Авиационная тематика в нумизматике - одна из наиболее популярных. На монетах изображены вертолеты, дирижабли, планеры, и конечно же самолеты, военные и гражданские. В ассортименте нумизматических точек представлены специализированные серии коллекционных и сувенирных монет, а также монетовидных жетонов: «Военно-воздушные силы», «История русской авиации», «Самолеты СССР», «Вооруженные силы России», «Оружие Победы. Авиация». Гораздо реже авиационная техника присутствует на металлических изделиях одиночных выпусков, например, на монетовидном жетоне «Авиаконструктор А.С. Яковлев. Як-40». Но общее количество различного рода монет и жетонов насчитывает сотни наименований. Самолеты отечественного производства на монетах Государственного банка СССР не появлялись. В России и странах СНГ такие изделия стали выпускаться только после 1992 года. Изображения самолетов советской постройки чеканились на монетах, в основном, экзотических государств.

Открывает этот список Республика Маршалловы острова. Это тихоокеанское государство в Микронезии, ассоциированное с США, в 1991 году выпустило серию из 24-х серебряных монет 999-й пробы «Легендарные самолёты Второй мировой войны». Кроме классического тропического климата с пальмами, теплыми белоснежными песками и лазурной водой, эти острова хранят память о военных действиях: здесь в 1943-1944 годах проходила Гилберта-Маршалловская операция вооружённых сил США против японских войск с целью освобождения островов Гилберта и Маршалловых. Две монеты из серии посвящены советской авиации: 50 долларов «YAK-9 (Як-9)» и 50 долларов «IL-2 (Ил-2)». Аверсы монет одинаковые, имеющие стандартную информацию: герб Республики, надписи с названием государства-эмитента, номинал и год выпуска.

Самолет Як-9 производился с 1942 по 1948 годы: выпущено 16769 штук на заводах в Москве, Омске и Новосибирске. Машина принимала участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. В течение года на своем вооружении Як-9 имел полк «Нормандия-Неман». Летая именно на Як-9, часть добилась наибольших успехов, но также потеряла больше всего пилотов.

50 долларов «Як-9», Маршалловы острова, 1991 год50 долларов «Як-9», Маршалловы острова, 1991 год

На ближнем плане реверса монеты крупно изображен самолет, сверху надпись «YAK-9», позади - преследующие его истребители Люфтваффе, снизу - город и горящие постройки, надпись - номинал монеты «50 FIFTY DOLLARS». Официальная валюта на островах - доллар США.

Свою «американскую историю» имеет и Як-9. Истребитель в различных модификациях состоял на вооружении СССР и дружеских стран и в послевоенное время. С 1950 года участвовал в Корейской войне и открыл список потерь в небе над Кореей. Американцы утверждали, что в воздушных боях сбили 29 самолетов. Один из самолетов Як-9П был захвачен в Корее, вывезен в США и проходил испытания на базе Райт Паттерсон в Огайо.

Самолет Як-9П в окраске ВВС США, 1953 год

Самолет со второй монеты - Ил-2. Это самая массовая боевая модель за всю историю мировой авиации. С 1941 по 1945 годы было выпущено 36183 штурмовика, а эксплуатировался он до 1954 года, когда на смену поршневой авиации пришла реактивная.

50 долларов, «Ил-2», Маршалловы острова, 1991 год50 долларов, «Ил-2», Маршалловы острова, 1991 год

На реверсе сверху надпись «IL-2 SHTURMOVIK», летящее звено самолетов Ил-2, самый дальний производит маневр для атаки наземных целей, внизу - номинал монеты и танковое сражение.

Ил-2 конструкторы называли «летающим танком», пилоты-истребители люфтваффе прозвали «бетонным самолётом», а солдаты вермахта «черной смертью». В настоящее время в мире существует единственный Ил-2, находящийся в летном состоянии. Он был восстановлен в Самаре и хранится в частном музее авиации «Flying Heritage Collection» в городе Эверетт в США. Самолет обнаружили в 1991 году в Мурманской области. Компания «Авиареставрация» в Новосибирске использовала детали с трех других Ил-2 и восстановила его до летного состояния по заказу американской стороны. Самолет поднялся в воздух в 2011 году, в 2012 году его переправили в США. Глубокая модификация Ил-2, штурмовик Ил-10, применялся, также, как и Як-9, во время войны в Корее в составе ВВС этой страны против американских войск.

