Одним из заметных столпов советского фотоаппаратостроения стала послевоенная линейка «Киев», за время своего развития захватившая сразу несколько направлений. Благодаря выпуску «Киевов» СССР получил отечественную фотокамеру мирового уровня. В столице Украинской ССР за четыре десятилетия сумели сконструировать и серийно выпустить миллионы надёжных камер, которые использовали не только фотолюбители, но и профессионалы.

История создания фотоаппаратов «Киев»

В отличие от фотоаппарата «ФЭД», нелицензионно скопированного с немецкой камеры «Leica», у «Киева» иная история. После Второй мировой войны все немецкие разработки объявили всемирным общественным достоянием. Многие страны достигли большого технологического прорыва, взяв на вооружение технологии побеждённой Германии или пригласив к себе немецких специалистов. Расцвет японской фирмы «Nikon» во-многом произошёл из-за начала производства немецкой камеры «Contax», считавшейся на тот период одной из лучших в мире.

«Contax III»

Относительно «Contax» в лучшем положении оказались США и СССР. Первые успели вывезти из Дрездена весь лучший технический состав и максимум документации в Штутгарт, и на этой базе в Оберкохене достаточно быстро создали новую фирму, в дальнейшем ставшую «Carl Zeiss AG». Советский Союз, в чью оккупационную зону вошла Йена, получил само предприятие «Zeiss Ikon AG», остатки документации и очень много запасных частей к камерам «Contax». Из оставшегося персонала восстанавливать завод поручили доктору Уго Шрейду (Hugo Schrade). Задача оказалась достаточно сложной, так как всё уцелевшее оборудование в рамках репараций отправили в Советский Союз. Военная администрация, тем не менее, проявила большое участие в судьбе предприятия. Во-первых, был организован контракт на скорейшую сборку камер из оставшихся запчастей. Во-вторых, чтобы заинтересовать немцев, было обещано из трёх заново организованных производственных линий одну оставить в Йене.

Вольфганг Хан (позднее фото)

Положение осложнялось тем, что в Йене присутствовал лишь административный костяк бывшей фирмы, а не сами производственники. Чудом удалось разыскать инженера Вольфганга Хана (Wolfgang Hahn), на плечи которого возложили практическую работу. Учитывая, что шесть сотен чертежей, где подробно изображались 730 составных частей и деталей, уехали на Запад, казалось невозможным выполнить приказ. Но безвыходное положение и немецкая дисциплина сотворили очередное чудо: уже в 1946 году к выпуску камер всё было готово, а за 1947 год в Йене собрали примерно две тысячи фотоаппаратов прежних моделей.

Чертежи проекта «Волга»

Главной советской задумкой было всё же не возобновление производства в Германии, а создание надёжного советского фотоаппарата, достойно смотревшегося среди западных аналогов. Планируемому аппарату присвоили имя «Волга», так как его решили делать в Казани на Волжском оптико-механическом заводе (на тот момент «завод № 237»). Но тут в дело вмешался Никита Сергеевич Хрущёв, стараниями которого в Киев уже отправили документацию и сохранившийся запас деталей для производства фотоаппаратов «ФЭД». Увидев возможность подарить Киеву производство одной из самых совершенных камер, Хрущёв приказывает прекратить сборку «ФЭД» на киевском заводе «Арсенал» (на тот момент «завод № 784») и направить туда немецкую команду под руководством Вольфганга Хана со всем, что удалось сохранить от выпуска камер «Contax». Немцев прикомандировали к «Арсеналу» с октября 1946 года. Им предстояло не только создать производственную линию с нуля, но и обучить местных рабочих, до этого и не помышлявших о сборке фототехники. В распоряжении коллектива поступили большие запасы запасных частей, доставленные сюда из Дрездена и Йены. Ещё до конца 1946 года успели собрать больше ста камер, и этот процесс продолжился в следующем году.

Через год после прибытия немецкой команды «Арсенал» получил все три производственные линии, собранные в Йене (обещание оставить одну из них в Германии военная администрация не выполнила). Наладка линий заняла долгий период. В 1948 году в «Арсенале» продолжали собирать аппараты вручную из остатков запасов. Массовое производство камер стартовало лишь в 1949 году. Копию «Contax» назвали в честь столицы Украинской ССР.

Дальномерные фотоаппараты «Киев»

На первых фотоаппаратах номер модели не указывался. На лицевой панели лишь гравировали слово «Киев». Так как «Contax III» отличался от «Contax II» лишь наличием экспонометра, в среде исследователей ретро-фототехники негласно установилось аналогичное обозначение: «Киев-III» с экспонометром – это аналог «Contax III», а «Киев-II» без экспонометра – это аналог «Contax II». Встречаются обозначения как римскими, так и арабскими цифрами. Для удобства далее все обозначения приведены арабскими цифрами.

