Появление в России традиционных расписных подносов Жостово восходит к началу ХIХ века. Тогда в нескольких селах и деревнях Подмосковья, в том числе Жостово, появились специальные мастерские, работники которых расписывали металлические подносы и лакированные предметы из папье-маше: шкатулки, портсигары, сахарницы. Эти мастерские принадлежали братьям Вишняковым. Датой основания предприятия считается 1825 год.

Яркие полевые и садовые цветы, собранные в букеты и другие композиции, стали главным мотивом жостовской росписи. Талантливые мастера сумели в своем искусстве передать реалистичность формы и цвета, дополнив ее русскими народными декоративными элементами. Черный лак и технологии росписи они позаимствовали с востока, но адаптировали к своим материалам и добились высокого качества производства.

Поднос прямоугольной формы с изображением букетов, металл (жесть), роспись красками, лак, худ. Гогина О.Л., д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг.

Цветочным композициям в жостовской росписи присущи яркие краски. В качестве фона для букетов традиционно используется черный цвет, но также присутствуют изделия с зелёным, красным и синим фоном. По краю подноса живописцы, как правило, пускают легкий растительный узор. Многие годы главным источником вдохновения для жостовских мастеров служат произведения народных промыслов с многовековой историей.

В ХХ веке, после прихода к власти большевиков, несколько артелей жостовского промысла были объединены в одно предприятие – «Металлоподнос». В 30-е годы народный промысел претерпел большие изменения, они коснулись в первую очередь содержания росписи. Мастерам следовало внедрить в композиции социалистическую символику. Расцвет производства начался через три десятилетия и продолжается до сих пор.

Долгое время все подносы в Жостово создавали методом ручной ковки. Сначала мастер вырезал из металла заготовку по форме будущего подноса, затем с помощью молотков обрабатывал ее бортики и подгибал края. Формы у подносов самые разнообразные: за два века истории их в архиве предприятия уже более ста пятидесяти. Они отличаются размером, пропорциями, глубиной.

Поднос прямоугольной формы с изображением цветов, металл (жесть), роспись, лак, золочение, д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг.

В наши дни часть форм производят по упрощённой технологии. Вырубленной из металла заготовке с помощью пресса придают нужную форму (одну из тридцати двух, что сегодня входят в ассортимент фабрики), а дальше вручную выполняется ковка. После чего будущий поднос обезжиривают, шлифуют, грунтуют и дважды покрывают эмалью.

Независимо от формы и рисунка подноса все работу живописцы выполняют в строгой последовательности. Они используют беличьи кисти от самых тонких до крупных и масляные краски, для разведения которых применяют масло изо льна. У каждого мастера свой набор кистей, он зависит от манеры исполнения рисунка. Кисти вяжут вручную из беличьих хвостов, причем подрезать волоски запрещается.

Роспись на всех изделиях выполняется вручную многослойно. Сначала живописцы создают яркие пятна – прообразы будущих букетов. Расположение пятен зависит от замысла автора и формы подноса. Просушив первый слой краски, художники приступают ко второму этапу росписи. Теперь их задача – оттенить части листьев и цветов, для этого используются специальные полупрозрачные краски. На третьем этапе плотной краской добавляют яркие штрихи и детали, обозначают светлые участки, затем прорисовывают блики. Следующая задача – прорисовать тонкой кисточкой тонкий контур цветов, листьев, стеблей, добавить тычинки и пестики. После этого мастера заполняют оставшиеся просветы узорчатой травкой, она соединяет композицию воедино. Кто-то использует для травки яркий цвет, другие – подгоняют ее под основной фон изделия.

Шкатулка лаковая "Гусар на коне", металл, роспись, художник М.В., с. Жостово, СССР, 1988 г.

Главным секретом Жостово считается лак. Его рецептура и сегодня не разглашается. Впрочем, известна основа – это пальмовая смола, которую привозят из Африки и Азии. Благодаря лаку жостовские подносы могут храниться годами и не тускнеть.

Художники и ковали Жостово все время находятся в творческом поиске. Они придумывают новые формы изделий и всё более причудливые узоры цветочной росписи, стремятся сочетать современные художественные тенденции с многолетними традициями, избегая китча и безвкусия.

Простановка клейма на подносе

Гарантия качества жостовских изделий – это их маркировка. На изделиях ставят историческое клеймо: палитра, кисть, тюльпан. Живописец также добавляет свою подпись (это право они получили после 1970 года). У каждого жостовского подноса есть свой индивидуальный номер и сертификат, подтверждающий качество.

Пример клейма Жостово различных лет