Ты не уйдёшь от нас в небытие, первопроходец и небес старатель!

И сердце пламенное нежное твое возьмёт в дорогу новый испытатель...

Так заслуженный лётчик-испытатель СССР, поэт Николай Садкин, признавал заслуги лётчика-испытателя Нины Русаковой в стихотворении «Память». Нина Ивановна в авиации отслужила более 26-ти лет, освоила 39 типов советских и иностранных самолетов. Более 5000 раз поднималась в воздух, общий налет составил 5000 часов, количество посадок – 10000, из них - 5 вынужденных. 28 июля 1940 года в качестве штурмана участвовала в установлении женского мирового авиационного рекорда дальности полёта по прямой на самолёте ДБ-3 «Украина», но в связи с неудавшейся попыткой о полёте официально не сообщалось. С августа 1940 года по май 1961 года Русакова работала в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС (ГК НИИ ВВС). Результаты её исследований вошли в хрестоматийные учебники для лётных училищ. Нина Русакова награждена орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями. 7 октября 1959 года Русакова, в составе группы специалистов ГК НИИ ВВС, была награждена почетным званием «Заслуженный летчик-испытатель СССР», ей выдали удостоверение и нагрудный знак.

Полковник ВВС Н.И. Русакова и ее супруг А.С. Николаев, Щелково, 1979 год

На этой фотографии, хранящейся в архиве Киришского историко-краеведческого музея, - две легенды авиации. Еще в довоенное время Нина Ивановна вышла замуж за лётчика-испытателя Александра Семёновича Николаева - ученика и сподвижника Валерия Павловича Чкалова. Они прожили вместе более 40 лет, прошли войну. Николаев был командиром эскадрильи 843-го истребительного авиационного полка, охранял небо Москвы, прикрывал «Дорогу жизни» на Ладоге. Русакова стала единственной женщиной, удостоенной звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» (на фотографии знак к награде расположен сверху на правой стороне ее форменного пиджака). Практически ни один интернет-обзор редких и дорогих знаков и значков советского периода не обходится без этого изделия, а между тем, его история хорошо описана. В 1957 году был объявлен конкурс на лучший эскиз. Победил лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Аркадий Павлович Богородский. На разработанной им эмблеме знака был изображён самолёт Ла-250, испытания которого он проводил. В серию «Анаконда» принята не была, но память об истребителе-перехватчике, благодаря нагрудному знаку, сохранилась до нашего времени. А сам опытный экземпляр можно увидеть в музее ВВС в Монино.

Нагрудный знак «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»

Установлены почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1958 года. Знак представляет собой плоский посеребренный восьмиугольник размером 27х23 миллиметра с выпуклой окантовкой. В правом верхнем углу расположена выпуклая надпись в три строки: «ЗАСЛУЖЕННЫЙ / ЛЕТЧИК- / ИСПЫТАТЕЛЬ». В левом нижнем углу — лавровая ветвь. По центру нижней кромки размещена выпуклая аббревиатура «СССР». На основе знака слева вверх по диагонали укреплено позолоченное изображение реактивного самолёта. Награду суммарно получило всего чуть более 400 человек. Последний раз знак был вручен 16-ти испытателям зимой 1991 года. В течение четырех лет летчики-испытатели не награждались, только в 1995 году было принято Положение о почетном звании «Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации». Первое награждение состоялось в 1996 году, сам знак является практически копией советского. Примечательно, что в СССР и в России до октября 1996 года Указы о присвоении званий не публиковались в печати. Знак «Заслуженный летчик-испытатель СССР» долгие годы вызывает интерес ценителей авиации и коллекционеров, хотя и не является самым дорогим. В настоящее время стоимость знака в идеальном состоянии доходит до 160 000 рублей.

Эта статья посвящена нескольким, не менее ценным, но редко попадающимся в обзоры знакам и значкам. Как правило, в категорию «Самые дорогие советские значки» входят эксклюзивные изделия с документацией, которые стоят от 1000 долларов США, а верхний порог цены не ограничен. В число редких и ценных включены:

  • «За индустриализацию страны» 1929 года стоимостью до 600000 рублей;
  • «Общество друзей радио» 1923-1927 года - до 580000 рублей;
  • «Отличник городского хозяйства Москвы» 1939 года - до 500000 рублей;
  • «Добролёт» 1923-1927 года - до 400000 рублей;
  • «Осоавиахим» 1927 года - до 150000 рублей.

