Арабы и христианский мир

Успех арабского завоевания часто связывают с принятием ими мусульманства как объединяющей силы, но примеры германцев, мидийцев, персов, монголов и многочисленных иных завоевателей с периферии доказывает, что причиной успеха был определенный уровень племенного развития и стечение обстоятельств.

Одно из таких обстоятельств – богатство соседних народов, которое, в том числе, приводило к снижению потребности объединяться и воевать. Хорошо живущие люди становятся менее агрессивны, менее готовы рисковать, терпеть лишения и слепо подчиняться вождям. Бедность и зависть, наоборот, провоцируют на агрессию.

Другим фактором часто становились тучные годы, когда благодаря погоде или росту агротехники урожаи или приплод скота значительно росли, детская смертность понижалась, и вскоре молодежи переставало хватать традиционного жизненного пространства.

Арабские завоеванияАрабские завоевания

Третьим важным условием для успешного завоевания становится уровень технологий. Долгое время централизованное снабжение, массовое производство стального оружия и метательных машин, вкупе с высокой выучкой легионеров, позволяло римлянам сдерживать варварские племена. Однако гражданские войны подорвали силы Империи.

В тоже время, арабы вполне освоили производство высококачественной стали, а также использовали преимущества более дешевой кавалерии, чем та, которую могли выставить европейцы. В результате византийцы потеряли Ближний Восток, а потом и север Африки.

К началу VIII в. арабы прошли по всей линии африканского побережья Средиземного моря и подчинили берберов, которые и стали известны под именем мавров. Мавры чаще были беднее арабов. Многие берберские племена происходили из африканской глубинки, были менее развитые, а потому более фанатичные в религиозном плане. Они слепо подчинялись своим племенным вождям и религиозным лидерам – шейхам.

Вторжение арабов на Пиренейский полуостров в VIII векеВторжение арабов на Пиренейский полуостров в VIII веке

В Испанию вторглись как берберы, так и арабы, но христиане обычно всех называли маврами или арабами, не слишком разбираясь, где кто. Для самих завоевателей это было важно. В войсках и администрации именно арабы занимали господствующее положение.

При разделе иберийских земель племенам берберов достались бесплодные нагорья Кастилии, до конца не подчиненной, а арабам – благодатные земли Андалусии (юг). Это – одна из причин будущих раздоров мусульман.

К 714 году мавры захватили практически весь Иберийский полуостров, за исключением части Астурии – узкой полоски вдоль северного побережья. И хотя арабы прошлись по всей Астурии, полностью взять ее под контроль им не удалось. Именно сюда бежали остатки не подчинившейся вестготской знати.

АстурияАстурия

В 722 году новоизбранный король Пелайо нанес поражение арабскому отряду, направленному на окончательное завоевание Астурии. С этой битвы иногда отсчитывают начало Реконкисты, хотя арабские завоевания продолжались, выйдя за пределы Иберийского полуострова.

Так, еще в 719 году арабы заняли Нарбонну, а в 725 году Ним и Каркассон. В 731 году, перевалив через Пиренеи на западе, армия вали Абд ар-Рахмана прошла через Ронсевальское ущелье, захватила Бордо, затем Тур и разграбила всю Аквитанию, прежде чем была остановлена франками при Пуатье в 732 году.

Важно отметить, что мавры пришли не столько под знаменем ислама, сколько как обычные захватчики, готовые сотрудничать с любыми политическими силами ради целей обогащения. Межплеменная рознь среди завоевателей никогда полностью не утихала и сдерживалась только надеждами на новую добычу.

Картина Карла Штейбена, «Битва при Пуатье 732 года»Картина Карла Штейбена, «Битва при Пуатье 732 года»

Как только экспансия прекратилась, раздробленность мавританских владений Аль-Андалуса, как называли захваченные иберийские земли мусульмане, стала главным фактором ослабления власти захватчиков. С другой стороны, христианский мир не содрогнулся в страхе от пришествия мусульман. Они были не лучше и не хуже викингов, аваров, печенегов и других народов, атаковавших тогда территорию бывшей империи.

Почва реконкисты

Как известно, война – лишь продолжение политики другими средствами. А политика – это реализация целей и интересов конкретных людей. После прихода мавров социальная картина на Иберийском полуострове начала быстро усложняться.

У христиан был выбор, либо они платят подушную подать (или поземельный налог в случае знати) сверх обычных налогов, либо переходят в ислам, сохраняя положение и имущество. Многие, особенно в среде знати, предпочли второе. Так появился слой ренегадос. Арабы к ним относились плохо, а ренегадос часто мстили за это своим властителям.