В 1995 году Национальный банк Маршалловых островов, продолжая авиационную тематику, издает серию монет «Реактивные истребители» номиналами от 5 до 50 долларов из серебра, латуни или медно-никелевого сплава тиражами по 25 тыс. экз. Из отечественных боевых машин в серию попали «MIG-15 (МиГ-15)», «MIG-21MF (МиГ-21МФ)» и «SUKHOI SU-27UB (Су-27УБ)». Качество монет «пруф».

50 долларов серии «Реактивные истребители»: «МиГ-15», «МиГ-21МФ», «Су-27УБ», Маршалловы острова, 1995 год

Три изображенных на реверсах самолета - гордость советского авиапрома, их история создания и эксплуатации описаны в десятках книг, и перечисление их достоинств займет огромное количество времени. Важнее то, что отечественную авиационную технику знают и ценят во всем мире, а доказательство этому в том, что изображения наших самолетов можно найти на зарубежных монетах многих стран.

Центральный банк еще одного государства в Меланезии, Соломоновых островов, для пополнения своего не очень значительного бюджета чеканит монеты самой различной тематики, в т.ч. и авиационной. В 2003 году банк издал серию из 13-ти монет к 100-летию авиации. В нее входит серебряная монета 999-й пробы номиналом 25 долларов «An-225 MRIYA (Ан-225 «Мрия)», качество «пруф».

25 долларов «Самолеты мира: Ан-225 "Мрия"», Соломоновы острова, 2003 год25 долларов «Самолеты мира: Ан-225 "Мрия"», Соломоновы острова, 2003 год

На реверсе: в центре изображен Ан-225 в полете, сверху по канту надпись «An-225 MRIYA», рядом с надписью - летящий над горами истребитель, справа внизу - номинал монеты «25 DOLLARS». На аверсе: в центре профиль Королевы Великобритании Елизаветы II, внизу год чеканки «2003» и название государства эмитента «SOLOMON ISLANDS».

Один из любителей авиации на форуме, посвященном истории отечественного самолетостроения, спросил о существовании сувенирной продукции с самолетом Ли-2, в том числе и монет. И если вы тоже захотите пополнить коллекцию монетой с изображением этого воздушного судна, то вас ждет разочарование: Ли-2 на монеты пока не попал, хотя присутствует на памятных медалях и значках). Однако стоит обратить внимание на монету достоинством 25 долларов 2003 года «Douglas DC-3», изданную Соломоновыми островами в серии «Самолеты мира» из серебра 999-й пробы. Ли-2 создан на базе пассажирского самолёта ПС-84, созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского DC-3.

25 долларов «Самолеты мира: Дуглас DC-3», Соломоновы острова, 2003 год25 долларов «Самолеты мира: Дуглас DC-3», Соломоновы острова, 2003 год

DC-3 и одна из его модификаций С-47 компании «Дуглас» были известными «американцами» в СССР. Они использовались гражданской авиацией и Военно-воздушными силами Красной Армии как военно-транспортные. С-47 «Скайтрейн» стали самыми распространенными самолетами военно-транспортной авиации стран антигитлеровской коалиции. В рамках программы ленд-лиза эти машины поставлялись и в Советский Союз, а отличия самолета отечественной сборки от американского не столь значительны.

А теперь продолжим наш «рейс» в Полинезию. В 2006 году принадлежащие Новой Зеландии Острова Кука выпустили серию из пяти монет «Легендарные скоростные самолеты 1930-х годов (1930's RACERS)». На одной из них, сделанной из серебра 925-й пробы, достоинством 2 доллара изображен советский И-16 КБ Поликарпова.

Монета «Скоростные самолеты 1930-х годов: И-16», Острова Кука, 2006 год

На аверсе: сверху - название серии «1930's RACERS», в центре - цветное изображение модели самолета, справа и слева надписи: вес монеты «1 oz», проба металла «999 SILVER» и номинал монеты «$2». Снизу - название модели «Polikarpov I-16 («Поликарпов И-16»)». В центре реверса: портрет Королевы Великобритании Елизаветы II. По окружности надписи: «ELIZABETH II», «TWO DOLLARS», «COOK ISLANDS» и год выпуска «2006».

