Предприятие открыли в 1946 году, чтобы трудоустроить инвалидов. После Великой Отечественной войны многие солдаты вернулись изувеченными и контуженными. Привлечение инвалидов к труду помогало им адаптироваться к мирной жизни, почувствовать свою нужность. Они производили востребованную продукцию: посуду, украшения, продукцию из бытовой пластмассы и многое другое.

История

Фарфоровая статуэтка «Куница»Фарфоровая статуэтка «Куница»

Артель возглавлял председатель, рабочие жили в общежитии. Действовали ювелирный, пластмассовый, фарфоровый цеха. Изготавливали мыльницы, серьги, гребешки, броши, посуду, малую пластику. Коллекционеры особенно ценят статуэтки. Как артель «Прогресс» функционировал до конца 1950-х годов. Далее производственные помещения передали отдельному ювелирному заводу, а сотрудников фарфорового цеха приписали к заводу «Стройфаянс» (хотя некоторые источники это категорически опровергают). С одной стороны, нет никаких доказательств трудоустройства бывших сотрудников «Прогресса» на Ленинградский завод «Стройфаянс». С другой, малые скульптурные формы, которые раньше производила артель, начали выпускать на заводе.

Фарфоровая статуэтка «Пастушок Лель»Фарфоровая статуэтка «Пастушок Лель»

Известно, что после преобразования артели Решением Исполкома Ленинградского Совета депутатов трудящихся № 33-12п от 22 августа 1960 года в Завод ювелирных изделий, производство фарфора продолжилось по крайней мере до 1965 года. Далее происходит слияние предприятия с Заводом металлической и пластмассовой галантереи. При этом малая скульптурная форма, которая прославила «Прогресс» выпускается и далее, но уже с новым клеймом. Однако доля изделий из пластмассы, а не из фарфора, в 1960-е гг. начала увеличиваться. Здесь же ведётся обработка ювелирных камней. Исходя из опыта предприятия, на его базе создают Ленинградский ювелирный завод, находящийся в ведении Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР, который потом стал частью завода «Русские самоцветы».

Художники артели

Фарфоровая статуэтка «Мальвина и Артемон», братья ТрауготФарфоровая статуэтка «Мальвина и Артемон», братья Траугот

На предприятии работали известные скульпторы. Георгий Траугот и его сыновья Александр и Валерий не только стали иллюстрировать в 1956 году детские книги, но и плодотворно сотрудничали с фарфористами. С их помощью создали серию фигурок «Золотой ключик» («Папа Карло», «Мальвина с Артемоном», «Буратино», «Арлекин»). Также большую известность получила статуэтка «Чиполлино» по одноимённому произведению Дж. Родари. По воспоминаниям братьев все работы в фарфоре они делали коллективно. Однако скульптурную часть чаще всего выполнял Александр Георгиевич, а расписывал готовые изделия, в основном, Валерий Георгиевич.

Фарфоровая статуэтка «Лисенок», Ю.П. Смирнов

Ю.П. Смирнов использовал сюжеты из произведения «Конек-Горбунок». Наибольшую известность среди любителей фарфора имеет его скульптура «Лисичка» (известна также под названием «Лисёнок»). Весьма симпатичной получилась Фарфоровая статуэтка «Знайка-зазнайка», которую художественный совет по скульптуре живописно-скульптурного комбината Ленинградской области одобрил к производству 20 октября 1955 года.

Каталог клейм по годам

Типовые клейма артели «Прогресс»

Согласно изданию 2009 года каталога клейм «Марки советского фарфора, фаянса и майолики» (авторы Насонова И.С., Насонов С.М., Гольский И.А., Дворкин Г.Л.) изделия артели маркировались следующими клеймами.

Типовые клейма артели «Прогресс», включая преемников

Ценители фарфора, проведя большую работу по изучению изделий, предполагают, что клеймо «ПА» существовало в период бытность самой артели (1946-1960 гг.). С 1960 года предметы маркируют клеймом, изображающим кристалл (Завод ювелирных изделий). А с 1965 года на изделия ставят клеймо с буквами «МЗ» (Завод металлической и пластмассовой галантереи).