Людмила Павловна Азарова (1919-2010 гг.) — скульптор-керамист с сильным темпераментом и неуемной творческой фантазией. Ее изделия определили «лицо» советской гжели. В 1960 и начале 1970-х годов занимала должность главного художника завода «Художественная керамика», в 1972 году стала ведущим художником «Гжели».

«Иванушка и царевна-лягушка», фарфор, роспись, золочение, 1950-1960 гг.«Иванушка и царевна-лягушка», фарфор, роспись, золочение, 1950-1960 гг.

Азарова окончила Калужское медицинское училище. В первый год Великой Отечественной войны добровольцем ушла на фронт, служила фельдшером, с 1943 года — медсестрой. После войны получила художественное образование в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Художница занялась развитием и восстановлением гжельского промысла вместе с другими фарфористами, стала работать в артели «Художественная керамика» (Турыгинский завод).

«Девушка с косой», фарфор, роспись, 1970-1990 гг. «Девушка с косой», фарфор, роспись, 1970-1990 гг.

Первые работы Азаровой не имели достаточной пластической выразительности. Даже фигурки на сказочные темы художница выполняла конкретно-детализировано, уделяя внимание иллюстративности и повествовательности. Позднее Людмила Павловна занялась исследованием народного творчества, обрела собственный стиль, научилась создавать яркие и выразительные работы, беря за основу простой сюжет. Она создала серию сосудов в виде животных: барана, козла, верблюда и других. Сосуды в виде женских фигур были выполнены в стиле русской глиняной игрушки.

Штоф «Охотник», 1990 г.Штоф «Охотник», 1990 г.

В 1950-е годы художница вдохновлялась образцами старой Гжели. Она изготавливала квасники в стиле XVIII — начала XIX веков. Также Азарова пробовала соединять реальные и фантастические образы. Например, популярная статуэтка «Лань» декорирована орнаментом из синих и золотых звездочек.

«Аленушка и братец Иванушка», фарфор, роспись, золочение, 1950-1960 гг.«Аленушка и братец Иванушка», фарфор, роспись, золочение, 1950-1960 гг.

В 1960-х годах в творчестве художницы прослеживается стремление к лаконичности, характерное для искусства того периода. Для создания фигурок она использует простейшие геометрические формы. С середины 1960-х годов она обращается к теме материнства. Азаровой удается передать нежность и любовь матери, спокойствие ребенка, находящегося рядом с ней. Людмила Павловна обращается к теме труда. В образах свинарки, птичницы, доярки и других представительниц рабочих профессий прослеживается теплое и доброжелательное отношение автора.

«Старик и Золотая рыбка», фарфор, роспись, золочение, 1970-1990 гг.«Старик и Золотая рыбка», фарфор, роспись, золочение, 1970-1990 гг.

Важное место в творчестве Л. П. Азаровой занимают бытовые предметы: посуда, подсвечники, туалетные коробки и другие изделия, украшенные скульптурными элементами. Она создавала как уникальные произведения, так и продукцию для массового производства. Чашки, чайники, кружки для повседневного использования украшены лаконичной росписью.

Штоф «Пьян бывал, да ума не терял», 2000-2020 гг.Штоф «Пьян бывал, да ума не терял», 2000-2020 гг.

Людмила Павловна овладела тонкостями подглазурной росписи, искусством создания малой пластики и предметов быта. Художница также занималась декорированием общественных интерьеров. Ее работы выставлены во многих музеях.

Когда мы говорим об изделиях Людмилы Павловны, чаще всего подразумевается воплощённая ей форма, тогда как роспись делал другой исполнитель.

Подпись Азаровой как автора формы вместе с подписью художника

Для примера покажем два изделия. Слева изделие с клеймом «уточка», где маркировка автора формы и того, кто делал роспись, оформлена показательно. Справа изделие с клеймом «орёл», где расшифровка дана единственной буквой: «а» - автор формы, «р» - роспись.

Одиночная подпись

Встретив одиночную подпись «Азарова», рано радоваться, так как имеется множество изделий «под Гжель» с имитацией и фирменного клейма, и подписи автора. В этом случае подтвердит или опровергнет оригинальную подпись только антикварная экспертиза.