В 2008 году от имени Островов Кука на Австралийском монетном дворе в г. Перт выпущена серия из пяти серебряных монет 999-й пробы номиналом 1 доллар тиражом 1500 штук «Самолеты Антонова». Монеты изготовлены по заказу «Райффайзен банка» и на них изображены самолеты ОКБ Антонова: Ан-2, Ан-74, Ан-124, Ан-225 и Ан-148.

1 доллар «Ан-2», «Ан-74», «Ан-148» из серии «Самолеты Антонова», Острова Кука, 2008 год1 доллар «Ан-2», «Ан-74», «Ан-148» из серии «Самолеты Антонова», Острова Кука, 2008 год

Издатели монет утверждают, что дизайн создавался совместно с КБ и лично утверждался генеральным конструктором АНТК им. Антонова Дмитрием Кивой. Изготовлены изделия двух типов чеканки - «пруф» и «пруф с избирательной позолотой».

Находящееся в одном регионе с Островами Кука Полинезийское государство Тувалу в 2005 году предложило коллекционерам серию монет «Истребители». На монете номиналом 1 доллар из серебра 999-й пробы изображен самолет МиГ-15. Тираж монеты сравнительно небольшой - 1500 экз., качество изготовления «пруф».

1 доллар «МиГ-15», Тувалу, 2005 год1 доллар «МиГ-15», Тувалу, 2005 год

На частично цветном реверсе самолет с опознавательными знаками ВВС СССР в полете на фоне гор в обрамлении шкалы авиационного прибора; снизу надписи: вес монеты «1 oz», проба металла «999 SILVER» и название самолета «MIKOYAN-GUREVICH MIG-15». Аверс традиционный для монет бывших британских колоний.

МиГ-15 (по кодификации НАТО: Fagot) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в 1947-1949 годах. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира - выпущено более 15 тыс. экземпляров. Слава к этому самолету пришла в небе Корейской войны, где он противостоял американскому F-86 Sabre.

В 2008 году Национальный банк Тувау издал набор «Боевые самолёты второй мировой войны», состоящий из пяти серебряных монет номиналом 1 доллар тиражом 1,5 тыс. экз. На одной из монет изображен самолет Як-3.

1 доллар «Як-3» из серии «Самолёты второй мировой войны»,Тувалу, 2008 год1 доллар «Як-3» из серии «Самолёты второй мировой войны»,Тувалу, 2008 год

Реверс монеты: на черном зеркальном поле взмывающий в небо самолет, справа внизу - пробитая обшивка и надпись: «YAKOVLEV YAK-3», сверху по канту надпись, обозначающая серию: «Fighter planes of WWII».

Як-3 считался одним из самых маневренных легких истребителей Второй мировой войны. Всего до 1947 года выпущено 4848 истребителей различных модификаций. Немецкие летчики считали самолет опасным противником и неохотно вступали с ним в бой.

В 2011 году Резервный банк Новой Зеландии выпустил по заказу тихоокеанского островного свободно ассоциированного с Новой Зеландией государственного образования Ниуэ набор из двух монет с «суперсониками». В подарочной коробке в форме самолетного спидометра изданы «Конкорд» и Ту-144 номиналом 2 доллара. Монеты набора «Сверхзвуковые самолеты» были отчеканены из серебра 999-й пробы по технологии «пруф». тиражом 8 тыс. экз.

2 доллара «Ту-144», Ниуэ, 2011 год2 доллара «Ту-144», Ниуэ, 2011 год

Оба самолета изображены в двух ракурсах: в центральной части реверса – вид спереди, в верхней - лайнеры в полете во время взлета. Внизу надпись: «MACH» (1 МАХ равен скорости звука) и число максимальной скорости самолета в виде значения приборного счетчика. У Ту-144 скорость выше, чем у «Конкорда»: «2.35» МАХ против «2.20».

