Матрешка — это деревянная кукла, состоящая из двух разъединяемых частей, внутри которой находятся куклы такой же формы, но меньшего размера, вставленные одна в другую. Самая маленькая из кукол не разъединяется. Внешняя поверхность каждой из кукол раскрашена.

История возникновения матрешки

Русская матрешка

Матрешка появилась в период расцвета так называемого «русского стиля». В середине — второй половине XIX века национальная культура находилась в процессе становления, происходил рост патриотизма и национального самосознания. В результате у самых широких слоев общества возник спрос на украшения, одежду, посуду, предметы быта и интерьера, стилизованные под изделия допетровской поры и под народное творчество. Среди прочего, в «русском стиле» создавались и игрушки.

Матрешка часто воспринимается как русская народная игрушка, имеющая древнюю историю. Однако она была создана лишь в 1890 году. Известно даже имя мастера, выточившего первую матрешку: его звали Василий Петрович Звездочкин. Это установлено достоверно. А дальше начинаются версии и мифы. Автор исследования «Подлинная история матрешки» Игорь Блюм рассмотрел различные мифы, присутствующие в статьях, посвященных созданию знаменитой игрушки.

Самый распространенный и живучий миф — о том, что матрешка якобы имеет какие-то японские прототипы. Вариантов этого мифа очень много: например, что жена Саввы Мамонтова — хозяина мастерской, где работал Звездочкин, — привезла с японского острова Хонсю разъемную фигурку божества Фукурумы. Или что это была фигурка Ситифукудзин («Семь богов счастья»). Или что прототипом могла стать кукла Дарума или кукла Кокэси. Или что ее привезла не Елизавета Мамонтова, а кто-то из художников: В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, или кто-то ещё. Иногда, вместо Японии, в качестве родины прообраза матрешки называется Китай или Индия.

Впервые «японский» миф появился в книге «Матрешка» авторов Е. Можаевой и А. Хейфица, изданной в 1969 году. Он был охотно подхвачен японскими исследователями, несмотря на то, что никакого божества Фукурумы не существует, куклы Дарума и Кокэси не являются разъемными, а Елизавета Мамонтова никогда не бывала в Японии. Версия про «Семь богов счастья» была взята с какого-то японского интернет-сайта и без проверки добавлена профессором Мещеряковым в свою лекцию об истории культурных связей между Россией и Японией, откуда затем попала в Википедию.

Японские куклы Кокэси

Второй миф — о том, что к изготовлению первой матрешки имел какое-то отношение художник Сергей Малютин. Якобы это именно ему привезла японскую фигурку Елизавета Мамонтова, или он создал эскизы игрушки, или он занимался раскрашиванием выточенной Звездочкиным заготовки. На самом деле, как отмечает Игорь Блюм, нет ни одного доказательства причастности Малютина к матрешке. Нет ни эскизов, ни заявлений самого художника об участии в данной работе, ни воспоминаний современников об этом.

Согласно воспоминаниям, В. П. Звездочкина, ему не приходилось видеть никаких японских игрушек. Он сам придумал новую форму, а сделать ее полой и разъемной ему подсказали другие мастера — Белов и Коновалов. Расписывать игрушку отдали какой-то группе художников на Арбате — вероятно, связанных с «Классами рисования и живописи» Константина Юона.

Биография Василия Звездочкина

Василий Петрович Звездочкин родился в 1876 году в крестьянской семье, проживавшей в деревне Шубино Подольского уезда Московской губернии. Окончил три класса церковно-приходской школы, затем начал работать — пас скотину, помогал отцу на пашне. В 22 года он уезжает в Москву изучать токарное дело. Устраивается в мастерскую при магазине «Детское воспитание», принадлежавшем семье Мамонтовых.

Василий Звездочкин

Через 2 года работы в мастерской Василий Петрович создает ту самую знаменитую матрешку. Игрушка отправляется на Всемирную выставку 1900 года в Париже, где получает бронзовую медаль. Возможно, до этого он создавал и другие похожие куклы, ведь по его воспоминаниям первых игрушек должно было быть две — из трех и из шести составных частей. Нельзя сказать, что матрешка произвела фурор на выставке. Российская экспозиция получила 1589 различных наград, в том числе 212 высших и 370 золотых. На этом фоне бронзовая медаль выглядит довольно скромно.

В конце того же 1900 года Савва Мамонтов теряет почти все свое имущество по суду, и мастерская при «Детском воспитании» закрывается. Звездочкина приглашают на работу в город Сергиев Посад. Именно там производство матрешек достигает промышленных масштабов. В 1904 году был получен заказ из Франции на изготовление большой партии матрешек. После участия в Лейпцигской выставке заказы на матрешки поступили из 14-ти зарубежных стран. В самой России матрешка оставалась диковинкой и стоила весьма недешево: цена такой игрушки доходила до 10 рублей за штуку, а по другой информации — даже до 50 рублей (при средней месячной зарплате рабочего в 20-25 рублей).