Ценность также представляют и некоторые выпускные знаки учебных заведений. Так, за знак Военно-морского факультета первого Ленинградского медицинского института имени Ивана Петровича Павлова 1 типа 1952-1957 гг. просят до 50000 рублей, а ромб Военной академии химической защиты им. К.Е. Ворошилова можно приобрести до 15000 рублей. Естественно, что речь идет об оригинальных знаках, а не о копиях и новоделах.

Примеры наиболее ценных и редких нагрудных знаков советского периода

Башни с зубцами, нам покоритесь!

Гордые девы, нам улыбнитесь!

Интересными считаются различные выпуски, выходившие в 20-50-е годы XX века, цена на которые сравнительно невысока, но исторический вклад значителен. Они олицетворяют целую эпоху или грандиозное событие в жизни страны. К таковым относятся и несколько пионерских значков. Общее количество их разновидностей и модификаций доходит до нескольких десятков. Известно 6 образцов этого советского значка для повседневного ношения: 1922/1923, 1925, 1934, 1942, 1944 и 1962 года, действовавшего вплоть до 1992 года. Изделия последних лет были выпущены миллионными тиражами и коллекционной ценности не представляют. Значки «Старший пионер» и «Всегда готов!» образца 1962 года можно приобрести по цене 30-90 рублей. Пионерский значок «Всегда готов!» 1950-х годов с указанием степени стоит около 1000 рублей. Стоимость знака «ЦК ВЛКСМ. Пионервожатому. Всегда готов!» Московского монетного двора может доходить до 5000 рублей. Однако наиболее дорогим является первый пионерский значок образца 1922 года, изданный тиражом 1000 штук. Его стоимость на аукционах доходит до 6000 рублей. Значки выпускались в неокрашенном виде до 1923 года на заводе «Автопринадлежность» за счет средств рабочих этого предприятия.

Первый пионерский значок образца 1922 года

Значок принят решением МГК РКСМ в 1922 году и был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (с 1924 года имени Ленина) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз «Будь готов!». Костёр из пяти поленьев и трёх языков пламени - символ дружбы пролетарских детей во всём мире. К этому времени уже был готов и гимн организации. По заданию Надежды Крупской, которое она дала в мае 1922 года, его написал комсомолец Александр Жаров. Принято считать, что композитором песни является Сергей Кайдан-Дешкин, однако это не совсем верно. Он сделал обработку первоначальной мелодии, которую взял за основу Жаров - «Хора солдат» из оперы «Фауст». Так всего за две недели родилась песня «Взвейтесь кострами синие ночи». Этот гимн пионеры всего Союза пели почти 70 лет.

Гремя огнем, сверкая блеском стали

Пойдут машины в яростный поход...

В первые послереволюционные десятилетия советская власть не могла в достаточной степени финансово поощрять активистов. Молодая страна находилась в тяжелом экономическом положении, ослабленная классовой враждой и гражданской войной. Но именно в это время начинается бурный рост производства знаков и значков на монетных дворах и фабриках. Массово начинают печататься грамоты и благодарности. Качество изделий для гражданского и военного населения росло. Одной из уникальных, дошедших до нашего времени наград, вручавшихся с 1936 по 1941 гг., является знак «За отличное вождение боевых машин автобронетанковых войск». Лицам, удостоенным знака, присваивалось звание «Отличный водитель боевой машины». Интересные экземпляры могут стоить на аукционах в 2020 году от 80000 до 390000 рублей. Копии, как и оригинал, сделаны из латуни, но без добавления ценных металлов, цена их значительно ниже.

Нагрудный знак за «За отличное вождение боевых машин...», 1936 год

В 1920-х годах в СССР наладили производство собственных танков, а в 1936 году создан особый род войск – автобронетанковые. Для морального стимулирования и повышения боевого духа советских танкистов приказом Наркома обороны СССР от 03.01.1936 года был учрежден нагрудный знак в виде ромба неправильной формы, покрытого серой эмалью. Вверху помещена красная пятиконечная звезда, в центре расположены выпуклое изображение легкого колесно-гусеничного танка БТ-5 и надписи в три строки золотистыми буквами «ЗА / ОТЛИЧНОЕ» (сверху) и «ВОЖДЕНИЕ» (снизу полукругом). Разработка дизайна производилась под руководством командарма 2-го ранга Иннокентия Андреевича Халепского. Всего выпущено около 1000 экземпляров.