Доллары острова Агрихан, расположенного в тихоокеанском архипелаге Марианских островов, не являются платежным средством (официальная валюта - доллар США), но ценятся коллекционерами. В 2017-2018 годах издан набор из 4-х монет «История Авиации». Две монеты - «наши». Одна из них номиналом 5 долларов «Як-7Б», другая также 5 долларов - «Ил-2».

5 долларов«ЯК-7Б» серии «История авиации», Агрихан, 2017 год

Реверс монеты: звено летящих над рекой истребителей с номерами «31» и «33», сверху надписи: серия «Aviation History» и «YAK-7B», снизу - номинал монеты и год выпуска.

Як-7Б входил в тройку наиболее известных советских истребителей Великой отечественной войны КБ Яковлева. Производился с 1941 года, а с 1942 ему на замену пришел более совершенный Як-9, однако именно на Як-7 пилоты приняли на себя первые удары войны. После вторжения нацистской Германии Красной Армии срочно нужны были современные истребители, и Як-7 стал одним из первенцев, он был создан на базе учебно-тренировочного УТИ-26. Из 18-ти модификаций Як-7 серийно строились 10.

На второй монете изображен уже упомянутый штурмовик Ил-2. На реверсе отчеканен самолет Ил-2 и сбитый им истребитель неприятеля. Сверху надписи «Aviation History» и «IL-2», снизу номинал монеты и год выпуска. Однако на монете закралась ошибка. Дизайнеры перепутали Ил-2 с другим советским самолетом - истребителем Ла-5 и поместили его изображение вместо штурмовика. В пользу такой версии говорит не только внешний вид Ла-5, но и его особенность - антенна радиостанции натягивалась от мачты к верхней части киля и от киля – к специальному вводу, смонтированному на фюзеляже. Именно такая конструкция и запечатлена.

5 долларов «Ил-2» серии «История авиации», Агрихан, 2018 год

Таким образом, монета достоинством 5 долларов острова Агрихан является своеобразным артефактом: надпись названия самолета не соответствует его изображению. Поэтому, истребитель КБ Лавочкина также можно смело записать в число попавших на иностранные монеты.

Снова пользуясь быстрым авиационным транспортом из Тихого океана совершим «перелет» через Индийский, в Африку. Нас ждут Бурунди и Зимбабве.

Согласно ежегодно составляемому «индексу счастья наций», самыми несчастными считают себя жители небольшого африканского государства Бурунди. Почти все жители этой страны недовольны своей судьбой. И немудрено - уровень жизни находится на последнем в мире 157-ом месте. В 2014 году Банк Республики Бурунди издал коллекционную монетную серию «История авиации». В наборе наш Як-7Б на монете номиналом 5000 франков из серебра 999-й пробы. Тираж 1941 штука в память о годе начала Великой Отечественной войны.

Монета «История авиации: Як-7Б», Бурунди, 2014 год

На аверсе: в центре цветное изображение летящего среди облаков самолета, под изображением название модели «YAKOVLEV YAK-7B», снизу - стилизованное изображение самолета как знака серии и название серии на английском «HISTORY OF AVIATION». На реверсе: в центре рельефное изображение герба Бурунди - голова льва, под которой на ленте выгравирован девиз «UNITÉ – TRAVAIL – PROGRÈS», что означает в переводе «Единство, труд, прогресс».

Три года спустя, в 2017 году, советская летающая легенда МиГ-21 был изображен на монете из серии «Лучшие военные самолеты мира», выпущенной в Зимбабве. Серия состоит из 10-ти монет номиналом 1 шиллинг, изготовленных из медно-никелевого сплава или нержавеющей стали с цветной эмалью. На монетах представлены военные самолеты со времен Второй мировой войны и до наших дней в разное время состоявшие на вооружении Великобритании, США, СССР, Германии и Японии.

1 шиллинг «Лучшие военные самолеты мира: МиГ-21», Зимбабве, 2017 год

Официальная валюта страны с 2009 года - доллары США и фунты стерлингов Соединенного Королевства. Действующие с 1981 по 2009 год доллары Зимбабве были запрещены в обороте в связи с гиперинфляцией. Например, в 2008 году она составила 231 млн. %. Представленная монета с самолетами не является официальным платежным средством, она сувенирная. На реверсе изображение самолета с выпущенными шасси, сверху над ним - надписи: «SOVIET UNION FIGHTER» и «MIG-21 Fishbed»; снизу годы выпуска самолета «1959-1985» и название серии «THE BESTS MILITARY AIRCRAFTS».