«Киев», собранный из запасных частей «Contax»

Если на первых порах в Киеве во время учебного процесса из немецких запчастей собирали камеры «Contax», то впоследствии выяснилось, что фотоаппараты «Киев» в малом количестве собирали и в Йене. Очень редкими и ценными считаются камеры с перегравировкой оригинального названия на «Киев». Количество немецких «Киевов» неизвестно. «Киевы» германской сборки коллекционеры между собой именуют «Киев-1».

«Киев-2»

Обучение производилось на камерах без экспонометра, их первыми запустили и в серийное производство. Поэтому самой ранней моделью стал «Киев-2», официально выпускавшийся с 1947 по 1955 год. Высокий уровень киевской фототехники подчёркивает фрагмент издания 1960 года: «Аппарат в основном рассчитан для фотокорреспондентской работы и для опытных фотолюбителей». Набор выдержек включал большое число позиций: В, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/125, 1/250, 1/500 и 1/1250 секунды. Конструкция обладала автоспуском с задержкой от 9 до 15 секунд.

«Киев-3А»

«Киев-3» из-за экспонометра был и больше, и тяжелее. Его серийное производство запустили позднее. Он изготавливался на «Арсенале» с 1952 по 1955 год. В 1956 году в конструкцию обеих моделей внесли синхроконтакт, поэтому к их названию добавилась литера «А». И «Киев-2А», и «Киев-3А» выпускались до 1958 года включительно. Если не обращать внимание на гравировку, можно ли отличить оригинальный немецкий аппарат от советской копии? Петер Хенниг (Peter Hennig) уверяет, что в СССР не стали выверять исключительную точность рабочего отрезка объектива (расстояния между торцом объектива и плоскостью фотопленки), поэтому объектив у «Киева» почти всегда фокусируется чуть дальше, чем у оригинала. Так советские конструкторы хотели повысить технические допуски для совмещения объектива и аппарата.

«Киев-4»

В год 40-летия Советской власти «Арсенал» предложил конструкцию модели «Киев-4». Дело в том, что к этому времени «Carl Zeiss AG» уже выпустил модернизированную версию прежних камер – «Contax IIa» и «Contax IIIa». Следовало учесть западную оптимизацию и применить её в советской технике. Изменения коснулись калькулятора экспонометра (что снизило размер последнего), задней стенки, корпуса и головки обратной перемотки. В 1958 году появился и «Киев-4А» - версия без экспонометра. Серийно оба аппарата стали выпускаться в 1960 году. Часть фотоаппаратов «Киев-4А» не имели гравировки названия на лицевой панели, поэтому их иногда принимают за безымянный «Contax». Считается, что они относятся к экспортной партии, поставлявшейся в страны, где массово продавался «Contax». Выпуск «четвёрки» с экспонометром завершился в 1979 году, а аппарат без экспонометра пережил его на год. В 1962 году выпустили схожий с «Киевом-4» аппарат «Киев-ТТЛ» (его ещё называют «Киев-7») с двумя селеновыми элементами за объективом, но до серийного производства дело не дошло.

«Киев-5»

Первое цифровое обозначение модели появилось на фотоаппарате «Киев-5», выпускавшемся с 1968 по 1973 год. Несмотря на то, что его конструкция во многом унаследована от «Киева-4», внешний вид аппаратов разительно отличался. У «Киева-5» в поле видоискателя есть светящаяся рамка. В конструкцию добавили автоматический компенсатор параллакса и курковый взвод затвора. Экзотическую выдержку 1/1250 сменили стандартной 1/1000 секунды. С объективом «Юпитер-8 НБ» аппарат весил 1220 грамм. Из-за непроработанного механизма рычажного взвода «Киев-5» работал плохо. Имелись и другие недостатки (например, после срабатывания фотовспышки затвор надо немедленно взводить, так как внутренние контакты были в постоянно замкнутом состоянии). Поэтому период выпуска и оказался не столь продолжительным.

