Неизвестно, в какой момент персидские оружейники отказались от прямых и обоюдоострых мечей, взяв на вооружение клинок, поражающий крутизной своего изгиба. Вышедший из их кузниц новый изогнутый меч, более напоминающий саблю, стали называть «шамшир». Быстро завоевав признание воинов Персии, это оружие распространилось и по соседним регионам, добравшись до Индии и Турции, а потом до Аравии и Египта. Опираясь на шамшир, предстаёт перед нами Наполеон Бонапарт на полотне, иллюстрирующем его египетский поход. Привезённый из Азии изогнутый клинок можно было повстречать и в России.

История и особенности меча шамшир

Несмотря на то, что шамшир считается персидским мечом, оружие это заимствованное. В Персию оно пришло из центрально-азиатских регионов. Исследователи выяснили, что мечи подобного рода были у воинов Великого Хорасана (историческая область, захватывающая восточные районы современного Ирана и север Пакистана, а далее простирающаяся к северу Азии почти до Казахстана). Ранние упоминания об изогнутых мечах встречались ещё в IX веке. Однако каноничный шамшир – это эволюция раннего меча через его версии, появившиеся в Персии после вторжения турок-сельджуков (XII век), монгольского нашествия (XIII век), и постепенная трансформация, продолжавшаяся вплоть до начала XVI века. Именно после этого шамшир и стал невероятно популярным в Персии и сопредельных странах.

Среднеазиатский воин с шамширом

Что же означает слово «шамшир»? Большинство дословно переводят его как «львиный коготь», доказывая сходство последнего с формой клинка. Однако по другим гипотезам оно могло означать и «хвост льва». Кто-то проводит параллели между именем меча и населёнными пунктами с тем же названием. С оружием его исторически связывают два языка: древнеперсидский и древнегреческий. На первом شمشیر (shamshīr) означает «меч» в качестве оружия, привычного для местного населения. На втором слово σαμψήρα (sampsēra) представляет нам «иностранный меч».

По клинку - шамшир, по рукоятке - тальвар

Путаница с тем, какой меч относится к шамширу, а какой нет, связана с классификацией. Если классифицировать оружие по клинку, то шамширом можно назвать достаточного много различных видов оружия. Но если классификация учитывает рукоять, от шамшира сразу отделяются тальвар, имеющий эфес с дискообразным навершием, или пульвар (пулаур) со стальной рукоятью оригинальной формы. Поэтому далее мы станем рассматривать лишь сильноизогнутые мечи, имеющие рукоять, характерную для классического шамшира. Её особенность – загиб под мизинцем, позволяющий крепче удерживать меч. Большинство загибов расположено под прямым углом к рукояти, но есть версии, направленные к клинку, или в обратную сторону.

Всадник с шамширом

Несмотря на заточенное остриё, шамшир крайне неудобно использовать для колющих ударов. Хороший рубящий удар им можно нанести лишь при высоком навыке обращения с оружием. Главное назначение шамшира – режущий удар. Пока в Европе воины одевали на себя тяжёлые латы, в Персии шли другим путём, ведь жаркий климат не располагал носить металлическую броню. Чаще всего в качестве защиты использовали многослойные халаты. Проткнуть такой непросто, а уж разрубить – почти невозможно, так как при рубящем ударе клинок словно вязнет. Такую защиту называют «мягкая броня». Азиатские народы и до расцвета шамшира использовали изогнутые сабли. Но в сравнении с ними изгиб клинка шамшира, достигающий к острию 40-50 градусов, куда заметнее.

Шамшир в ножнах и без них

Этот полукруг лезвия при хорошей заточке легко прорезал «мягкую броню» многослойного халата. Разумеется, и здесь требовалось мастерство. Умелый воин наносил удар с оттяжкой клинка при ударе. Его рука при этом шла сверху вниз, используя инерцию клинка. Точка удара находилась примерно на середине клинка, что и обеспечивало режущий эффект. Когда противник бился с обнажённым торсом, шамшир превращался и в эффективно рубящий клинок. Однако мастера меча не пренебрегали и остриём. Если выстрелить из-за угла, согнув ствол ружья, невозможно, то достать противника изогнутым клинком в обход щита было вполне реально.

Характеристики меча шамшир

Шамшир на картине Жан-Леона Жерома «Бонапарт в Египте»
  • Общая длина кинжала: 83-105 см;
  • Длина клинка: 76-95 см;
  • Ширина клинка у рукояти: 3-4 см;
  • Толщина клинка: 4-4,5 мм;
  • Средний вес: 900-1100 грамм;
  • Форма клинка: изогнутая;
  • Заточка клинка: заточенное с двух сторон острие;
  • Сечение клинка: линзовидное (наиболее часто) или плоское;
  • Гарда: крестообразная;
  • Рукоять кинжала: с загибом под мизинцем.
Узоры булатной стали

На клинке шамшира крайне редко можно повстречать дол (выемку для облегчения веса). На клинок шла либо дорогая булатная сталь, либо дамасская, которая обходилась дешевле. В книгах и фильмах остроту клинка часто проверяют платком, который, падая на лезвие, распадается на две части. Клинок шамшира, чей угол заточки примерно равен 15-20 градусов в районе точки удара, как раз пригоден для такой «презентации», если он остро отточен. Отделка рукояти часто имела национальные особенности, по которым шамшир относят при классификации к той или иной стране.

