В середине XX века низкое качество массово выпускаемых товаров стало препятствием, не позволявшим модернизировать советскую экономику и косвенно занижавшим спрос на продукцию отечественного производства. Особенно ярко эта проблема проявила себя в начале 1960-х гг., когда СССР попытался конкурировать с западными товарами на мировом рынке. Еще в 1962 г. в СССР вышел «Закон о товарных знаках», помогавший потребителю определиться с сортом продукции. Однако требовалось найти решение, при котором хотя бы часть серийно выпускаемой советской продукции заведомо отличалась высоким качеством. Такой товар должен был отмечаться специальным знаком (логотипом), подтверждающим его выдающиеся характеристики.

В СССР качественной считалась продукция, которая строго соответствовала ГОСТ и удачно выдержала все испытания на долговечность, надежность, прочность и безопасность для потребителя. Кроме того, качественный товар должен был обладать новизной и привлекательностью, так как предлагался покупателю по более высокой цене, чем продукция без маркировки знаком качества.

Разработчиком государственного Знака качества стал Всесоюзный НИИ стандартизации (ВНИИС). Стандарты служили гарантией качества еще со времен Ивана Грозного (1530-1584) – еще тогда появились инструменты, измеряющие размер пушечных ядер. Император Петр I ввел два этапа проверки железной продукции, каждый из которых маркировался клеймом. Полосой толщиной до 1 вершка трижды огибали деревянный столб – если железо гнулось без трещин, ставили одно клеймо. Затем по полосе наносили 3 удара молотом. Если после этого появлялись сколы или трещины – на материал из этой партии наносили 2 клейма. Если железо не прошло эти проверки – на него ставили третье клеймо. Это означало, что материал не годится ни на пушки, ни на якоря, ни на отливку колоколов. Но из него можно было ковать засовы, дужки для ведер или сапожные гвозди.

Особая маркировка высококачественных товаров не была изобретением советской эпохи. Еще в XIX веке русские промышленники стали помещать на описаниях своей продукции фразу «Поставщик Двора его Императорского Величества». Такая надпись означала, что товар произведен с высоким качеством и продается за умеренную цену – право такой маркировки предоставляло министерство Императорского двора. Это звание предоставлялось на 2 года и не передавалось по наследству: очередной поставщик того же товара должен был заново подтвердить его качество.

Знак качества СССРЗнак качества СССР

Знак качества на коробке советского фотообъективаЗнак качества на коробке советского фотообъектива

Знак качества на электротехнических изделияхЗнак качества на электротехнических изделиях

Знак качества на автомобиле ЗИЛ-131Знак качества на автомобиле ЗИЛ-131

Поставщик Двора имел право размещать на упаковке или описании продукта Государственный герб России с двуглавым орлом. Таким знаком помечались автомобили завода «Руссо-Балт», галоши фабрики «Треугольник» из Санкт-Петербурга или мармелад фабрики А. Абрикосова. Для получения императорского «знака качества» промышленник не должен был заниматься перекупкой чужих товаров. Стаж собственной продукции при этом составлял не менее 8-10 лет, а торговля шла по доступной для большинства цене. В начале XX века правом называться поставщиками Императорского двора обладали всего 40 компаний. Историки считают, что подобное нововведение российские промышленники скопировали из Англии. Во время правления королевы Виктории (1819-1901), длившееся 64 года, почетное звание поставщиков королевского двора получили около двух тысяч производителей.

Следуя вековым традициям, советское правительство решило возродить маркировку высококачественной продукции. В конце 1966 г. в СССР был проведен конкурс на лучшее изображение Знака, в котором участвовало более 200 работ. Победу присудили графике Л.С. Стрижевской: комиссия посчитала, что ее рисунок больше других соответствует символу технического прогресса. Пять сторон Знака имели визуальное сходство с пятиконечной звездой, а буквы СССР указывали на страну происхождения продукции. Внутри располагался стилизованный символ, напоминающий перевернутую букву «К». Его можно было трактовать как весы и штангенциркуль, отражающие тщательность и точность изготовления, или даже как фигуру человека - некоего абстрактного «довольного» потребителя.

Знак качества ввели в действие 20 апреля 1967 г. Его можно было размещать в виде клейма на самом товаре, его этикетке или упаковке. Первым этот знак получил электродвигатель Завода имени Ильича – именно в день рождения Ленина, 22 апреля 1967 г. Высокое качество товара, выпускаемого под этим знаком, нужно было подтверждать каждые три года перед специальной комиссией. Стимулом для производителя должны были стать повышенный спрос и возможность продавать товар или продукцию немного дороже аналогов. Если многие изделия в СССР выпускались 1, 2 и 3 сортов, то Знак качества означал «Высший сорт». Однако получение Знака качества в СССР недостаточно стимулировало рост качества серийной продукции.

Печенье «Юбилейное» со Знаком качестваПеченье «Юбилейное» со Знаком качества

Туристический примус «Шмель» 1980 г. со Знаком качестваТуристический примус «Шмель» 1980 г. со Знаком качества

Российский знак качестваРоссийский знак качества

Продукты с Российским Знаком качестваПродукты с Российским Знаком качества

За выпуск продукции с такой маркировкой премии получали руководители предприятий, однако рядовым рабочим это не приносило реальной финансовой пользы. В то же время, объективно продукция под таким знаком была лучше обычных серийных изделий. Например, знак качества на детских игрушках означал, что они сделаны из совершенно безопасного материала и полностью соответствуют возрасту ребенка, указанному на этикетке. Этот символ качества размещали на крупногабаритной технике и транспорте – от грузовиков и строительных кранов до океанских лайнеров. Знак качества на продуктах питания означал, что они изготовлены строго по ГОСТ, а в упаковке использованы новаторские решения, повышающие удобство использования.

Например, Знак качества имел мармелад «Апельсиновые дольки» в картонном фольгированном тубусе с крышкой. В отличие от сладостей в коробках или пакетах, он дольше хранился и не высыхал, а пользоваться такой банкой было намного удобнее. Знаком качества маркировали рыбные консервы, имевшие на крышке банки удобный ключ для открывания, например, «Шпроты» или «Черноморская килька в томате». Пятиконечный символ можно было встретить на упаковках советского растворимого кофе, а Знак качества на плитке шоколада означал, что в ней содержится минимум 75% какао-бобов.

К началу 1990-х гг. в связи с разрывом межреспубликанских хозяйственных связей Государственный знак качества стал утрачивать свое значение – номенклатура выпускаемых товаров и продукции стремительно сокращалась. Некоторые «самые стойкие» предприятия продолжали наносить его на свои изделия до 1993-1994 гг. В 2013 г. Минпромторг России решил возродить систему специальной маркировки высококачественных отечественных товаров народного потребления. Он ввел систему бесплатной сертификации для производителей, а в феврале 2014 г. утвердил дизайн Российского знака качества. Из 500 проектов был утвержден логотип Дмитрия Мордвинцева, который получил за него премию Минторга.

Современный Знак качества напоминает советский, за исключением надписи СССР и перевернутой ориентации буквы «К». Для получения права маркировать свои изделия Знаком качества производитель должен оплатить получение сертификата, а товар – пройти тестирование на соответствие стандартам России или ISO. Знак может быть отозван, если проверка органов сертификации выяснит несоответствие качества заявленным критериям.