готовые изделия покрывались черной краской особого рецепта, так называемой голландской сажей.

Скульптура «Запорожский казак и гадалка». Каслинское литье, 1900 г.

Чернение по серебру зародилось еще в X веке, но славу народному промыслу с чернением принесли изделия из Великого Устюга в XVIII веке. Это были сюжетные черневые гравюры с тонко разработанным фактурным золотым фоном и орнаментальным решением всей вещи в целом. Ремесло было возрождено в 30-е гг. XX века в виде артели, а потом фабрики «Северная чернь».

Еще одним известным направлением народного творчества стала скань или филигрань – узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или витой, накладываемой на металлический фон наряду с зернью (вместо проволоки используются шарики).

Подстаканник «Скань», мельхиор, 1972 г.Подстаканник «Скань», мельхиор, 1972 г.

Эта изначально египетская техника была популярна на всем протяжении истории России. Скань комбинировали с другими материалами: костью, эмалью, деревом, драгоценными камнями, хрусталем и перламутром. В советское время стали популярны вазочки и подстаканники в технике скань, производившиеся во многих ремесленных центрах.

Деревянное и костяное творчество

Дерево – самый распространенный материал в России на протяжении веков. Не случайно, что народных промыслов, связанных с ним, было великое множество. Не все из них были четко оформившимися. Например, изготовление резных наличников, хотя оно имеет ярко выраженные региональные традиции, народным промыслом обычно не называют.

Деревянные наличники Томска, конец XIX – нач. XX века

Самым известным промыслом, связанным с резьбой по дереву, считается Богородская резьба, как стиль сложившаяся в поселке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области к концу XVIII — началу XIX веков. Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется.

Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором. Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье.

Богородская резная игрушка «Кузнецы»

В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел – абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта.

Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи. Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора.

Абрамцевско-кудринская резьба

На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка». В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки.

Резьба в технике «Татьянка»

Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Наиболее популярна Шемогодская резьба, известная с XVIII века. Орнаменты шемогодских (шире - вологодских) резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Шемогодская резьба по бересте

Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты.

Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы – изображение веток кедра, глухаря и т.п. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей.

Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск

Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области. Промысел впитал в себя различные русские, европейские и северные традиции резьбы по кости и к XVIII веку сформировал собственный стиль. К нему относится, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска.

Холмогорская резьба по кости

Росписи и эмали

Даже сам перечень русских промыслов, связанных с росписью, может занять очень много времени. Не все эти промыслы одинаково известны и не все дожили до наших дней. Сама многочисленность расписных промыслов связана как с развитыми традициям народной живописи, так и с разнообразием материалов, с которыми работали мастера.

Жостовская роспись

Так, роспись по металлическим подносам зародилась на уральских заводах Демидова и только в первой половине XIX века распространилась и в Жостово (Московская обл.). Таким образом, в настоящее время самобытно развиваются два центра художественной росписи по металлу: Жостово и Нижний Тагил.

Роспись производится чаще по черному фону. Основной мотив – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Поскольку подносы к XXI веку успели выйти из моды, мастера ищут другие объекты для росписи: шкатулки, украшения, миниатюры и т.п.

Палехская лаковая миниатюра. «Страда», 1933

Палехская миниатюра (Ивановская область) родилась после закрытия местной школы иконописной живописи. Пытаясь приспособиться к новым условиям, мастера стали работать темперой по папье-маше. Расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, и т. п.

Роспись обычно выполняется на черном фоне и расписывается золотом. В качестве сюжетов часто используются народные сказки, былины, произведения классиков литературы и бытовые сцены. Недостатки оригинальной технологии, которую применяли первые мастера миниатюры, со временем приводят к повреждению работ 20-30-х гг. XX века.

Холуйская миниатюра

Близкими к Палеховской можно признать Федоскинскую и Холуйскую миниатюры. Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золотой и серебряный цвет применяются редко, для изображения металлических предметов или в орнаменте.

Федоскинская миниатюра возникла еще в конце XVIII века. В этом промысле использовалась не темпера, а масляные краски. В росписи использовались популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Также рисовались копии картин известных художников.

Федоскинская миниатюра

Еще в XVII веке под Костромой вокруг села Хохлома зародился промысел по росписи проолифленных деревянных изделий. По темному фону ведется роспись золотом, а также красным, желтым, оранжевым, реже зеленым и голубым цветами. Традиционные сюжеты Хохломы – ягоды рябины и земляники, цветы и ветви, птицы, рыбы и звери.

Уникальная технология обработки дерева придает ему медово-золотой цвет, значительно повышает прочность и долговечность изделий. Хотя промысел переживает сегодня не лучшие времена, высокохудожественные изделия с хохломской росписью продолжают оставаться знаковыми для русской культуры и ценятся коллекционерами.

Набор посуды с хохломской росписью

Керамика

Промыслы, связанные с керамикой, в России тоже были многочисленны. Самый известный из них – Гжель, возникший в XVII веке в 60 км. от Москвы. Деревни, причастные к Гжельскому промыслу, находились недалеко от залежей качественной белой глины, из которой очень рано начали изготавливать посуду и игрушки, расписывать их разными красками.

Расцвет гжельской керамики пришелся на вторую четверть XIX века, когда в этой местности действовало сразу несколько фарфоровых и фаянсовых фабрик, изготавливающих множество предметов искусства и быта: от посуды и изразцов до иконостасов и склепов. Статуэтки, игрушки, вазы расписывались лиловой, желтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью.

Гжель

Известный нам бело-голубой рисунок Гжели, мотивами которого являлись декоративные цветы, листья, травы, окончательно сложился только в 40-е годы XX века. Именно тогда была утверждена кобальтовая краска и стандартизированы мазки, из которых формируется изображение.

В районах с менее качественными глинами возникали промыслы по изготовлению глиняных игрушек. Таковы Филимоновская, Дымковская, Скопинская, Романовская, Каргопольская и др. игрушки. Несмотря на близкие по характеру изделия, игрушки и свистульки разных промыслов совершенно уникальны по форме и раскраске, отражая региональные традиции разных областей России.

Дымковская игрушка

Ткани и кружева

Не все русские народные вещи имеют отечественные корни. Знаменитые вологодские кружева начали плести в XIX веке в качестве импортозамещения. Желая иметь кружева, подобные французским и итальянским, помещицы заставляли своих крепостных плести подобные, а потом стали поставлять их на рынок.

Льняные кружева выполняются плотной, непрерывной, плавно извивающейся полотняной тесьмой на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток. Сюжеты вологодского кружева менялись в зависимости от запросов общества. Наряду с растительными орнаментами были распространены религиозные мотивы, а в 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность.

Вологодское кружево

Оренбургский пуховый платок обязан своим громким именем не только мастерицам, но и местным козам, имеющим густой, очень нежный, тонкий пух. Промысел зародился еще в XVIII веке и достиг своего пика в начале XX столетия, когда оренбургские платки были популярны и в России, и за рубежом.

Павловопосадский набивной платок был популярен с середины XIX века благодаря ярким, объемным цветным узорам на черном или красном фоне. Технология набивки цвета на шерстяную ткань деревянными формами сохранялась до 70-х годов XX века.

Павловопосадские набивные платки

Как и многие другие народные художественные промыслы, производство платков приходит в упадок из-за изменения вкусов и предпочтений покупателей. Уже вышли из обращения прялки и самовары Почти перестали пользоваться подносами и оформлять резьбой интерьер. Но полностью интерес к народным промыслам, к высокохудожественным изделиям народных мастеров, никогда не угасает, как не может угаснуть интерес к родной истории и культуре, а также к истории и культуре других народов.