«Киев-4АМ»

В 1976 году с учётом достоинств и недостатков отменённого «Киева-5» разработали модель «Киев-4М». Кроме исправления головки взвода затвора, приёмную катушку сделали несъемной и добавили на скобу для принадлежностей центральный контакт для фотовспышки. Для уменьшения веса часть деталей отливали из пластмассы. Модель без экспонометра «Киев-4АМ» появилась в 1980 году. Стоила она 135 рублей. К середине 1980-х дальномерные фотоаппараты утратили былую популярность. Конструкция «Киева» накапливала всё больше отклонений от немецкого образца, что негативно сказывалось на надёжности. Из-за сложных компонентов аппараты при сбоях и поломках приходилось нести в мастерскую, что существенно повышало накладные расходы. Массовое производство моделей «Киев-4М» и «Киев-4АМ» прекратили в 1985 году, однако есть сведения, что существует и малочисленная партия 1986 года.

Характеристики поздних дальномерных фотоаппаратов «Киев» (литера «М»)

Аппарат с набором объективов
  • Фотоплёнка: тип 135 (35 мм);
  • Размер кадра: 24×36 мм;
  • Затвор: фокальный механический, с вертикальным движением гибких шторок;
  • Выдержка: от 1/1000 до 1 секунды и «B»;
  • Выдержка синхронизации с электронной фотовспышкой: 1/25 секунды;
  • Синхроконтакт: центральный «Х», кабельный с разъёмом PC;
  • Штатный объектив: «Юпитер-8М» 2,0/50, позднее «Гелиос-103» 1,8/53;
  • Видоискатель: телескопический, совмещённый с дальномером;
  • Номинальная база дальномера: 90 мм;
  • Экспонометр: встроенный несопряжённый на селеновом фотоэлементе («Киев-3», «Киев-3А», «Киев-4», «Киев-4М») или без него;
  • Автоспуск: механический;
  • Крепление штатива: гнездо с резьбой 1/4 дюйма;
  • Размеры: 145×85×55 мм («Киев-2»), 147×96×66 мм («Киев-3»);
  • Вес: 710 грамм («Киев-2»), 820 грамм («Киев-3»).

Однообъективные зеркальные фотоаппараты «Киев»

Фото прототипа

Малоформатная «зеркалка» «Киев-10», появившаяся в 1965 году, числится первой в мире оснащённой автоматическим управлением зеркальной камерой с фокальным затвором. Однако с её отдалённым прототипом можно было ознакомиться и раньше – по фотографии в журнале «Советское фото» (№7, 1960 г.). Объектив предполагалось крепить на резьбу М42. Аппарат обладал веерным металлическим затвором с синхронизацией на 1/125 сек и большим набором выдержек (от половины до 1/1000 секунды). Встроенный экспонометр обеспечивал полуавтоматическую установку экспозиции. Прототип разрабатывался не под плёнку 24×36 мм, а под формат 24×32 мм.

«Киев-10»

Но вернёмся к «Киеву-10». Оформление этой модели разительно отличалось от прочих советских аппаратов того времени, скорее напоминая прибор из фантастического фильма. Аппарат имел автоматический счётчик кадров и синхроконтакт. Рулетка обратной перемотки располагалась на нижней крышке. При последующем совершенствовании конструкции добавили указатель продвижения пленки и съемные клеммы для дополнительного оборудования. Большим преимуществом «Киева-10» стал веерный (фокальный) затвор, так как такой механизм больше нигде на советской фотоаппаратуре не применяли. Это был аппарат для профессионалов и стоил он 290 рублей. При габаритах 158×102×93 мм вес аппарата равнялся 1080 грамм. Попыткой модификации стала модель «Киев-11», которая выпускалась как с селеновым, так и с TTL-экспонометром. Но до серийного производства её не довели.

«Киев-15»

Поэтому следующим шагом в эволюции малоформатных однообъективных зеркальных фотоаппаратов, собиравшихся в столице Украины, считается «Киев-15» - ещё одна модель, где использовался веерный (фокальный) затвор. Период её выпуска начинается в 1974 году и заканчивается в 1980-м (по другим источникам – в 1985-м). Аппараты делятся на два типа: «Киев-15 Тее» (двухдиапазонный режим автоматического управления экспозицией) и «Киев-15 TTL» (однодиапазонный режим). Последний тип появился только в 1980 году. При размере 100×105×160 мм аппарат весил 1250 грамм. Максимальное количество его продаж пришлось на 1978 год, и стоил он тогда 360 рублей.