Выше знамя советского спорта!

Шире шаг от рекорда к рекорду!

1 мая 1934 года в Москве состоялся очередной парад физкультурников, традиция проведения которого была заложена 15 лет назад. Это было начало новой эры авиации, поэтому в авангарде парада на Красной оказался большой самолёт: студенты Ленинградского института имени Лесгафта изображали крылья, а студентки – пропеллеры. Номер готовила американская балерина Паулина Конер (Pauline Koner). По новым правилам принять участие в параде могли только успешно сдавшие нормативы ГТО. 1930-е годы в СССР были временем бурного развития физкультуры и спорта, и парады физкультурников от года в год становились все более массовыми. В 1931 году в них участвуют 40000 человек, в 1935 году – 120000. В 1934 году в стране насчитывалось около 5000000 физкультурников. И если весной 1935 года количество значкистов ГТО составляло более 1000000 человек, то через четыре года достигло 2500000. Спорт и физическая культура стали занимать исключительное место в жизни советского общества. В 1931 году в стране появился спортивный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Для получения значков ГТО нужно было сдать нормативы разной степени сложности в зависимости от пола и возрастной группы.

Парад физкультурников на Красной площади в Москве, 1 мая 1934 года

Первым обладателем значка ГТО стал многократный чемпион России, РСФСР и чемпион Европы по конькобежному спорту Яков Мельников. В 1931 году ценные по сегодняшним меркам значки получили 24000 человек, в 1932 году - 465000, а в 1933 году - 835000 физкультурников. Быть значкистом ГТО считалось престижным. Знак ГТО был одним из самых массовых в Советском Союзе серийных значков и по количеству выпущенных экземпляров мог соперничать с пионерскими. Общее количество разновидностей знаков и значков БГТО и ГТО, выпущенных с 1931 по 1991 гг., насчитывается не менее ста. В это число входят не только значки с указанием ступеней, но и «Отличник ГТО», «Почетный знак ГТО», «Смотр-конкурс ГТО», специальные серии, посвященные памятным событиям, например, Олимпиаде 1980 года в Москве. Высокую стоимость имеют значки ГТО, принадлежавшие известным спортсменам и личностям, цены на них могут достигать сотен тысяч рублей. Первые варианты значков ГТО изготавливались из меди, бронзы или латуни, покрывались горячими эмалями и имели посеребрение. Позднее начался массовый выпуск, материалом стал алюминий, а покрытием - жидкие (холодные) эмали. Изготовлением значков занимались не только монетный двор, но и другие предприятия: «Золотосеребреник», «ТрудГравер» «Художник-металлист» и ХПК политпросветцентра. Креплением служили винт или булавка. Наиболее ценным для коллекционеров является подвесной значок «Знаменное ГТО». Он крепился при помощи винта и усиков на знамя коллектива физкультуры, в котором было не менее 80-ти значкистов ГТО. Размер основной части значка в отличие от обычных значков ГТО составляет 58х60 миллиметров, цепочка чуть длиннее стандартной. Цена первых экземпляров изделия доходит до отметки в 70000 рублей.

Подвесной значок «Готов к труду и обороне ЦИК СССР ВСФК», вариант 1931-1935 годов

Коллективный знак изготовлен из посеребренной бронзы, основная часть представляет собой шестеренку с красной звездой, на которой изображен бегун и надпись «Готов к труду и обороне». На ромбовидной колодке красного цвета золотистые аббревиатуры «ЦИК СССР ВСФК». Колодка и основная часть связаны двумя цепями. Благодаря комплексу ГТО миллионы советских людей получили навыки маршевой, лыжной, стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий. Это помогло им в годы Великой Отечественной войны в минимальные сроки овладеть военным делом, стать снайперами, разведчиками, танкистами, летчиками. В 1991 году значок ГТО был упразднен, т.к. с распадом СССР исчезло такое понятие как нормативы ГТО. В 2014 году в России возрождены традиции ГТО с выдачей соответствующего значка.

Давно уж мы разъехались во все концы страны,

Но дружбе мы по-старому, по-прежнему верны.