Сергиев Посад в 1918 году

Всю свою жизнь Василий Петрович посвятил деревянной игрушке. Его работы, созданные в Сергиевом Посаде, неоднократно получали медали различных выставок: в 1907 и в 1913 гг. в Санкт-Петербурге, в 1919 году – в Казани. С 1914 года Василий Петрович, как опытный мастер, работал преподавателем в токарном цехе школы по игрушечному промыслу.

Производство игрушек в Сергиевом Посаде (с 1930 года — Загорске) считалось «экспортным»: эта продукция отправлялась на зарубежный рынок и продавалась за золото, на которое потом закупались станки для крупной промышленности. К 1931 г. объём экспорта изделий кустарно-художественной промышленности достиг 4 млн. золотых рублей — столько же выручили за проданные за рубеж шедевры Эрмитажа.

В декабре 1935 года Звездочкин был лишен избирательных прав «за эксплуатацию чужого труда», но очень скоро советская власть сменила гнев на милость: уже в августе 1936 года было принято решение «обеспечить В. П. Звездочкину, имеющему без малого 40-летний стаж работы, условия для дальнейшей успешной работы по специальности».

Во время войны мастеров начали призывать на фронт, но уже в 1942 г. их стали возвращать в Загорск: производство игрушек было необходимо, чтобы пополнять валютные запасы. Известно, что в 1944 году Василий Петрович трудился в Институте игрушки, а с 1949 года стал заведовать токарным цехом артели «Художественная игрушка». В 1956 году он погиб под поездом. В том же году артели в СССР были официально запрещены.

Что изображается на матрешках

Классическими считаются матрёшки, на которых изображена женщина в сарафане и платке. Примерно так и выглядит игрушка «Матрена», выточенная в 1890 году В. П. Звездочкиным и раскрашенная, по его словам, группой художников с Арбата. На первой кукле изображена круглолицая крестьянская девушка в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытая цветастым платком. В руках у нее черный петух. Сюжет других кукол, находящихся внутри первой, отличается: за девушкой с черным петухом следовали еще пять различных девушек и один круглолицый парень. Самая крошечная, восьмая фигурка изображает младенца в пеленках.

Первая матрешка

О том, что означает черный петух в руках у Матрены, можно лишь строить догадки. Возможно, это древнерусский символ солнца, играющий здесь роль оберега. Намного проще объяснить имя девушки. Матрена — одно из самых распространенных женских имен конца XIX века. Оно происходит от латинского «matrona» и в переводе означает «почтенная дама», «госпожа», «мать семьи». Также высказывалась версия, что Матрена — это персонаж народного кукольного театра, жена Петрушки.

Изображения на матрешках всегда были очень разнообразны. По мнению родственников В.П. Звездочкина, первой подобной игрушкой была не кукла с изображением девушки Матрены, а фигурка в форме богатыря в шлеме. Также известно, что в 1909 году к столетию Н.В. Гоголя были выточены матрешки, изображавшие героев «Ревизора» и «Тараса Бульбы». Позже были созданы куклы на сюжеты сказок А. С. Пушкина, народных былин и сказаний.

Матрешка «Богатырь в шлеме»

В годы перестройки возникает множество новых сюжетов для матрешек. Стало возможно приобрести матрешки любых типов, размеров и форм. На них стали изображаться исторические личности, правители России и других стран, герои книг и мультфильмов, сказочные персонажи.

Как и где изготавливаются матрешки

Обычно для изготовления матрешек выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы древесина не давала трещин. Затем брёвна сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Когда древесина еще не полностью высохла, начинается ее обработка на токарном станке. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Готовую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. Контуры обводятся черным или выжигаются.

Обычно количество кукол в составе матрешки — от трех до двенадцати. Но были и рекордсмены. В Книгу рекордов Гиннеса занесена самая большая в мире матрешка, изготовленная на художественной фабрике «Семеновская роспись» в 1970 году. В ней 72 куклы, и она достигает в высоту 1,5 метра. Также существует матрешка из 75 кукол, хотя высотой она всего 90 см.

Семёновская матрёшка

Основными центрами изготовления матрешек считаются Сергиев Посад, Семенов, Полховский Майдан, Тверь и Вятка. Существуют и другие производства: например, в Уфе создаются матрешки в национальных башкирских костюмах. Однако значительная часть матрешек в настоящий момент поступает в Россию из Китая. В поселке Имяньпо близ Харбина работают 62 фабрики матрешек, в том числе 14 фабрик по деревообработке и 31 мастерская по росписи.

Музеи матрешек открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде, Ногинске, Вознесенском и в других местах.