Откуда пошла народная игрушка?

Игрушки сопровождали человека на протяжении всей его истории. Уже в самых древних культурных слоях археологи находят предметы, которые не имеют явно прикладного или культового характера и могут рассматриваться как игрушки.

Хотя с культовым характером все сложно. Практически любое культурное действие в древнем мире сакрализировалось. И хотя игрушки – это предметы, предназначенные для взаимодействия с ними в целях игры и познания мира, сам древний мир был мифологизирован в своих основах.

Коник на колесах (середина XII в.)

Поэтому не случайно, что большинство игрушек представляет из себя сказочных персонажей, а сам процесс игры часто воспроизводит сказочную реальность, в ее сложном взаимодействии с обыденностью. Кроме того, игрушечные бытовые предметы могут использоваться в ритуальных целях.

Сказки, легенды, предания и баллады являются питательной средой для мастеров-игрушечников, черпающих свои образы не только из существующей традиции, но и из устного народного творчества. Народная игрушка воплощает художественную традицию общества и генетически связана с его первобытными обрядами и представлениями.

Сирия. 1000 лет до н.э.

Следование фольклорным образам и традиции вовсе не исключает индивидуальности, привносимой мастером. При кустарном производстве это не только неизбежно, но и придает игрушке особую ценность, как любому изделию ручной работы.

Таким образом, народную игрушку от современной отличает ряд признаков, среди которых кустарное производство, связь с фольклором, приверженность канону и традиции, иконографическое единство, связь с народными праздниками и обрядами, эстетика и, зачатую, утилитарность.

Кукла из Перу. Ткань, солома

Чаще всего, народная игрушка представляет из себя разновидность примитивной пластики – скульптуры в широком смысле слова. Такая игрушка не обязательно предназначена для игры, а может быть оберегом или иметь символический характер.

Близким к народной игрушке является понятие игрушки национальной. В отличии от первой, национальная игрушка – продукт промышленного производства, ставший визитной карточкой какой-либо страны. На такую игрушку распространяются авторские и лицензионные права, она существует по законам рынка и не имеет той смысловой нагрузки, что и народная. Как пример можно привести куклу Барби в США или тамагочи в Японии.

Барби

В тоже время, нужно отметить, что народная игрушка также может стать объектом фабричного производства и сбываться в качестве сувенирной продукции. Кустарное и фабричное производство зачастую мирно уживаются друг с другом.

Некоторые современные народные игрушки (например, мишка Тедди в Великобритании) имеют авторство и производятся фабричным образом. Но, одновременно, мишка Тедди изготовляется кустарно множеством мастеров-игрушечников во всем мире.

Тамагочи

Игрушки у истоков цивилизации

К таковым игрушкам можно отнести не только находки археологов, но и изделия народов, до сих пор ведущих традиционный образ жизни собирателей, скотоводов и охотников. Их уклад и образ жизни, на века законсервированный в определенной экологической нише, позволяет увидеть народную игрушку как она есть – почти в первозданном виде.

Наиболее древние игрушки нашли в долине Инда. С 3000-2500 г. до н.э. до, примерно, 1500 г. до н.э., здесь существовала развитая цивилизация, оставившая после себя игрушки в виде небольших тележек, свистков в форме птиц и игрушечных обезьянок, которые могли скользить по веревке.

Древнеиндийская игрушка

В Древнем Египте изготовление игрушек было поставлено на широкую ногу, чему немало способствовала традиция изготовления фигурок для загробного культа. Зачастую в погребениях детей соседствуют как культовые скульптуры, так и игрушки, что были дороги детям при жизни.

Одними из первых древнеегипетских игрушек были различные миниатюрные лодки, фигурки животных, шары из глины и ила. Начиная с Древнего царства распространяются многочисленные куклы из дерева или обожженной глины, тростника или папируса. Популярны были и многочисленные волчки, и погремушки.

Раб, трущий зерно. Древний Египет

Постепенно египетские игрушки усложнялись, появлялись изделия из дорогих материалов – бронзы, меди, слоновой кости. В моду входят механические игрушки, типа крокодила, разевающего пасть, или слуги, способного кланяться.

В Древней Греции первые игрушки делали из ткани или глины. Помимо многочисленных кукол и изображений божеств, сохранились глиняные игрушки-каталки в виде наездника на лошади. Также в ходу были шарнирные терракотовые куклы.

Лошадка-каталка из глины. Древняя Греция

В Древнем Риме кукла сопровождала девочку до самого дня свадьбы, а после возлагалась на алтарь Венеры, почитаемой как богиня любви. Если же девушка умирала незамужней, куклу хоронили вместе с ней.