«Киев-17»

«Киев-17» не мог похвастать автоматикой, зато в его конструкции уже применили шторный ламельный затвор. Диапазон выдержек кроме «В» включал большой набор от секунды до тысячной её доли. Имея размер 90×96×145 мм аппарат весил 1100 грамм. От задумки использования «минолтовского» байонета здесь отказались. Аппараты, выпущенные с 1975 и вплоть до 1981 года, пользовались недоброй славой из-за трудностей в эксплуатации (туго двигались рычаги фиксатора объектива и репетира диафрагмы, а также расцепитель для повторной экспозиции, а неполное закрытие матового стекла зеркалом приводило к ореолам в центре кадра). С 1981 года большинство недостатков устранили, и модель выпускалась до 1984 года включительно. Стоил «Киев-17» 270 рублей, что заметно превышало ценовую планку «Зенитов», но было дешевле аналогичной профессиональной аппаратуры (например, немецкой камеры «Практика»). Попыткой довести аппарат до совершенства стала модель «Киев-20» (известна также и как «Киев-17М») с четырьмя элементами питания СЦ-32. Но при этом цена возросла до 400 рублей, и через несколько лет производство прекратили. Одной из причин стал низкий спрос.

«Киев-19»

Второй причиной послужило производство модели «Киев-19», начавшееся в 1985 году. Убрав некоторые возможности «Киев-20», конструкторы получили простую и надёжную модель с приемлемой ценой в 150 рублей. «Киев-19» обладал TTL-экспонометром и полуавтоматической установкой экспозиции. Однако в конструкции сохранилась потребность в паре миниатюрных элементов питания. Обладая размерами 90×96×145 мм, аппарат без объектива весил чуть более 700 грамм. Производился «Киев-19» до 1991 года, когда ему на смену пришёл модернизированный «Киев-19М». Существовали ещё «Киев-18» и его упрощённая версия «Киев-181», но серийного их производства так и не началось.

Среднеформатные фотоаппараты «Киев»

«Киев-80»

История среднеформатных «зеркалок» «Арсенала» началась с камеры «Салют», созданной на базе шведского фотоаппарата «Hasselblad 1600F». Эти аппараты имели размер кадра 6×6 см и работали с фотоплёнкой типа 120, в которой было 12 кадров. Вариант камеры, не требующей предварительного взвода диафрагмы, назвали «Салют-С», а одну из её экспортных версий - «Киев-80». Стоил такой аппарат 435 рублей.

«Киев-60 TTL»

В 1971 году «Арсенал» начал выпуск среднеформатной камеры «Киев-6С», по внешнему виду напоминающей привычный фотоаппарат. Спусковая кнопка слева многим показалась крайне неудобной, так как за спуск обычно отвечала правая рука фотографа, и с непривычки её палец в самый ответственный момент давил по пустому месту. Выпуск модели продолжался десять лет, но в поздний период параллельно с «Киевом-6С» уже выпускали более прогрессивный «Киев-6С TTL» с несопряжённым TTL-экспонометром, встроенным в пентапризму. В 1985 году такой аппарат продавали за 690 рублей. К плёнке типа 120 добавилась плёнка типа 220 (24 кадра). Правда, источники указывают, что «в СССР фотоплёнка типа 220 серийно не выпускалась и в продажу не поступала». Пожелания фотографов учли в модели «Киев-60 TTL», где кнопку спуска перенесли на привычное место справа. Кроме того, здесь улучшили механизм транспортировки пленки.

«Киев-88 TTL» в разобранном виде

В самом конце 1970-х гг. начат выпуск среднеформатных «зеркалок» «Киев-88». Можно сказать, что это своеобразный конструктор, так как фотограф с большим арсеналом принадлежностей мог по ходу фотосессии неоднократно сменить и объектив, и видоискатель, и кассету для фотоплёнки. Камеру можно было дополнить устройством для применения одноступенных комплектов типа Polaroid. В 1989 году модель «Киев-88 TTL» можно было приобрести за 918 рублей. После открытия границ и появления доступа на международные рынки провели модификацию, и крепление кассет модели «Киев-88 СМ» стало совместимо с аппаратами «Hasselblad». В XXI веке «Киев-88 СМ» периодически появлялся на рынке под маркой «Arax СМ». При этом аппараты могут собирать и не на «Арсенале», а частным образом, используя закупленные части. Вершиной конструкторского творчества могла стать камера «Киев-88 Pro». Она позволяла использовать широкий спектр режимов съёмки, включая макросъёмку и съёмку с исправлением перспективных искажений. Аппарат обладал максимальной совместимостью по типам кассет и объективов. Разработка стартовала в 1989 году, но готовая камера появилась уже в независимой Украине. Из-за нехватки средств проект остановился на этапе опытного производства, а количество собранных камер не превышало трёх штук (сейчас известно местонахождение единственного экземпляра).

