Реликвии в истории христианской культуры

Христианский культ реликвий вовсе не был чем-то особенным в истории религий. Тем не менее, став частью практики поклонения святым, он получил чрезвычайный масштаб и оригинальные формы. Зародившись еще в ранние века нашей эры, в развитое средневековье культ достиг своего апогея, превратившись в развитую индустрию по производству и потреблению мощей и контактных реликвий.

Мощи святых, предметы, связанные с ними при жизни, или касающиеся библейской истории, добывали, продавали и покупали по всей Европе. Первоначально особым спросом пользовались именно мощи. Как и в язычестве, почитание умершего было связано с его захоронением. Поэтому над могилами святых часто строили храмы или помещали их останки в крипту под церковным алтарем.

Мощи святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия в крипте базилики Святого Амвросия (Милан)

В Европе были места весьма богатые на могилы мучеников и святых, а были и совсем бедные. И как быть, если на новом месте такой могилы нет? Очень скоро христиане стали переносить останки святых для нужд новых храмов. Настоящим «полем чудес» по добыче нужных тел в раннее средневековье являлись римские катакомбы, где когда-то хоронились тела первых христиан.

Проблема была в том, что абы какой святой устраивал отнюдь не всех. Многим хотелось приобрести мученика поизвестнее. К тому же, цельные останки, да еще и в удовлетворительном, нетленном состоянии встречались не так часто. Святые тела истлевали, а мучеников частенько сжигали или отдавали на растерзание зверям.

Реликварий св. Веры. Церковь Сен-Фуа в Конке, Франция, X в.

В общем, поклонники радовались любому фрагменту. И вскоре в практику вошла жестокая «расчлененка». Тела распиливали на фрагменты еще в катакомбах и поставляли в другие регионы. Практика разделения мощей считалась вполне обыденной и имела корни еще в варварском мире, когда тело удачливого вождя могли разделить и похоронить в разных концах страны, чтобы удача равномернее сохранялась среди его людей.

Потребление мощей быстро вышло за пределы монастырей и храмов. Каждый благочестивый христианин хотел бы иметь частичку святого. Тем более, Церковь утверждала: божественная сила святого распространяется на все, даже мельчайшие части его мощей и предметы, которых он касался.

Ларец-реликварий из слоновой кости, Византия, X в.

И если простому человеку для полного счастья было достаточно и волоса с головы святого, то конкурирующим за паству храмам и «лучшим людям королевства» требовались более значительные фрагменты или их набор. По сути, мощи и реликвии становятся предметами коллекционирования.

А еще, из них можно было составить неплохой «магический набор» на все случаи жизни. Ведь по сути, святые и их остатки, в отличии от самого Христа, были носителями божественной силы узкой специализации. Св. Фиакр помогал в выращивании растений, св. Колумбан выручал во время наводнений (сегодня он еще и покровитель мотоциклистов), а св. Эдуард Исповедник (бывший король Англии) прославился как покровитель трудных браков и разводящихся супругов.

Реликварий из слоновой кости, XII в., Норвегия

С началом крестовых походов бизнес римских катакомб оказался серьезно подорван. В Европу хлынули реликвии с Востока, касающиеся библейской истории. В большом количестве поступали гвозди, которыми прибивали Христа, копья, которыми его кололи, капли крови, пота и воды, которые были собраны с Иисуса во время казни. Количество сохранившегося молока Богородицы исчислялось литрами.

Поступали волосы, ногти Христа, его молочные зубы и многочисленные остатки пуповины, а также крайней плоти, оставшейся после обрезания. Был обретен терновый венец в сборе и части тернового венца в виде отдельных шипов, которых бы хватило на четыре полных. Для людей победнее предлагались камни с Голгофы, нитки из одежды Девы Марии и кусочки креста распятия, достаточные для реконструкции пары кафедральных соборов.

Шкатулка-реликварий. Италия, XIV век

Нельзя не упомянуть вторичные реликвии, которые получались от предметов, которые когда-то соприкасались с объектом почитания и от этого становились священными. Это камни, на которых стоял Иисус, земля по которой он ходил, вода из Иордана, да и просто вещи, которыми якобы владели библейские персонажи и различные святые. Особенно умиляет меч и щит Архангела Михаила, существа, по христианским представлениям, бестелесного.

