В 421 г. до н.э. на Афинском холме Акрополь началось возведение Эрехтейона, который считается последним великим храмом Древней Греции. Сооружение посвятили богам Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею. По легенде, именно в этом месте Акрополя состоялась битва двух богов за обладание Аттикой. Рядом с Эрехтейоном росло оливковое дерево, посаженное Афиной, а в храме бил соленый источник, созданный Посейдоном. В Эрехтейоне хранилась древняя реликвия греков – статуя Афины, упавшая на землю с небес, а в пещере под храмом обитала священная змея богини.
В архитектуре Эрехтейона присутствуют самые известные на сегодня кариатиды - гигантские стоящие женские фигуры, задрапированные древнегреческой одеждой и выполняющие функции колонн или пилястр. Своей головой кариатида поддерживает антаблемент – горизонтальное перекрытие, служащее основой верхних этажей, выступающих балконов – портиков или крыши здания. В мифах Древней Греции Кариатида – эпитет богини лесов и охоты Артемиды. В ее честь женщины исполняли пляску с корзинами плодов на головах под названием «танец кариатид». Позже элементы архитектуры зданий в виде стоящих женских фигур стали называть кариатидами, а в виде мужских фигур – атлантами. Существует теория, что термин «кариатида» в значении колонны, выглядящей как женская фигура, ввел в обиход Витрувий, римский архитектор и ученый I века. Он считал, что жители греческой области Кария заключили союз с персами, но были разгромлены греками. Кариатида будто бы символизирует позор Карии, изображая женщин этой местности с тяжелым грузом перекрытий на голове. Однако более правдоподобна версия, что кариатидами называли жриц Афины, девушек из богатых греческих семей.
Кариатиды известны примерно с VI в. до н.э. Древнейшие из них украшали фасады двух сокровищниц в Дельфах. В те далёкие времена они больше походили на статуи, чем на колонны зданий, поскольку окрашивались в разные цвета. Однако с веками краска сошла, и остается только догадываться, насколько живыми выглядели эти элементы древней архитектуры.
Кариатиды II века в Италии
Древнегреческий портик с кариатидами V в. до н.э.
Зал кариатид в Лувре, XVI век
Бракосочетание Генриха IV в зале с кариатидами в Лувре, XVI век
В 1833 г. началась реставрация Акрополя, продолжающаяся по сей день. Во время реставрации Эрехтейона в 1980-х гг. пять подлинных кариатид заменили копиями и перенесли оригиналы в музей Акрополя. Одну мраморную кариатиду вывез из храма британский посланник в Константинополе лорд Элджин еще в 1802 г., и она до сих пор находится в Британском музее.
Кариатиды были популярны не только в Древней Греции, но и в Риме. Их встречают в архитектурных памятниках на территории современной Болгарии и Ливии. В средние века античная архитектура не пользовалась спросом, и кариатиды в архитектуре вновь появились только в эпоху Возрождения. Одним из наиболее ярких примеров стал Зал кариатид в Лувре, построенный в 1546-1549 гг. французским архитектором Пьером Леско. В августе 1572 г. в нем состоялось бракосочетание Генриха IV с Маргаритой де Валуа. Монументальные фигуры кариатид, выполненные из светлого известняка, поддерживают портики для музыкантов королевского оркестра. Ныне этот зал, задуманный для приема послов, является частью Музея Лувра.
Кариатиды встречаются в жилой застройке XIX-XX вв. во множестве городов Европы, в домах проектов иностранных архитекторов Санкт-Петербурга и Москвы. Примером может служить Екатерининский дворец проекта Ф.Б. Растрелли (1700-1771) в стиле Барокко. Их можно встретить и в Америке, на фронтоне Чикагского музея естественной истории, построенного в 1893 г.
Дом с кариатидами на Невском проспекте Санкт-Петербурга
Кариатиды портика здания Парламента в Вене, XIX век
Кариатиды портика Афинского акрополя на фото 1880-х гг.
Мебель XVI века с кариатидами в стиле «Самбен»
Часто кариатиды украшают балконы, парадные входы, фонари и фонтаны. Как элементы декора кариатид использовал французский мебельщик и архитектор Юг (Гуго) Самбен (1520-1601). Кариатиды Самбена не очень походили на классическое описание Витрувия. В качестве античного прототипа он часто выбирал фигуру молодой женщины, увитую гирляндами из плодов и цветов, или многогрудую Кибелу – мать богов, олицетворявшую природу. Фигуры кариатид из дерева Самбен размещал на фронтонах шкафчиков-кабинетов, каминных полках, кроватях с балдахинами. Стиль «Самбен» с гермами и кариатидами, популярный в архитектуре и мебельном искусстве, получил широкое распространение во Франции второй половины XVI века.
Существуют несколько разновидностей кариатид: если на голове женщины находится корзина с дарами, то это анафора, а когда в корзине находятся цветы или фрукты, то ее несет канефора. Частичная фигура кариатиды бывает барельефной, если изображена фигура выше пояса, и горельефной, когда показывается более половины объема фигуры, например, до подола одеяния. Полная фигура кариатиды называется скульптурной.
Что такое кариатиды, можно узнать, не посещая архитектурные объекты. Эти фигуры можно увидеть на картинах и графических набросках, когда художник хотел изобразить элементы античной культуры. В ранние времена кариатид делали из камня, мрамора, известняка, позднее из белого бетона или гипса, если такие фигуры не несли серьезных нагрузок. Фигуры из гипса и дерева используют при декорировании современных домов, ведь кариатиды придают любому архитектурному ансамблю величественный и торжественный характер.
Портик с кариатидами в Афинском акрополе
Кариатиды на здании XIX в. в Праге
Подсвечник в виде кариатиды, 1990-е гг.
Бронзовая статуэтка кариатиды 2000-х гг.
Часто внешность кариатид несет определенную смысловую или мифологическую нагрузку. Например, нимфы морей, поддерживающие небесный свод на фасаде здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, являются дочерьми Атланта.
Считается, что философский смысл кариатиды заключен в контрасте между изящной женской фигурой и тяжестью, которую она, не сгибаясь, несет на себе. Кариатиды часто используют дизайнеры, создающие авторские предметы интерьера. Антикварам хорошо знакомы бронзовые, медные, латунные и даже серебряные подсвечники, выполненные в виде кариатид. Статуэтки кариатид часто используют для украшения жилых помещений, выполненных в античном стиле – с арками, колоннами и портиками.