«Киев-90»

Исключив несостоявшегося универсала, завершающей ступенью эволюции камер данного типа можно считать модель «Киев-90» с размером кадра 4,5×6 см, также имеющую модульную конструкцию. Из-за иного размера кадра (с вертикальной ориентацией) на плёнке типа 120 можно получить, не 12, а 16 кадров. Со сменными кассетами от предыдущих моделей «Киев-90» несовместим. Это штучный товар, ведь по оценкам экспертов за вторую половину 1980-х гг. собрали всего лишь около трёх десятков таких камер. По стоимости ориентиром служит журнал «Советское фото», обозначивший цену «Киева-90» в полторы тысячи рублей. После модификации получил новое имя – «Киев-645». В XXI веке ему поменяли оформление и стали именовать «Arax-645», периодически выпуская малые партии.

Компактные автоматические фотоаппараты «Киев»

«Киев-35А»

Для производства отечественного компактного фотоаппарата прототипом взяли модель «Minox-35» из Западной Германии, с 1974 по 1995 год считавшуюся самой маленькой серийной 35-мм камерой в мире. Получившийся «Киев-35А» был чуть больше размером, но разница с «Minox-35» по длине, ширине и высоте исчислялась от одного до нескольких миллиметров. В 1991 году модель «Киев-35АМ» обрела не откидывающуюся, а съёмную стенку. Кроме того, появились электронный автоспуск со светодиодной индикацией, возможность коррекции экспозиции удвоением выдержки и светодиодный индикатор в видоискателе. Учитывая, что в 1985 году «Киев-35А» стоил 80 рублей, при закрытом советском рынке у аппарата могло сложиться неплохое будущее. Но массовый наплыв дешёвых импортных плёночных «мыльниц» не дал ему состояться.

Миниатюрные фотоаппараты «Киев»

Короткий анекдот «советские телевизоры – самые большие телевизоры в мире» намекает не на то, что отечественная телетехника потрясала размером диагонали экрана, а на то, что ей соответствовали громадные габариты и масса, схожая с пианино. Поэтому увидеть советскую технику в миниатюрных размерах казалось чем-то запредельным. Но такие образцы встречались.

«Киев-Вега»

Одним из них можно назвать крохотный аппарат «Киев-Вега», скопированный с японской камеры «Minolta-16». «Киев-Вега» использовал 16-мм плёнку длиной 45 см, включающей 20 кадров формата 10×14 мм. После всех этапов проявления и печати на выходе получались фотокарточки 6×8,5 см среднего качества. Но невысокое качество отпечатков искупалось тем волшебным моментом, когда владелец аппарата извлекал эту миниатюрную коробочку из кармана под восхищённые взгляды окружающих. Внутренняя кассета делилась на подающую и приёмную часть, поэтому обратная перемотка плёнки не требовалась. Модель «Вега-2» предусматривала возможность фокусировки объектива.

«Киев-30»

Существенным шагом вперёд от «Киев-Веги» стала модель «Киев-30», напоминающая шпионский фотоаппарат из западных фильмов. Её кассета содержала 16-мм плёнку с 25 кадрами формата 13×17 мм. При весе в 190 грамм камера имела габариты 28×46×86. Линейка выдержек включала три позиции: 1/30, 1/60 и 1/200 секунды. Удешевлённый вариант без синхроконтакта «Киев-30М» в 1989 году стоил в магазинах госторговли 15 рублей.

«Киев-303»

В начале 1990-х гг. эту модель модифицировали, получив «Киев-303». Из-за грубоватого пластикового кожуха «Киев-303» выглядел не столь изящно, как «Киев-30М», зато аппараты выпускали в разной цветовой гамме. Кроме того, изменился диапазон выдержек: 1/30, 1/60, 1/125 и 1/250 секунды.

Юбилейный «Киев»

В заключение снова вспомним о дальномерных «Киевах», скопированных с немецкой камеры. О популярности «Киева» говорит хотя бы то, что этих аппаратов выпущено намного больше, чем аналогичных «Contax». В 2002 году украино-американская компания «Kiev Camera» возобновила сборку «Киевов» из старых запасов деталей и комплектующих. «Киев» часто вывозят за рубеж, превращая в «Contax» путём ре-дизайна фронтальной панели и переднего кольца объектива. Как в соцстранах когда-то сбивали шильдики «LADA», выдавая экспортную версию советских «Жигулей» за оригинальный «FIAT», так и сейчас сформировался класс фотолюбителей, выдающих «Киев» за «Contax», зная, что по качеству обе эти марки в большинстве случаев держат одинаково высокую планку.