Арабская крепость на склоне ГибралфароАрабская крепость на склоне Гибралфаро

Большинство простых христиан сохранило свою веру, но во многом переняло культуру арабов. Таких называли мосарабы (от испорченного мустариб – арабизировавшиеся).

На этой же территории издавна проживало множество евреев. Они говорили на местных романских языках, но сохраняли свою культуру и веру (сеффарды). Во время завоевания многие из них симпатизировали и помогали арабам, ведь те были более толерантны к их вере, чем христиане.

Одним из первых «социальных разломов» при новой власти стала вражда ренегадос и арабской аристократии. Арабы презирали ренегадос, но и завидовали им. Дело в том, что сами арабы и берберы обычно оседали в сельской местности, а ренегадос оставались в городах, включались в торговлю и оказывались успешнее своих господ.

Арабская крепость в СарагоссеАрабская крепость в Сарагоссе

В X в. вражда привела к почти полному уничтожению ренегадос в ряде городов Аль-Андалуса. Постепенно ухудшалось и положение христиан, которых мавры рассматривали как «иностранных агентов», т.е. подозревали в симпатиях к христианским княжествам.

А таких вскоре возникло сразу несколько. На северо-востоке – Леон (включавший в себя Астурию) и Кастилия, на северо-западе – Каталония, Наварра, Арагон, графство Барселона. Все они вели ожесточенные войны как с арабами, так и между собой.

При этом отношения мусульманской и христианской знати были довольно теплые. Взаимные симпатии и представления о должном приводили к бракам, постоянно заключались союзы и создавались коалиции. Но наблюдались и отличия.

Тайфы около 1080 г.Тайфы около 1080 г.

В то время культура христиан была более примитивной, а жизнь более бедной. Бедность возникала не только из-за низкой культуры производства, но и из-за отсутствия хороших земель.

Сами христиане были очень разнородны в племенном смысле. Тут проживали потомки кельтов, баски, свевы, вестготы и т.п. И знать этих народов не слишком терпела друг друга, а короли были слишком слабы, чтобы поставить ее под контроль. Отсюда раздоры и постоянные войны между собой.

Похожая ситуация сложилась и у арабов. Но, в то время как фронда аристократии в Аль-Андалусе приводила к появлению аристократических республик и распадению халифата на множество маленьких государств-эмиратов тайф (от таиф – народ, племя), христианская государственность постепенно становится все более централизованной и эффективной. Одной из причин такого положения вещей стала как раз крайняя бедность христианских земель, с одной стороны, и богатство арабов, с другой.

Большая мечеть Кордовы, после Реконкисты превращённая в церковьБольшая мечеть Кордовы, после Реконкисты превращённая в церковь

Первый этап реконкисты

После распада Кордовского халифата в 1031 году, распад Аль-Андалуса на множество тайф стал свершившимся фактом. Христиане стали теснить все тайфы, при том, что внутренние раздоры продолжались. Наиболее сильным правителем этого времени оказался король Кастилии Фернандо I Великий, захвативший Леон и в 1039 г. объявивший себя императором Испании.

Однако после смерти Фернандо в 1065 году, «империя» была разделена между его тремя сыновьями. Король Кастилии Санчо II Сильный (1065-1072) в 1067 г. начинает «войну трех Санчо»: против Санчо Наваррского и Санчо Арагонского, одновременно пытаясь избавиться от братьев.

В конце концов он был убит леонским «ассасином» по приказу собственной сестры. На троне Кастилии оказывается король Леона Альфонсо VI Храбрый, который обманом пленил третьего брата и, опираясь на ресурс трех королевств, начал войну с маврами.

Альфонсо Храбрый даёт клятву, что непричастен к убийству своего брата Санчо IIАльфонсо Храбрый даёт клятву, что непричастен к убийству своего брата Санчо II

В 1085 г. кастильцы с помощью французских рыцарей захватили древнюю столицу вестготского королевства и стратегически важный город Толедо, а затем Валенсию. Напуганные их успехами эмиры тайф решили призвать на помощь сахарских берберов – захвативших на тот момент всю Африку морабетинов (морабетины или альморавиды - «религиозные люди»).

Арабы осознавали опасность морабетинов и для них самих. В источниках приводятся слова эмира Севильи сыну: «Всё это истина, но я не желаю, чтобы потомство укоряло меня за то, что я был причиной захвата Андалузии неверными».

Вторжение возглавил вождь африканских альморавидов Юсуф, которому на тот момент было 70 лет. После высадки на полуострове Юсуф писал: «Люди приходили посмотреть на наших воинов, они прибегали к ним из самых разных областей, изумляясь их облику и презирая их одежды и их манеру говорить, ибо ничего в них не было им по вкусу, кроме лошадей и щитов».