В 2018 году свет увидела новая серия из 10-ти памятных сувенирных монет «Лучшие военные самолеты мира». Россия представлена истребителями МиГ-35 и Су-35 поколения «4++», при этом МиГ-35 серийно пока не выпускается, с 2016 года проводятся его летные испытания.

1 шиллинг «МиГ-35» и «Су-35» из серии «Самые мощные истребители мира», Зимбабве, 2018 год

Каждая из монет посвящена одному из боевых самолетов. И снова номинальная стоимость одной монеты из набора – 1 шиллинг, который в настоящее время не является официальной валютой Зимбабве, а был в ходу в то время, когда часть Зимбабве называлась Южная Родезия, т.е. с 1934 по 1956 годы. 20 шиллингов составляли один южнородезийский фунт. На реверсах монет - изображения самолетов в полете, сверху - название серии «MOST POWERFUL FIGHTER JETS», снизу - названия моделей «Mikoyan MIG-35» и «Sukhoi Su-35».

В 2019 году издано продолжение серии из 10-ти монет. Россию представляют сразу четыре истребителя: Су-27, Су-34, МиГ-29 и МиГ-31.

1 шиллинг «Су-27», «Су-34», «МиГ-29» и «МиГ-31», Зимбабве, 2019 год

В центре каждого реверса изображение летящего самолета на фоне голубого неба, сверху - название серии «MOST POWERFUL FIGHTER JETS», снизу - названия моделей «Su-27 Flanker», «MIG-31 Foxhound», «Sukhoi Su-34» и «MIG-29 FULCRUM» (не указан на рисунке). Лицевые стороны всех указанных зимбабвийских монет представляют из себя герб Республики с девизом «Единение. Свобода. Труд» - в центре, номиналом монет - сверху, названием страны и года выпуска - снизу. Изображения на обеих сторонах монет плоские.

Из Зимбабве перенесемся в Редонду. В 2018 году от имени этого суперэкзотического виртуального государства в Карибском море с населением 0 человек (да-да, на острове физически постоянно никого нет), основанного в 1865 году ирландцем Мэтью Дауди Шилом, были произведены сувенирные монеты «Самолеты» номиналом 50 центов. На каждой из 6-ти монет изображены летательные аппараты различных стран мира, среди которых уже знакомый по другим монетам МиГ-21.

50 центов «МиГ-21», Редонда, 2018 год

На тыльной стороне монеты изображение истребителя, название «MIG-21 Fishbed», сверху - даты производства «1959-1985» и страна-производитель «USSR». На аверсе традиционно герб государства, номинал и дата выпуска. Кстати, в Редонде установлена абсолютная монархия, страна имеет официальный герб и флаг, но множество актов коронации привели к тому, что на сегодняшний день у королевства одновременно существует девять альтернативных правителей. Наиболее известным является испанский писатель Хавьер Мариас, описавший историю королевства в произведении «Чёрная спина времени». Один из официальных сайтов королевства заявляет, что действующим монархом является некто король Лео.

Производители монет с изображением МиГ-21, указывая дату выпуска, непременно имеют в виду именно МиГ-21 с модификациями, а вот его китайский аналог J-7/F-7 производился с 1967 по 2017 годы. Таким образом, МиГ-21 с учетом производства в других странах стоял на конвейере без малого 60 лет! А еще легендарный истребитель служил в ВВС США. В 1972 году было сформировано 57-е авиакрыло боевого применения истребительной авиации, расформированное 13 лет спустя. Вместе с «21-ым» в эскадрилье служили МиГ-17 и МиГ-23. Конечно, все самолеты были получены неофициально и доставлены из Индонезии, Израиля и Китая.

В Северной Америке русская техника на местных монетах вниманием обделена. Одним из немногих примеров являются 25 центов Канады с изображением Ан-225 в серии «История авиации» (2007-2009). Тираж составляет 2 тыс. экз.