Все это религиозное великолепие нужно было где-то хранить, в чем-то перевозить, прятать и даже защищать. Ведь реликвии могли быть объектом кражи или открытого грабежа, причем из самых благочестивых соображений. Вызывает восхищение поступок епископа Линкольна Хью (XII в.), который, наклонившись поцеловать руку Марии Магдалины, откусил и выкрал кусочек ее пальца.

Реликварий, т.н. Генриха Птицелова. Втор. пол. X в.

Его подвиг повторил греческий монах, который добрался до тела Иоанна Крестителя в Константинополе и отгрыз его палец целиком. Венецианцы же, воруя в Александрии кости святого и убедившись, что они не входят в приготовленный сундук, просто переломали их через колено.

Отсюда происходит широкое распространение многообразных контейнеров для перевозки и хранения священных частиц, которые в Европе было принято называть реликвариями. Кроме этого общего термина существует множество более специальных названий, обозначающих отдельные виды реликвариев.

Реликварий в виде фигуры святого. Конец XII в.

Монументальные и архитектонические реликварии

Первые реликварии появлялись естественным образом вместе с развитием культа святых. На могиле святого ставили памятники в форме ротонд, часовен или античных мавзолеев. С распространением обычая связывать церковь или монастырь с останками какого-либо святого многие храмы сами превращаются в монументальные реликварии.

Особенным можно считать Сантуарио делла Санта Каза XVI века в Лоретто (Италия). Этот «храм в храме» представляет из себя гигантский реликварий, в основе которого якобы чудесным образом перенесенная из Назарета Святая хижина, где родился Христос.

Святая хижина в мраморной облицовке

Хижина облицована мрамором, а уже над этим сооружением надстроена базилика, полностью его скрывающая. Таким образом, мы получаем этакую матрешку с очень маленьким внутренним «оригинальным» помещением, считающимся христианской святыней.

Базилика Святой Крови в Брюгге и знаменитая Сент-Шапель в Париже также являются реликвариями. Первая предназначалась для бутыли с кровью Иисуса, вторая – для хранения тернового венца и других реликвий, вывезенных Людовиком Святым из Палестины.

Капелла-реликварий Сент-Шапель

Поскольку в христианстве святость неразрывно связана с церковью, а самые ранние святыни народа Израиля хранились в ковчеге Завета, то ковчег рассматривают в качестве прообраза элемента христианского храма - киота или дарохранительницы. Поэтому ковчег похож на храм, а храм, в каком-то смысле – ковчег.

Так стационарные реликварии стали делать в виде миниатюрных храмов. Табернакль (шатер, палатка с фр.) – дарохранительница архитектонической формы, поскольку символически восходит к ветхозаветной скинии с Ковчегом Завета. Чаще всего табернакли делались по образцу Иерусалимского храма или других прославленных церквей. Здесь тоже присутствует идея храма в храме, а реликварии, размещаемые на престоле, имеют вид миниатюрного алтаря.

Ахенский собор и капелла Карла Великого. VII – XIV вв.

На самом деле, даже обычные сундуки в средние века часто изготавливались с двухскатной или покатой крышкой, изображая здание в миниатюре. Они также могли украшаться религиозной символикой или изображениями. В этом плане иногда бывает трудно отличить простой реликварий от сундучка для полезных мелочей.

К архитектоническим реликвариям относится знаменитая Рака трех волхвов в Кельнском соборе (1181-1225 гг.), созданная для хранения мощей «трех царей», которые по преданию приходили с дарами поклониться Младенцу Христу.

Николай Верденский. Рака трех волхвов, Кельн, 1181-1225 гг.

Другой знаменитый архитектонический реликварий - ковчег с мощами Карла Великого в Ахенском соборе, сделанный по указу Фридриха Барбароссы в 1165 году. Рака (т.е. гроб) Карла Великого имеет 2 метра в длину, покрыта листовым золотом и серебром, украшена барельефами, драгоценными камнями, эмалями и филигранью.

Там же, в Ахене, находится рака Девы Марии XIII века. В ней хранится туника Богородицы, пеленки Иисуса, его окровавленная набедренная повязка и платок, в который заворачивали отрубленную голову Иоанна Крестителя. Эта рака в целом повторяет композицию раки Карла, но имеет оригинальные изображения.

Рака Девы Марии. 1239 г.