Многие народы Африки и сегодня продолжают изготавливать игрушки, которые имеют не только прикладной, но и сакральный характер. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами.

Африканская игрушка ндебеле в технике бисероплетения

В зависимости от региона использовались самые различные доступные материалы: ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды.

Не менее разнообразны были куклы американских коренных жителей. Каждое племя создавало свой тип куклы, который становился стереотипным. Материалы также выбирались самые доступные. Например, куклы в южных районах изготавливались из кукурузных початков, а на севере использовался мех.

Американская народная игрушка 1863 г.

Есть сведения, что еще до прихода европейцев, индейцы научились делать кукол-марионеток. После завоза в Америку большого количества африканских рабов в XVII веке, в народную культуру начинают проникать африканские кукольные традиции. В результате европейские, африканские и индейские мотивы часто перекликаются в традиционных куклах Нового света.

Австралийские аборигены делали игрушки из веревок, палок и травы. Кроме того, использовались всевозможные раковины. Из конических делались куклы, из круглых и створчатых – различные погремушки.

Австралийская игрушка бумеранг

Но самой известной австралийской игрушкой стала копия знаменитого оружия аборигенов – бумеранга. Расписанные традиционными орнаментами бумеранги превратились в главную сувенирную продукцию континента.

Куклы народов севера все еще изготавливаются в тундре как игрушки, не везде превратившись в сувенирную продукцию. Кроме изолированности северных народов, причиной живучести народной игрушки является особенность изготовления кукол. Их делают для себя сами дети при минимальной помощи взрослых.

Головоломка «хитрая лисичка»

Такой старинной народной игрушкой ненцев является «нухуко». По поверьям многих племен севера кукле нельзя изображать лицо, иначе в нее может вселиться злой дух, способный напугать и принести вред ребенку. Существуют разные варианты тряпичных кукол без лица. Но в «нухуко» роль головы играет птичий клюв.

Чаще всего используется клюв гуся или утки. Через носовые отверстия к нему пришивается трапециевидный кусок ткани. В зависимости от нарядности и размера клюв служит основой для мужских, женских или детских фигур, образ которых дополняется платьем, украшенным бисером, шитьем и металлическими пластинками.

Нухуко

У других народов севера существуют подобные куклы из иных материалов. В ход идет мех, кожа, дерево, рога, зубы и кости северного оленя, рыбьи кости. Кроме кукол, распространены игрушки в виде головоломок. Например, хантыйская головоломка «стоимостью пяти лошадей палочка», «хитрая лисичка» или головоломки-замочки из деревянных брусков.

В целом, народная игрушка в традиционном обществе не является товаром и предметом промысла, и сохраняет тесную связь с образом жизни народа. Она служит не только для игры, но носит и воспитательные или сакральные функции, часто являясь оберегом для ребенка.

Бронзовые погремушки. Иран, 2000 лет до н.э.

Народные игрушки Китая и Юго-Восточной Азии

Китайская народная игрушка многообразна и почти всегда связана с древними традициями. И хотя китайцы являются большими мастерами резьбы по камню и нефриту, самым популярным материалом для изготовления игрушек здесь является глина.

Китайская кукольная традиция тесно связана с культовой охранительной практикой. Так, имя куклы Да Афу неслучайно переводится как «Большое счастье». Выполняемая в виде толстого мальчика со львом на руках, она иллюстрирует старинную легенду о приручении льва и должна приносить гармонию, защищать от злых сил.

Да Афу

Игрушка, изображающая бога долголетия Шоу-сина похожа на неваляшку и является пожеланием долголетия, счастья и многочисленного потомства. Другая игрушка – «Восемь бессмертных» представляет из себя многофигурную композицию из 8-ми добрых волшебников, а «Сылинь» - четыре существа, приносящие счастье.

В центральных районах провинции Хэнань очень популярны глиняные свистульки, которые называют «нинигоу». Чаще всего они изображают обезьянок, которые занимаются повседневными, хозяйственными, часто совсем не обезьяньими делами. А бывает, что совсем не обезьянок…

Нинигоу

Также в Китае лепили особых «ревущих тигров», которые состояли из двух половинок, соединённых «гармошкой» из кожи или ткани. Когда половинки сжимали, тигр громко рычал, отпугивая злых духов.

Но наибольшую известность за границами Китая получили их воздушные змеи. Ни в одной другой стране змеев не делают с таким масштабом, мастерством и воодушевлением. Воздушного змея в виде дракона можно назвать одним из национальных символов Китая.