Слова из песни «Лодочка», прозвучавшей в фильме «Верные друзья» режиссера Михаила Калатозова, известны многим поколениям советских людей. Три закадычных друга средних лет встречаются много лет спустя, чтобы осуществить данное в детстве обещание снова отправиться в плавание на плоту по реке. Московский нейрохирург, профессор-животновод и академик архитектуры - лучшие представители советских людей. А лучшие в своем деле получали соответствующие знаки. В Советском Союзе была очень развита система награждения военнослужащих за отличную службу в армии, гражданских лиц - за успехи в профессиональной деятельности, спортсменов - за рекордные достижения, учащихся - за отличную учебу. Отличниками военно-воздушных сил, военно-морского флота, противовоздушной обороны, народного просвещения, социалистического соревнования, профессионально-технического образования, военного строительства, химической промышленности, разведки недр были миллионы.

Кадр из фильма «Верные друзья», 1954 год

На специализированных площадках в интернете можно найти, вероятно, все возможные советские знаки и значки с меткой «отличный» или «отличник». В число наиболее дорогих входят: «Отличник рыбной промышленности СССР» и «Отличнику Дальстроевцу НКВД» (до 300 тыс рублей), «Отличнику геодезии и картографии» и «Отличнику соцсоревнования Главлесоохраны при Совете министров СССР» (до 200 000 рублей), «Отличник Военпромстроя» (свыше 100 000 рублей). Одним из главных героев фильма «Верные друзья» был человек, у которого есть все, кроме счастья в личной жизни. Это - профессор-животновод Александр Лапин в исполнении народного артиста СССР Александра Борисова. В одной из сцен он показывает фото выведенных им, директором Экспериментального института животноводства, элитных жеребцов. Вероятнее всего за такую работу он уже был награжден особенным знаком отличника, например, «Отличник коневодства НКЗ СССР». Стоимость этого знака в наше время доходит до отметки в 180000 рублей.

Нагрудный знак «Отличник коневодства НКЗ СССР», 1940-1941 гг.

Основой бронзового с позолочением составного знака размером 40х29 миллиметров стало знамя красного цвета с надписью из букв бронзового цвета «ОТЛИЧНИК КОНЕВОДСТВА». В центре знака - подкова бронзового цвета и накладная золотистая голова лошади, направленная влево. Внизу - красная пятиконечная звезда и надписи полукругом «НКЗ» и «СССР». Известными изготовителями изделия были артель «Перконс» из Риги и завод Художественного фонда СССР. Изготовитель обозначался на гайке («УПР. ПРОМКООП. АРТЕЛЬ „ПЕРКОНС” РИГА» или «зд х-ного фонда СССР»). Знак входил в число ведомственных Народного комиссариата земледелия СССР, образованного 7 декабря 1929 года и преобразованного в одноименное министерство 15 марта 1946 года. К примеру, в 1944 году его удостоился заведующий конефермой колхоза «Красная звезда» Илекского района Чкаловской области И.Н. Сидоров. Доподлинно сказать об общем тираже выпуска знака, к сожалению, невозможно. Этот и другие редкие и дорогие знаки и значки в течение 2015 года экспонировались в Музее военной техники Уральской горно-металлургической компании в Верхней Пышме. Всего было представлено более 500 ведомственных знаков отличия и значков добровольных обществ СССР 1930-1980 годов.

Витрина с выставки советских знаков отличия в Верхней Пышме, 2015 год

Редчайшие значки и знаки отличаются, прежде всего, тиражом. И чем он меньше, тем выше стоимость изделия для коллекционеров. На цену также влияют состояние значка, год изготовления, материал, наличие драгоценных или тяжелых металлов, качество эмали. Так, если крепление значка переделано с винта на булавку, то он становится менее привлекательным для коллекционеров. Ценными считаются сложное составное оформление с накладными элементами, родная эмаль без сколов, оригинальная закрутка с гайкой или родная булавка. Наиболее раритетные изделия советского периода производились в 1920-1930-е годы. При их изготовлении использовался ручной труд. К 1950-м годам производство становится более массовым, а материалы более дешевыми, поэтому ценность большинства таких значков даже спустя почти 70 лет становится не такой актуальной. Время героев прошло безвозвратно, а вместе с ним исчез и мифический ореол, который поддерживают только их личные вещи, включая награды: знаки и значки как символы человека и эпохи, в которой он жил. Эти раритеты становятся ценнее год от года не только радуя глаз, но и являясь способом выгодного инвестирования.