Выносные реликварии

Хотя раки обычно не предназначались для переноски, желание показать мощи верующим привело к рождению обычая выносить их во время церковных празднований, посвященных данному святому. Стали делать и специальные выносные реликварии, обычно более компактные и легкие, чем те, что должны были постоянно находиться в храме.

Разновидностью переносного реликвария, предназначенного для даров Евхаристии (Святого Причастия) является монстранция. Обычно это небольшой сосуд или емкость, с прозрачным окошком из стекла или хрусталя. Предполагалось, что через это окошечко верующие смогут увидеть содержимое.

Монстранц. Вена, 1698 г.

Шествия с монстранциями (или монстранцами) зародились в XIII веке и достигли своего пика в XIV и XV веках. Сам сосуд или прозрачную капсулу старательно украшали или помещали в богатые реликварии. Часто им придавали сложную архитектоническую форму, например, в виде готического собора.

А уже в XV веке пошла мода изготовления монстранций в виде солнца, в центре которого помещался сосуд с кровью или телом Христовым. Солнце с золотыми лучами символизировало Божественный свет. Иногда сверху монстранца помещался крест.

Архитектонический монстранц. Ок. 1490 г. Германия

В XVI веке из желания поразить современников монстранцы делают все более большими и пышными. Так, в Толедо был изготовлен монстранц в 2,5 метра высотой, на который ушло 18 кг золота и 183 кг серебра. Он украшен 250 статуэтками и увенчан крестом с бриллиантами.

Во время крестного хода средневековые верующие использовали реликварии в виде креста. Часто в этот самый крест монтировались частицы того самого «Честного Древа», т.е. подлинного креста распятия. Специальные реликварии для частиц креста назывались «ставротеки» (буквально, хранилища креста с греческого языка).

Монстранция (кустодия). XVI в. Сокровищница собора в Толедо

Реликварии для Животворящего креста могли быть самого разного размера и из различных материалов. Самые крупные из них изготавливались из дерева. На Руси со времен Никона стали делать полноразмерные кресты из кипариса.

Выносные реликварии могли содержать в себе не только дары Евхаристии и части Животворящего креста. В них могла поместиться любая святыня, способная привлечь верующего. Весьма часто один реликварий мог содержать набор разнообразных святынь, связанных между собой только в самом общем плане.

Кийский Крест Патриарха Никона

В частности, Кийский крест патриарха Никона содержит 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста помещен серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста.

Антропоморфные реликварии

Особое место среди емкостей для мощей занимают антропоморфные реликварии. Перед хранителями реликвий стояло сразу две разнонаправленные задачи. С одной стороны, нужно было сохранить, уберечь от особо рьяных поклонников добытые святыни.

Реликварий челюсти святого Антония, около 1349 года. Падуя, Италия

С другой стороны, подобные сокровища не должны лежать под спудом. Они призваны привлечь, поразить верующих, заставить их рыдать и благословлять тот день, когда они смогли лобызать прах и кости почитаемого святого, вдыхать сладкий аромат легкого тления нетленных мощей.

Так как тела часто доставались владельцам частями, реликварии, подобные громоздкой раке, здесь не требовались. Да и странно было помещать во гроб одну только ногу или руку, зная, что другая нога лежит в другом гробу в ином храме.

Реликварий в виде стопы. XII в.

Другой проблемой было отсутствие прозрачного стекла больших размеров, под которым можно разместить экспонат, подобно тому, как это делается в современных музеях. Средневековые мастера нашли выход в создании емкостей, которые самим своим видом говорили о лежащей там части тела или личности, которой эта часть принадлежала.

Деревянный реликварий, изготовленный в форме сердца, с XV в. хранился в железной клетке на стене часовни Святого Лавра англиканского собора Крайст-Черч. Сердце когда-то принадлежало св. Лаврентию Дублинскому. Сам Лаврентий умер в Нормандии, но сердце было вывезено в Ирландию и помещено в деревянную форму.

Реликварий с сердцем св. Лаврентия Дублинского. XIII в.

Если монахам удавалось добыть руку святого, они заказывали реликварий в виде руки из золота и серебра, внутрь которой и помещались мощи. Часто в этом футляре делалось отверстие, чтобы верующие могли рассматривать и целовать почерневшую руку, не вынимая ее.