Запуск воздушного змея. Китайская картина в традиционном стиле

Говорят, что Японию когда-то называли «страна десяти тысяч кукол». И действительно, японцы издревле занимались изготовлением кукол из дерева. Так называемые «кокеси» изображали спеленатых девочек со слабо намеченными чертами лица.

Сама обработка круглой деревянной заготовки была минимальна. Вытачивалась голова, иногда вырезался овал лица под обрамляющей его прической. Самой популярной была «наруко кокеси» или «плачущая», у нее поворачивалась головка, и в этот момент кукла издавала звук, очень напоминающий плач.

Кокеси

Простота игрушки лишь отчасти компенсировалась росписью яркими красками. Сама роспись традиционно очень сдержана, что отражает любовь японцев к тонкой эстетике и гармонии своих изделий.

Во Вьетнаме одной из самых любопытных народных игрушек является «тохе». Изготовленная из рисовой муки фигурка крепится на палочке и является съедобной. Так как мука окрашивается, такие съедобные фигурки из теста получаются весьма нарядными.

Тохе

Раньше тохе изготавливались перед новогодними праздниками, но затем их производство превратилось в народный промысел. Преимущество тохе не только в съедобности, но и в том, что такую игрушку ребенок может сделать своими руками.

В Индии первой игрушкой, полученной ребенком, является яркая погремушка, сделанная из тростника или бамбука. Очень популярны фигурки животных из глины, дерева, бронзы. Среди них несомненно лидирует фигурка слона – самого любимого животного Индостана.

Слон из дерева. Индия, 1950-1960 гг.

Куклы в Индии изготовлялись с древнейших времен. На их производство идет ткань, глина, дерево, солома, а для декоративных фигурок – бронза, камень, папье-маше, слоновая кость, рог и раковины.

Можно найти великолепных кукол из дерева или папье-маше, разнообразных марионеток, таких как «Танцующие куклы» из штата Тамилнад. Куклу в национальном костюме сари в Индии называют Бинодини. Наряду со слонами она весьма популярна как сувенир.

Бинодини

Народные игрушки стран Южной и Центральной Америки

В Мексике существует множество кустарных производств по изготовлению игрушек, многие из которых используют традиционные мотивы или материалы. Однако очень трудно выделить конкретные изделия, которые бы оставались неизменными длительное время.

Например, алебрихе (наиболее известная мексиканская игрушка) появляется только в 1936 г., когда мастер Педро Линарес, мучимый галлюцинациям во время болезни, стал воплощать свои видения в фигурах из папье-маше. Фантастические чудища с рогами и клыками пришлись по душе мексиканцам, продажи пошли, и вскоре подобные фигуры стали делать и другие мастера.

Алебрихе Линареса

Вообще, сам Педро Линарес ранее изготовлял другие традиционные игрушки из папье-маше: пиньяты, а также Иуд для сжигания. Пиньята, по-видимому заимствована из Китая. Это большая схематически выполненная фигура животного (чаще лошади) или просто геометрическая конструкция, в которую помещаются сладости, игрушки, хлопушки, конфетти, орехи и т.п. На празднике ребенок разбивает пиньяту палкой и получает содержимое.

Иуда для сжигания – еще более занимательная история. Проповедуя католичество в Мексике, испанцы часто изготавливали фигуры различных святых, для большей наглядности проповедей и оживления праздников.

Пиньята в Мексике

Мексиканцы с удовольствием играли в религиозные игры и до сих пор строят Рождественские вертепы, наполняя их многочисленными фигурками людей и животных на библейские и бытовые темы.

Однако потомков воинственных ацтеков больше интересовали брутальные персонажи: черти, демоны и т.п. Мастерам приходилось делать и их. Так как Иуда прослыл наибольшим негодяем в библейской истории, его образ сливался с образом черта, а, чтобы он не стал предметом подражания, было принято лупить или сжигать эту фигурку.

Рождественский вертеп. Мексика, 2019 г. Фото автора

Так появился Иуда для сожжения. Как вариант – Иуда с наполнением в виде петарды, которую можно взорвать в разгар праздника, выплеснув наружу свои кровожадные инстинкты в виде конфетти.

Другая необычная традиция в изготовлении игрушек связана с Днем Мертвых. «Калака» - фигурка черепа или скелета – не является игровой в полном смысле слова. Она служит украшением во время фестиваля, посвященного празднику, и встречается практически в каждом доме.