Четыре всадника в рукописи Беата Лиебанского «Комментарий к Апокалипсису», сделанной в 1086 годуЧетыре всадника в рукописи Беата Лиебанского «Комментарий к Апокалипсису», сделанной в 1086 году

В 1086 г. в битве при Заллаке Альфонсо VI был разгромлен наголову, а Валенсия потеряна. Только отбытие морабетинов на родину спасло кастильцев от потери всех завоеваний. Однако эмиры вскоре снова призвали Юсуфа на помощь. На этот раз он не добился большого успеха, зато начал захватывать тайфы. К 1111 году вся мусульманская Испания оказалась подчинена морабетинами.

Сид Кампеадор

Для понимания характера первого этапа Реконкисты стоит посмотреть на карьеру человека, признанного национальным героем Испании. Кастильский дворянин Родриго Диас, известный как Сид Кампеадор (воитель) из Бургоса воспитывался при королевском дворе.

Воевал с Санчо II против арагонского короля, дяди Санчо, защищая платящую Кастилии дань мусульманскую Севилью. Прозвище Кампеадор он получил уже во время «войны трех Санчо», когда выиграл поединок, который должен был заменить битву между кастильским и арагонским королем.

Памятник Сиду в БургосеПамятник Сиду в Бургосе

Сид принимал самое активное участие в последовавшей войне Санчо против своих братьев и дважды способствовал поражению Альфонсо, но после смерти своего короля признал власть Альфонсо VI и даже женился на его троюродной племяннице. Знаменитой стала история, как Родриго по поручению короля отправился за данью к эмиру Севильи и заодно разбил воевавших против Севильи гранадцев и кастильцев, также посланников Альфонсо.

В конце концов военные удачи и самостоятельность Кампеадора стали раздражать Альфонса и в 1008 г. он был изгнан из королевства. Со своей дружиной Родриго Диас поступил на службу к эмиру Сарагосы.

Воюя как наемник за и против разных эмиров и их христианских союзников, он разбил короля Арагона, графа Барселоны, эмира Валенсии и многих других более мелких полководцев. Его слава разошлась по обеим Испаниям, и мусульмане дали ему прозвище Сид (от сеид - господин).

Набор мечей Филиппа II. Клинок Колады эль Сида, вставленный в эфес XVI века, под номером 8Набор мечей Филиппа II. Клинок Колады эль Сида, вставленный в эфес XVI века, под номером 8

В Валенсии Сид разгромил противников эмира аль Кадира, вернул ему трон, а когда Альфонсо VI осадил Валенсию, то Сид опустошил и его земли. Кампеадор часто выступал и как каратель, подавляя выступления против плативших ему эмиров, разоряя земли как мусульман, сторонников примирения с христианами, так и собственно христиан.

После поражения от альморавидов в 1087 г. Альфонсо возвратил Родриго на службу и отправил защищать Валенсию, платившую Кастилии дань. Однако в 1088 году король вновь заподозрил своего вассала в предательстве. Чудом избежав казни, Родриго второй раз оказался в изгнании.

На этот раз Кампеадор стал действовать более решительно. Опираясь на смешанную дружину из мусульман и христиан, он самостоятельно обложил данью многих мусульманских правителей, а затем захватил Валенсию, где и правил до самой смерти совершенно независимо.

Филипп фон Фольц. Сид КампеадорФилипп фон Фольц. Сид Кампеадор

Остается только удивляться, как национальным героем Испании стал человек, не сделавший, собственно, для Испании совершенно ничего. Более того, Сид часто выступал как каратель против своего народа, став врагом многих христианских королей, пытавшихся бороться с маврами.

С другой стороны, как раз характерно, что в это время и речи не шло о противостоянии с мусульманами. Многочисленная независимая знать демонстрировала религиозную индифферентность при высоком престиже военной доблести. Герой – это завоеватель.

Альмохады

Война шла с переменным успехом. Берберы больше существенно не продвинулись в глубь христианских территорий, а в 1118 году потеряли и Сарагосу, захваченную королем Арагона Альфонсом I Воителем.

Держава Альмохадов в период наибольшего расширенияДержава Альмохадов в период наибольшего расширения

Оказавшись на богатых испанских землях, морабетины скоро изнежились, утратили воинственность и простоту нравов. Например, жена Али ибн Юсуфа (преемник Юсуфа) открыто торговала должностями, выбрав вместо пути веры дорогу алчности.