Еще лучше, если собственникам удавалось добыть голову. Реликварий в виде головы не только защищал оригинальный череп, но и позволял реконструировать облик святого по вкусу заказчика. Таким образом верующий мог прикоснуться к мертвой голове (хоть и через оболочку), проникнутся представленным образом, а также полюбоваться на блеск золота и драгоценных камней, которыми голова могла быть украшена.

Реликварий святого Аргилия. XIII в.

Т.е. реликварий призван был поразить не только содержанием, но и формой. По мысли людей того времени, чем богаче форма, тем значимей было содержание. Поэтому на изготовление реликвариев не жалели времени и средств.

Нательные реликварии

Реликвия как общественное достояние – это хорошо, но каждому верующему хочется приобщится к святому и более лично, а лучше быть со святостью постоянно. Логично, что у вчерашних язычников на смену амулетам быстро пришли ковчежцы с мощами.

Святая Кристина. Реликварий XVI в.

Первым вариантом такого христианского «амулета» стали античные энколпионы или энколпии (от греч. «за пазухой» или «на груди»). Это были прямоугольные ящички с монограммой Христа. Позже на них стали изображать крест, а еще позже их вытесняют овальные и крестообразные энколпионы. Во всех случаях, пустота в ящичке предназначалась для мощей или других христианских реликвий.

Один из самых известных энколпионов – так называемый талисман Карла Великого с волосами Девы Марии. Правда до XII в. о нем никто не слышал. Талисман был украшен сапфирами и изумрудами, стоя целого состояния.

Талисман Карла Великого

Для большинства верующих дорогие энколпионы были недоступны. Если им удавалось добыть какие-либо святыни, они хранили их в кожаных или тряпичных мешочках на груди. Энколпионы оставались прерогативой знати, но и среди неё до XIV века не имели широкого хождения.

Один из вариантов нательного реликвария для священников назывался панагия. Этот округлый медальон с образом Богоматери был предназначен для переноски части Богородичной просфоры. Позже на нем мог изображаться также Спаситель или Святая Троица, а внутри помещаться святая вода, елей или даже печать епископа.

Панагия. Россия, XVI в.

На Руси крестообразный энколпион или наперстный крест оказался гораздо более распространен и среди священников, и среди мирян. Предполагается, что такие кресты были популярны у паломников, которые хранили в них как сами мощи, так и более доступные реликвии (например, Святую землю из Иерусалима).

Кроме медальонов и крестов нательные реликварии могли быть изготовлены в виде перстней. Сохранилась также корона Людовика Святого, которая служила реликварием. Очевидно, что мощи короны подчеркивали сакральность королевской власти.

Корона-реликварий Людовика Святого. XIII в.

Оружие и предметы быта в качестве реликвария

По сути, любой значимый для человека предмет в средние века мог быть превращен в реликварий. И если для рыцаря особое символическое значение имел меч, то неудивительно, что и он превращался в место для хранения святынь.

Наиболее известным в литературе мечом-реликварием являлся легендарный Дюрандаль Роланда. В его рукояти якобы находился целый набор святынь: кровь св. Василия, нетленный зуб св. Петра, власы Дионисия Парижского, обрывок ризы Девы Марии.

Жуаез Карла Великого. XIII в.

В рукоять, или даже в клинок другого легендарного меча, Жуаеза Карла Великого, по преданию было помещено «копье Лонгина», которым проткнули тело Христа. Впрочем, это копье имело весьма широкое распространение в европейских королевствах, где насчитывалось не менее четырех целых, хорошо сохранившихся экземпляров уникального предмета.

Позже представители знати превращают реликварии в предметы интерьера. Они все чаще выполняются в вольных формах: в виде картин, статуэток или композиций на религиозную тему. Таким выдающимся произведением искусства стал реликварий герцога Бургундского. На нем Карл Смелый повелел изобразить не только св. Георгия, но и самого себя.

Реликварий герцога Бургундии Карла Смелого 1467-1471 гг.

Начало Реформации и эпоха Просвещения значительно подорвали популярность мощей в Западной Европе. В ходе Французской революции многие реликвии и реликварии безжалостно уничтожались. Да и в самой католической церкви периодически проводятся ревизии оставшихся святынь, многие из которых были признаны поддельными.

Однако папство настаивает на достоверности и святости многих сохранившихся реликвий. А реликварии средневековья стали историческим и культурным общественным достоянием. Они уже сами могут рассматриваться как реликвии, независимо от их содержимого.