Персидский шамшир

Шамшир из Персии

Персидские оружейники делали клинок таким, что кривизна его клинка нарастала уже с первой трети. Рукоятка персидского шамшира – это пара накладок, крепившихся заклёпками к хвостовику клинка. Престижнее было делать их из моржовой кости, ценившейся в здешних местах. Те, кто не мог её позволить, носили шамширы с рукояткой из рога. Округлый загиб рукоятки закрывали металлическим колпачком, в большинстве случаев сделанным из железа. Крестовина рукоятки имела на концах объёмные декоративные «пуговки», напоминающие округлые или продолговатые бусины. Ножны персидского шамшира прорези не имели. Обычно их делали из дерева, а после обтягивали кожей, иногда украшая её тиснением. Ножны могли быть как вовсе без наконечника, так и с ним, выполненным из металла или кожи. Для крепления на пояс предназначалась пара металлических обоймиц, которые отделывали узорами или вязью.

Турецкий шамшир

Шамшир из Турции

Главный признак турецкого шамшира – нарастание кривизны клинка со второй трети. Такая конструкция обуславливала необходимость разреза на устье ножен. Однако разрез помогал мастеру идеально подогнать ножны к клинку. Традиционной отделкой ножен здесь выступала чёрная кожа. С одной из сторон сквозь неё проходил шнур, и его стежки кропотливо оплетались тонкой проволокой из латуни или серебра. Исполнение этого шва экспертами часто берётся в качестве одного из признаков подлинности.

Отделка на ножнах шамшира

Бронзовая или латунная крестовина рукоятки на гранёных концах имела шарики или ромбовидные пирамидки. Железные рукоятки у турецких шамширов редки. Вместо металлического колпачка на конце рукоятки здесь часто красовался элемент, напоминающий запятую, кончик которой уходил в сторону лезвия. Сама рукоятка в сравнении с её персидской «сестрой» выглядит мощнее и толще. Для отделки рукоятки использовали рог, поэтому она может оказаться как светлой, так и тёмной. Точно такие же рукоятки, как у шамшира, ставили и на турецкую саблю килич, имеющую другой тип изогнутого лезвия.

Индийский шамшир

Стальная рукоятка шамшира из Индии

Изогнутые мечи везли из Персии в индийские княжества и клинком, и в готовом виде. В первом случае к клинку добавляли местную рукоять. Поэтому часть таких мечей можно считать как шамширом (по форме клинка), так и тальваром (по форме рукоятки). Каноничные шамширные рукоятки здесь делали из булата или меди. Часто материалом выступала сталь.

Зооморфная отделка шамшира из Индии

Известны как простые стальные рукоятки, так и декорированные эмалью, зооморфными существами или кофтгари (переплетённым узором) в виде насечки золотом или серебром. Со временем это оружие стали не только завозить, но и ковать на месте, копируя клинок практически целиком. Северные и северо-западные, а также центральные провинции в оформлении рукояток использовали растительный орнамент, а ножны вместо кожи отделывали бархатом.

Арабские шамширы

Вариант отделки рукоятки арабского шамшира

Большинство шамширов из Аравии, сделанных по типу персидских, можно разделить на две группы. Их идентифицируют по рукоятке. В первую попадут те шамширы, загиб рукоятки которых имеет угол 75 градусов, а колпачок выполнен из серебра и чаще всего имеет эффектную декоративную отделку. Иногда сквозь него продето кольцо. На некоторых рукоятках он сильнее вытянут и заострён. Кроме рога для отделки такой рукоятки использовали клык моржа или слоновий бивень. Эти накладки крепились заклёпками, под которые вместо шайб подкладывали монеты из серебра или их имитацию. Нижний лангет крестовины часто декорирован обвязкой из медной или серебряной проволоки, которую иногда сплетали узлами. Их крестовина – железная, как и у персидских.

Вариант отделки рукоятки арабского шамшира

Вторая группа имеет рукоятки, сделанные из серебра. Серебряной будет даже крестовина. У большинства таких рукояток угол загиба канонический – прямой. Серебро рукоятки чаще всего украшено чеканкой и гравировкой, а гораздо реже – накладками из слоновой кости. Декорация проволочкой обмоткой на таких рукоятках тоже встречается.

Сирийский шамшир

Рукоятка шамшира из Сирии

Иногда эти шамширы присоединяют к арабским, но некоторые исследователи рассматривают их отдельно. Они представляют собой некий переходный тип, который заимствует элементы и от персидских, и от турецких, и от сирийских образцов. Их загиб рукоятки примерно равен 75 градусам. Декоративные накладки (если они есть) имеют тёмный цвет и украшены вбитыми элементами с круглой или звездообразной шляпкой. Практически у всех рукояток есть полоски, уходящие под нижний лангет крестовины, декорированный проволочной обмоткой. Другой их конец скрывается под колпачком, закрывающим загиб рукоятки. Сам колпачок заострён и часто заканчивается кольцеобразным элементом (от этого кольца шла цепочка, заканчивающаяся на конце крестовины). Сирийские шамширы также отличаются отделкой ножен золотой или серебряной насечкой.