Тем временем в Африке возникло новое религиозное движение альмохадов (объединенные, единобожники), чьей опорой стали мароканнские берберы. Под знаменем своего махди (ведомый истинным путем) они восстали в Африке, Испании и стали быстро теснить альморавидов.

На борьбу с ними альморавиды даже призвали короля Кастилии, но все было тщетно. Владения морабетинов раздирали усобицы. Христианские же короли усилили давление, используя не только военные действия, но и практику данничества, которая истощала ресурсы тайф.

Наибольшего успеха христиане добились теперь уже на западе. В 1147 г. был захвачен Лиссабон. Дальнейшее продвижение замедлилось вследствие захвата Аль-Андалуса альмохадами и междоусобиц среди христианских государей.

Битва при АларкосеБитва при Аларкосе

Самым могущественным из правителей на полуострове тогда считался Альфонсо VIII Благородный (правил 56 лет, с 1158 по 1214). Утвердившись на троне, он бросил вызов повелителю альмохадов Якубу в 1194 г. Якуб принял вызов, приплыл из Африки и, соединившись с союзниками, направился к границам Кастилии. В битве при Аларкосе 1195 г. Альфонсо был наголову разгромлен. Обширные территории Новой Кастилии опять перешли к маврам.

Для продолжения борьбы королям пришлось объединиться и усилить религиозную пропаганду, представив свои захватнические войны как крестовые походы за веру. Но только незадолго до смерти Альфонсо, в 1212 г. объединенным силам крестоносцев удалось взять у мавров реванш при Лас Навас де Толоса.

Битва при Лас Навас де ТолосаБитва при Лас Навас де Толоса

Поражение привело к распаду владений альмохадов. Их теснили не только Леон и Кастилия, в XIII веке ставшие единым королевством, но также Арагон и Каталония, завоевавшие Балеарские острова.

В 1236 г. христианами была захвачена древняя столица халифата Кордова, в 1248 г. –Севилья. Причем для ее завоевания испанцы построили большой флот и сумели сломить арабов на море. Таким образом, к середине XIII века в руках мавров остается лишь небольшая территория Гранады на юге полуострова.

Испанское общество в XIII – XIV вв.

Казалось, до окончательного изгнания мусульман рукой подать. Однако внутри христианских государств нарастали внутренние противоречия, связанные как с социальной неоднородностью, так и с дальнейшим ростом числа независимой испанской знати, привыкшей жить за счет военной добычи.

Кастилия-Ла-Манча в Толедо – симбиоз стилей двух культурКастилия-Ла-Манча в Толедо – симбиоз стилей двух культур

Кроме берберов и арабов на землях христиан, в ходе Реконкисты, оказались:

  • муваллады, христиане романского происхождения, принявшие ислам и практически полностью слившиеся с мусульманами;
  • мудехары, крестьяне и ремесленники мусульмане, оставшиеся в захваченных христианами землях;
  • мориски, крестьяне и ремесленники мусульмане, добровольно или насильственно перешедшие в христианство в контролируемых христианами землях;
  • марраны, группы перешедших в христианство романоязычных евреев Пиренейского полуострова.

Ну и, конечно, там проживали мосарабы и сами христиане-католики. Мосарабы, симпатизировавшие христианским королям, сыграли большую роль в Реконкисте, способствуя росту религиозного противостояния. Оказавшись снова на земле христианских правителей, они значительно повлияли на христианскую культуру, но теперь уже христианские правители подозревали их в симпатиях к мусульманам. Что и говорить про мудехаров, морисков и марранов.

Однако пока шла Реконкиста, правители нуждались в любых людях. Недостаток населения был столь острым, что привел к появлению мер по поощрению брака. Холостяки имели меньше прав, женатые же на год освобождались от военной службы, платили меньше налогов.

Пиренейский полуостров в XIII векеПиренейский полуостров в XIII веке

В Испании сложилось сразу три формы брака. Кроме браков по благословению и по присяге (оба совершенно законных), практиковалась и третья форма союза – баррагания. Это своеобразная сделка между холостым мужчиной и незамужней женщиной, договор о дружбе и товариществе, где главные условия – постоянство и верность. Такой договор мог заключаться и духовным лицом, а иногда, хоть это и запрещалось, женатыми. Дети, прижитые в баррагании – бастарды, зачастую могли наследовать имущество своих отцов.

Но и этого было мало, поэтому короли пытались всеми силами привлечь и удержать поселенцев. Направо и налево раздаются «поселенные грамоты» - документы, подтверждающие привилегии вновь прибывших. Городам повсеместно выписываются фуэрос (документы, фиксирующие пожалования и привилегии), дающие им независимость от феодалов.