Калака на рынке в Мексике. Фото автора

Особенность мексиканских скелетов в том, что они изображаются радостными и празднично одетыми, так как эта традиция основывается на вере в счастье загробной жизни. Несмотря на давнюю традицию, сегодня и вертепные фигурки, и скелеты производятся преимущественно на фабриках в Китае.

В Бразилии традиционно изготавливают кукол из вареных кукурузных листьев. При высыхании они снова становятся жесткими, и фигурка держит форму. Кроме различных кукол здесь популярна «петека» - похожая на воланчик игрушка с пучком перьев, которую перекидывают друг-другу руками, не используя ракетки. Петеки производятся как кустарно, так и фабричным способом.

Петека

Симбиоз и сочетание различных культур в Южной Америке приводят к быстрому распространению различных вариантов игрушек со всего света. Так, в Колумбии можно встретить аналог альберихе. Во многих странах популярен «тромпо» – волчок из дерева грушевидной формы, запускаемый с помощью веревочки.

Другой пример – распространенность вариантов «бильбоке», представляющей из себя рукоятку с привязанным к ней шариком, который нужно забросить на острие или в углубление на конце игрушки. Бильбоке появилось в Европе XVI века, а сейчас это народная игрушка многих стран мира.

Бильбоке

Европейские народные игрушки

В связи с тем, что Европа первая встала на путь индустриализации, кустарных производств здесь сохранилось не так много. Соответственно и игрушки, которые бы не стали предметом фабричного производства, найти непросто.

В Италии самая известная игрушка – это Пиноккио. Появившись в XIX веке в сказке Карло Коллоди, марионетка стала популярной не только в Италии, но и по всему миру.

Пиннокио в Риме

Известным символом Португалии является «Петушок из Барселуша». Как и многие другие народные игрушки, простоту форм он компенсирует яркой раскраской. Известность же игрушка приобрела благодаря легенде о закукарекавшем жаренном петухе.

Тот петушок спас невиновного человека, молившегося о чуде Святой Деве Марии и Святому Иакову в городе Барселуш. В 1930-х годах местный гончар вылепил из глины и расписал петушка в память о том событии, и вскоре игрушка стала любимой повсеместно.

Петушок из Барселуша

В Норвегии наиболее известной местной игрушкой является кукла тролля. Тролли – сказочные существа, по поверьям жившие в Норвегии еще до прихода людей. Тролли появляются только ночью, у них по четыре пальца на руках и ногах, длинный нос и маленький хвост.

Тролли стали изготавливаться на продажу в 1964 году местными художниками из комбинированных материалов. Фигурки делаются вручную, само тело лепится из глины, оснащается «живыми» глазами, шевелюрой из искусственного меха. Все тролли индивидуальны и пользуются немалым спросом у коллекционеров.

Тролль. Норвегия

Трудно сказать, когда в Германии стали изготавливать щелкунчиков. Но игрушка была прославлена Эрнстом Гофманом в начале XIX века сказкой «Щелкунчик и мышиный король». С тех пор щелкунчик является одним из самых традиционных подарков на Рождество и изготавливается во множестве кустарных мастерских.

Так же в Германии распространены Рождественские пирамидки, арки и различные фигурки в тему рождества. Особой популярностью пользуются игрушки со свечками или маленькими фонариками, которые надо ставить на окно, чтобы темной ночью родные находили дорогу домой.

Щелкунчики. Дерево, резьба, роспись. Нач. 20 в. Швейцария, Германия, Россия (слева направо)

Так, в регионе Фогтланд еще со второй половины XIX века изготавливают Моховых человечков (Moosmann). Главный элемент фигуры - деревянный корпус с приклеенными руками и ногами. В одной руке человечек держал Рождественский фонарь, в другой - ветку в качестве посоха.

Во Франции кроме уже упомянутого бильбоке были очень распространены «сантоны» - маленькие глиняные фигурки для Рождественских вертепов. Они изготавливались в Провансе, изображали библейских персонажей, святых или обычных людей и расписывались вручную. В их изготовлении участвуют и взрослые и дети.

Сантоны из Прованса

Но настоящую славу Франции принести куклы «Пандоры», известные еще со Средних веков. Эти куклы изготавливались портными и предназначались для показа мод. Это были изящные и дорогие куклы из дерева, фарфора, воска и кожи с подвижными руками и ногами. Для глаз использовалось стекло. На парик шел натуральный волос, реже – льняные нитки или шерсть.

