Эмаль — стекловидная застывшая масса, с помощью которой можно ввести цветные элементы в изделия из металла. Благодаря специальной технологии эмаль и металл прочно соединяются друг с другом, цвета со временем не тускнеют.

История эмальерного промысла

Зажим для пионерского галстука. Артель «Ленэмальер»

История искусства художественного эмалирования насчитывает более 2 тысяч лет. Древнегреческие мастера изготавливали украшения, декорированные цветной эмалью. В древнем Египте металл отделывали смальтой. Искусство активно развивалось в Иране, Индии, Китае. Произведения византийских эмальеров достигли высочайшего художественного уровня. В эпоху Средневековья европейские мастера переняли византийские технологии и опыт. В 12 веке этот вид декоративно-прикладного искусства распространился и в Киевскую Русь, где его называли финифтью. Предметы, украшенные финифтью, изготавливали на заказ в крупных городах (Галиче, Владимире, Киеве, Рязани). Они стоили очень дорого из-за высокой цены на исходные материалы, сложности техники, длительности обучения этому виду ремесла.

Памятный портсигар. Артель «Ленэмальер»

Во время монголо-татарского нашествия эмальерное дело пришло в упадок. Были утрачены секреты изготовления перегородчатых и выемчатых эмалей, сохранилась только техника по литью. Возрождение искусства началось во второй половине 15 века, после объединения земель вокруг Москвы. Изделия с эмалью заказывали представители церковной и светской аристократии, богатые горожане и купцы. В столицу приглашали европейских и греческих мастеров, русские умельцы перенимали и переосмысливали их опыт, давали ему самобытную трактовку.

Подстаканник "Медный всадник", сплав металлов, эмаль (1960-1980 гг.)Подстаканник "Медный всадник", сплав металлов, эмаль (1960-1980 гг.)

В 17 веке ювелиры научились использовать окислы металлов, получать тончайшие цветовые оттенки, стало возможно создание миниатюр на эмали. С помощью техники финифти стали выполнять не только орнаментальные узоры, но и многофигурные композиции. В начале 18 века новый эмальерный центр складывается в Петербурге. Это произошло из-за переноса столицы, упразднения Золотой палаты в Москве, которая была центром русского ювелирного искусства. Были популярны финифтяные портреты, их использовали как наградные знаки, которыми государь Петр Великий награждал своих приближенных. Рисунок воспроизводили в гравированного или живописного оригинала. Также искусство продолжало развиваться в монастырских мастерских.

Пудреница с цветочным декором, металл, эмаль, стекло (1950-1980 гг.)Пудреница с цветочным декором, металл, эмаль, стекло (1950-1980 гг.)

Новый виток популярности эмалей пришелся на вторую половину 19 века. Технологии совершенствовались, декоративные качества возрастали. Выпускали украшения, письменные принадлежности, разнообразные емкости для хранения (флаконы, шкатулки). После революции 1917 года эмальерное искусство переживало упадок, так как отвергалось новой идеологией как пережиток буржуазного прошлого. Постепенно ситуация изменилась, древнее ремесло снова стало востребованным.

Завод «Ленэмальер»

Запонки винтажные круглой формы со стеклянными вставками (1950-1970 гг.)Запонки винтажные круглой формы со стеклянными вставками (1950-1970 гг.)

В конце 1920-х годов три мелких артели, которые занимались эмальерным промыслом, объединились в кооперативную промыслово-производственную артель «Ленэмальер». В начале 1930-х годов к объединению присоединилась артель «Цветэмаль». Часть работ артельщики выполняли в домашних мастерских, так как у организации не было помещения, подходящего для гальванизации. Стремительный рост «Ленэмальера» начался во вторую Пятилетку. К 1939 году штат насчитывал 1600 человек. Изготавливали значки, пуговицы, броши.

Знак нагрудный «50 лет образования Союза ССР. 1922-1972»Знак нагрудный «50 лет образования Союза ССР. 1922-1972»

В послевоенный период в ассортименте появились маникюрные принадлежности, зажигалки, алюминиевые и латунные подстаканники, продолжали выпускать значки и украшения. Артель переименовали в завод в 1956 году. В 1970-е годы он входил в состав «Лентеплоприбора», в 1980 годах был передан объединению «Буревестник». В это время выпускали маникюрные наборы и зажигалки.

Зажигалка

Завод «Ленэмальер» прекратил свое существование в 2010 году. Его продукцию можно найти в музеях, частных коллекциях, на вторичном рынке, у себя дома.

Клейма артели и завода «Ленэмальер»

Ранние клейма

Исследователи отмечают, что точную датировку клейм «Ленэмальера» по годам пока никто не провёл. Приблизительную эволюцию маркировки можно представить в последовательности, начинающейся с клейм 1930-х гг., где название предприятия указывалось полностью или в несколько сокращённом, но читаемом виде.

Клеймо с ромбовидным обрамлением и без обрамления

Ромбовидное клеймо связывают с вхождением артели в состав Ленинградского Галантерейно-Промыслово-Кооперативного союза «Ленгалпромсоюз» (довоенный период). А двухбуквенное клеймо без какого-либо обрамления, видимо, появилось уже после войны, когда артелью управлял «Ленкультпромсоюз».

Овальное клеймо

Если за ориентир принять 10 августа 1956 года, когда артель «Ленэмальер» переименовали в завод, то клеймо слева ставилось до переименования, а клеймо справа – после переименования. На подстаканниках овальное клеймо появилось ещё в 1947 году. Этот тип клейма известен также не только в овальной рамке, но и в круглой.

Слева логотип «Ленэмальер», справа логотип «Лентеплоприбор»

В 1974 году завод «Ленэмальер» перевели в подчинение Научно-производственного объединения «Лентеплоприбор». Исследователи говорят, что смена клейма произошла в течение года, поэтому изделия, сделанные в 1974 году, могут иметь как старое овальное клеймо, так и новое, похожее на червячка. Однако маркироваться предметы могли и товарным знаком головного предприятия – ЛНПО «Лентеплоприбор».

Слева логотип «Буревестник», справа логотип КБ рентгеновской аппаратуры

В 1980 году «Ленэмальер» оказался в составе научно-производственного объединения «Буревестник», поэтому на изделиях появляется и маркировка нового головного предприятия – изогнутая стрелка. Но замечен и товарный знак, который по каталогу клейм Юрия Коржика принадлежал Специальному конструкторскому бюро рентгеновской аппаратуры.

Поздний товарный знак

В результате рыночных преобразований завод «Ленэмальер» обрёл самостоятельность и закрепил за собой товарный знак, который получил в 1974 году.

Пример овального клейма на знаке
Пример клейма "червячок" на знаке
Пример клейма "Лентеплоприбор" на знаке
Пример клейма КБ рентгеновской аппаратуры на знаке