Сельская община консехо (от лат. консилиум – совет) также получала независимость от короля и сеньора, платя лишь символические подати короне. Даже зависимые крестьяне имели здесь больше свобод, чем во франкских или английских землях.

Замок Ла Кока. XII - XV вв. Фрагмент стеныЗамок Ла Кока. XII - XV вв. Фрагмент стены

Но самым необычным для того времени явлением стало безмерное раздувание рыцарского сословия. Статус рыцаря – кабальеро – получали зачастую все мужчины целых областей, то есть любой, кто имел лошадь для войны.

Кроме кабальеро существовали инфасоны – дружинники, превратившиеся в знать, идальго (буквально сын значительного человека) и рикос-омбрес или рикос-омбрес де натура (могущественный человек, знать по естеству) – потомки первых завоевателей. Ни в одной стране мира не было такого количества знати на душу населения.

Церковь в Испании также получила специфику, заточенную на Реконкисту. Здесь создавались рыцарские ордена, подобно тем, что были в Палестине. Орден Калатрава (для защиты одноименной крепости), Сантьяго (для защиты паломников, идущих в Сантьяго де Компостелу), Алькантара и др.

Особенностью Испанских орденов было то, что здесь не требовали безбрачия. В ордена могли вступать и миряне, и духовные лица. Вскоре эти ордена стали силой, опасной и для королей, и те поспешили взять их под контроль, вступив в союз с папством.

Рыцари ордена СантьягоРыцари ордена Сантьяго

Окончание Реконкисты

Продолжение Реконкисты и ее приостановка в конце XIII века связаны с деятельностью Альфонсо X. Кастильский король добился ряда громких побед над маврами, в том числе на территории Африки. Значительным успехом стал захват испанцами городов Картахена и Кадис (один из центров арабского пиратства). В Африке, впервые в ходе войны, были применены порох и пушки. Применены маврами, что демонстрирует их более высокую культуру и воинское дело. Впрочем, это им не помогло.

Однако почти все эти подвиги Альфонсо совершил еще бытность инфантом. А когда он стал королем – реконкиста приостановилась, ведь Альфонсо имел слишком большие притязания на все окружающие его земли. Сначала он попытался присоединить Наварру и Гасконь. Затем включился в борьбу за корону Германской империи. Затратив на эту авантюру множество средств и сил, он был даже признан частью князей, но, в конце концов, проиграл борьбу Рудольфу Габсбургу из-за козней папы Григория X.

Статуя Альфонсо X в Мадридe (1892)Статуя Альфонсо X в Мадридe (1892)

Не везло королю и внутри страны. Он разорил казну, начал портить монету и одновременно поднимать жалование придворным, сильно растратился на свадьбу сына, раздавал территории (Гасконь отдал англичанам, уступил земли королю Португалии и освободил его от ленной зависимости).

Альфонсо был типичным королем своего времени, заботящимся только о своей власти и престиже и плевавшим на интересы страны и подданых. Когда его низложил собственный сын, Альфонсо обратился за помощью к маврам, наводя их полчища на Кастилию.

Своим завещанием он еще больше запутал династический вопрос, чем вверг страну в хаос гражданских войн, с перерывами продолжавшихся до 1479 г., когда Арагон и Кастилия объединились под властью королей Фердинанда и Изабеллы. У последнего оплота мусульман, Гранадского эмирата, теперь не было шансов.

Сдача Гранады их испанским величествам Изабелле и Фердинанду. Франсиско Прадилья, 1882Сдача Гранады их испанским величествам Изабелле и Фердинанду. Франсиско Прадилья, 1882

В 1492 году, после многомесячной осады, город Гранада сдался. Его падение означало конец 780 летнего присутствия мусульманских владений на Пиренейском полуострове. Это событие стало трагедией для множества людей, связанных с мусульманским миром.

Теперь, чувствуя себя полновластными хозяевами Испании, христиане начали гонения на мавров, евреев, мосарабов, морисков и других, кого подозревали в предательстве веры, чтобы ограбить. Изгнания мавров и евреев приобрели массовый характер, но еще меньше повезло тем, кто остался, ведь вскоре за них взялась Святая Инквизиция.

Общество, почти 800 лет воспитывавшее в основном солдат, не могло жить без войны. Только открытие Америки и выплеск лишних дворян на заморские территории отсрочил новый социальный кризис. Реконкиста превратилась в Конкисту по названию, хотя по сути она никогда не была иной, и вера всегда выступала лишь ширмой для ненависти и алчности.