Куклы были двухразмерные. «Большая Пандора» предназначалась для парадных туалетов, а «Малая» для демонстрации нижнего белья или в целом - домашних нарядов. Платье Пандоры должно было точно соответствовать последнему писку моды.

Кукла Пандора середины 1700-х годов

Такие куклы путешествовали по всей Европе, и модницы с окрестных селений толпами сбегались на показы, мечтая заказать платья Пандоры для себя. Только в XX веке куклы-модницы потеряли свою аудиторию и поселились в музеях и домах коллекционеров.

В Англии также ценили французских кукол. Но делали и свои. В XVIII – XIX вв. куклы с фарфоровыми головами из Англии ценились во всем мире. Но любимым материалом англичан для кукольного дела оставалось дерево.

Лорд и леди Клэпхем

Вызывают восхищение сохранившиеся куклы Вильяма Хиггса, известного кукольника, жившего в XVII веке. Составных кукол он вытачивал по частям на токарном станке, а потом им разукрашивали лицо, делали прически и костюмчики. Самых удивительных из его сохранившихся кукол зовут лорд и леди Клэпхем. Они сидят на стульях и одеты в изысканные костюмы.

Кроме того, англичане известны как изобретатели кукольных домиков. Также они успешно позаимствовали у немецких мастеров «Джека в коробке». Многочисленные вариации этой игрушки уже из Англии распространились по всему миру.

Джек-в-коробке. Англия, XIX век

Изначально это был чертик на пружине, прячущийся в музыкальной шкатулке. На определенном месте исполняемой мелодии, шкатулка резко открывалась… Именно так была напугана управдом в фильме «Бриллиантовая рука».

Сегодня английская игрушка больше знакома нам по «Медвежонку Тедди», хотя его происхождение связанно с германской мануфактурой XIX века. Но так уж складывается история, что особо удачные игрушки легко меняют место прописки и оказываются символом стран, в которых были иммигрантами.

Первый Тедди Маргарет Штайф

Именно такая история связана со знаменитой русской матрешкой. Вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе яйца, производились в Японии с середины XIX века. Там же точились на токарных станках кокеси и другие фигурки. И когда в конце XIX века в России появилась матрешка, она пришлась по душе и японским мастерам.

В 1900 г. матрешка демонстрировалась на русской экспозиции Всемирной выставки в Париже. И вскоре японский вариант матрешки стал в стране Восходящего солнца не менее популярным, чем в России.

Первая матрешка мастера Василия Звездочкина. Конец XIX века

Теперь исследователи никак не могут решить, кто же придумал матрешку первым и откуда взялась идея. Зато нет сомнений, матрешка – это действительно народная игрушка в Японии и России.

Особой игрушкой, возникшей в России, можно признать поморскую «Птицу счастья». Голубка из лучинок была популярна в XIX веке в Архангельской губернии, потом забылась и была возрождена уже в советское время местными кустарями.

Птица счастья

Игрушка изготавливается из щепы без применения клея и крепежных элементов. Иногда лепестки получившихся крыльев и хвоста соединяются нитками. Обычно птица счастья делается из древесины сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Оригинальной и самобытной является «Богородская игрушка», возникшая в селе Богородское, недалеко от «столицы русской игрушки» - города Сергиев Посад. С XVIII века здесь занимались объемной резьбой по дереву и делали игрушки в виде людей и животных, иногда с примитивной механикой.

Богородская игрушка «Маша и медведь»

Эти изделия из мягкой древесины липы, осины, ольхи породили отдельный вид резьбы – богородская. Особенностью изделий местного промысла можно назвать внимание к фактуре и деталям, отказ от красителей, ошкуривания изделия. Вся пластика выполняется вручную резцами, после чего игрушки покрывают защитным составом или вовсе оставляют без какой-либо обработки.

Также в России существует несколько промыслов, изготавливающих русскую народную игрушку из глины. Игрушки эти весьма разнообразны и до сих пор пользуются определенной популярностью в своих регионах, а в других сбываются как сувениры.

Кукла-мотанка. Украина

В Украине, помимо развитых промыслов изготовления деревянных механических игрушек, а также игрушек из глины, было распространено изготовление «куклы-мотанки» из лоскутов отслужившей свое ткани. Кукла делается без каких-либо инструментов, части тела соединяются узелками.

В целом, восточноевропейские народные игрушки более архаичны, чем западноевропейские. Новые популярные образы, такие как Чебурашка, не становятся предметом кустарного промысла, так как не могут конкурировать с фабричным производством, а на внешнем рынке кустари сталкиваются с противодействием правообладателей.