Среднеазиатский шамшир

Шамшир из Средней Азии

Мечи в плохой сохранности идентифицировать в качестве среднеазиатских сложно, так как здесь тщательно исследуется отделка ножен и рукоятки. Если в отделке используется бирюза и драгоценные металлы, то на ножнах среднеазиатских шамширов присутствуют длинный чеканный наконечник и такое же длинное устье из серебра с позолотой или чистого золота. Встречается и оформление каменьями. В случае отсутствия драгоценных металлов среднеазиатские шамширы узнают по спиральной обмотке из кожаного ремня, которую крепили к ножнам заклёпками в виде звёзд или полусфер.

Кавказское оружие, напоминающее шамшир

Грузинское холодное оружие с рукояткой шамшира

Народы, проживавшие на территории современных Грузии и Дагестана, заимствовав шамшир и сохранив форму каноничной рукоятки, внесли свои усовершенствования в конструкцию. Так как добиться качества персидских оружейников местным мастерам было сложно, они делали более тяжёлые клинки. Но главное отличие кроется в сечении клинка. Оно здесь клиновидно-прямоугольное, из-за чего эти образцы следует причислять не к шамширам, а к другим видам оружия. Рукояти с костяной или металлической отделкой расширялись в сторону клинка и сужались перед изгибом. По отношению к клинку изгиб имеет либо каноничный прямой угол, либо тупой (то есть уходит в сторону от клинка).

Шамшир в России

Василий Верещагин «Парламентеры»

Русские солдаты массово повстречали шамширы в руках противника на фронтах русско-турецких сражений. При завоевании Туркестана нападавшие на русские отряды тоже применяли шамшир. В русской живописи шамшир запечатлён на картине Василия Верещагина «Парламентеры» (1873г.). На поле боя, усеянного убитыми, встречаются, осторожно продвигаясь друг к другу, пара воинов с каждой стороны. Художник словно находится за спинами восточных конников, один из которых поднял руку. К его поясу приторочен шамшир в ножнах, который легко узнаётся по изогнутому клинку. Однако на вооружение нашей армии впоследствии поступил не шамшир, а кавказская шашка. Но изогнутый персидский клинок был известен на Руси гораздо раньше.

«Из холодного оружия, главным экспортером которого являлась Персия, упоминаются топоры, ножи и сабли. Последние ввозились в Россию в большем количестве, чем остальные виды холодного оружия. Персидские сабли ценились особенно, вследствие высокого качества булата и изящества отделки. Кроме богато орнаментированных сабель, доступных немногим, из Персии привозили сабли с простыми рукоятками стоимостью в 4-5 рублей и отдельно сабельные полосы ценой в 3 рубля, находившие спрос и в дворянском ополчении».Н.И. Веселовский (1913 г.)

Исследователи считают, что выше прочих ценилась именно «сабельная полоса» («полоса булатна»), так как она была не только дешевле готовой сабли, но позволяла сделать к ней местную рукоять с формой, привычной для будущего хозяина.

Идентификация шамширов

В отличие от многих других видов холодного оружия шамшир исследован не столь подробно. Не существует детальных работ по его подробному описанию и классификации, хотя особенности оформления его рукояток, традиционные для определённых стран и конкретных регионов, уже начинают систематизироваться. Однако в датировке и месте изготовления при идентификации часто всё равно возникает большая путаница.

Основные типы рукоятей шамширов: 1–2 – персидская; 3–4 – индийские; 5 – турецкая; 6–8 – арабские; 9 – сирийская; 10 – среднеазиатская

Выше мы показываем иллюстрацию из работы Д.Ю. Милосердова, подробно описавшего классификационные признаки шамширов с традиционной формой рукоятки по деталям и характеру её отделки. Автор предостерегает определять время изготовления меча исключительно по надписи на клинке. В качестве примере он приводит подпись «Работал Асадулла из Исфахана», ставшую для любителей холодного оружия своеобразной притчей во языцех. Исследовательские материалы Эгертона и Стоуна породили убеждение, что подпись принадлежит придворному кузнецу шаха Персии Аббаса Великого (1571-1629 гг.). Однако собрание Оружейной палаты Московского Кремля, располагающее солидной подборкой персидских клинков, эту версию опровергает. Известно, что Аббас Великий разрешил русскому посольству закупить множество клинков, надеясь установить прочные связи с северным соседом. Часть этой партии оказалась вообще без каких-либо знаков на клинках, другая имеет подписи кузнецов, но имени «Асадулла» ни на одном нет. Д.Ю. Милосердов рекомендует при датировке клинков из Персии обращать внимание на целый комплекс признаков, иначе вероятность ошибки крайне высока.