25 центов «История авиации: Ан-225», Канада, 2007 г.

И снова в полете самый тяжелый по грузоподъемности самолет в мире. Гигант построен в единственном экземпляре и эксплуатируется грузовой авиакомпанией «Авиалинии Антонова», работающей при КБ. Его цветная фотография украшает реверс. Также на реверсе сверху - название самолета и год выпуска «ANTONOV 225 - 1988», снизу - название серии «HISTORY OF AVIATION». На аверсе портрет Ее Величества Королевы Елизаветы II, слева от портрета - эмблема XXI зимних Олимпийских Игр, которые состоялись в канадском Ванкувере в 2010 году.

Завершают обзор монеты, посвященные трагическому инциденту, произошедшему с самолетом Ту-154. 10 апреля 2010 года произошла авиакатастрофа с президентским самолетом ВВС Республики Польша. При попытке посадить Ту-154 в сильном тумане на аэродром «Северный» в Смоленске погиб экипаж и пассажиры, всего 96 человек. Катастрофа унесла жизни Президента Польши Леха Качиньского, его жены Марии, ряда польских политиков, высшего военного командования, общественных и религиозных деятелей Польши. Катастрофа стала шоком не только для поляков, но и для всего мира. Этот момент запечатлен на серебряной монете номиналом 20 злотых, отчеканенной из серебра 925-й пробы в апреле 2011 года Банком Польши.

20 злотых «Годовщина смоленской авиакатастрофы», Польша, 2011 год

В память о трагедии, год спустя, Польша выпустила четыре памятные монеты, на одной из них запечатлен Ту-154. Тираж составил 50 тыс. экз. На реверсе — стилизованное изображение падающего самолета, задевающего верхушки деревьев в лесу. На аверсе: герб Польши, название государства, номинал, год выпуска, а также стилизация «плачущей» березы с надписями «SMOLENSK» и «10.04.2010».

Другую монету, посвященную памяти трагического события, изготовили Острова Кука. На монете достоинством 2 доллара из серебра качества «пруф» «Год памяти Леха Качинского» с частично цветным реверсом изображено фото с обломками самолета Ту-154.

2 доллара «Год памяти Леха Качиньского», Острова Кука, 2011 год

Реверс: портрет Президента Польши на фоне обломков самолета и надписи полукругом: «2011. REMEMBER LECH KACHYNSKI» и «2011. AND 95 OTHER VICTIMS OF SMOLENSK AIR CRASH». В 2010 году полет Леха Качиньского в Россию олицетворял сближение официальных отношений двух стран, Президент Польши направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу. Но трагедия перечеркнула эти надежды и стала первой по числу жертв среди авиакатастроф, в которых когда-либо погибали первые лица государства. Мировое сообщество было потрясено катастрофой, сравнивая трагизм ситуации с шоком, который испытали все страны после событий 11 сентября 2001 года в США.

Знатоки авиации на монетах уже задали нам вопрос: «Почему серия «Самолеты Украины» не вошла в описание?» Дело в том, что все 10 монет подробно описаны в обзоре, посвященном наборам монет Украины. В 2002—2018 годах Национальным банком Украины выпущена серия памятных монет номиналом в 5, 10 и 20 гривен «Літаки України», посвященная пяти самолётам КБ Антонова. Все аверсы практически одинаковы: в круге из бусин — изображение малого государственного герба Украины в окружении аллегорической композиции из Солнца, стилизованного крыла, птиц и звёзд, логотип Монетного двора, надписи «УКРАЇНА», год выпуска и номинал монеты. На реверсах: изображения самолетов Ан-2, Ан-124, Ан-225, Ан-140 и Ан-132. Монеты изготовлены из серебра или нейзильбера.

Подводя итог отметим, что в мире насчитываются десятки серий монет, посвященных самолетам. Они произведены в Канаде, Франции, Островами Святой Елены, Мэн, Гернси, Карибскими, Виргинскими, а также в США, Чехии и Великобритании. Надеемся, что в скором времени изображения отечественных гражданских и боевых машин пополнят коллекции зарубежных монет.