Аббревиатуру ЛЗФИ чуть более десяти лет (с 1956 по 1967 год) носил Ленинградский завод фарфоровых изделий ГУМП Ленгорисполкома, работавший в качестве опытного завода при Государственном исследовательском керамическом институте (ГИКИ). Специалисты ГИКИ разрабатывали и совершенствовали новые составы керамики, фаянса и фарфора, необходимые в различных отраслях советской промышленности. В цехах опытного завода эти рецепты проходили пробы. Но ценителям советского антиквариата аббревиатура ЛЗФИ более запомнилась не основная, а побочная деятельность завода: прекрасные фарфоровые статуэтки.

Период ЛЗФИ в истории Санкт-Петербургского фарфорового завода

На момент переименования в Ленинградский завод фарфоровых изделий опытное производство при ГИКИ просуществовало почти десять лет. Начало ему положило объединение артелей «Кооптруд» и «Минерал» в завод «Электротехприбор», случившееся в 1947 году.

Бюст «Чайковский», бисквит, ЛЗФИ (1956-1967 гг.)Бюст «Чайковский», бисквит, ЛЗФИ (1956-1967 гг.)

Передача «Электроприбора» ГИКИ и преобразование его в опытный завод благотворно повлияли на его развитие. Усилиями главы ГИКИ академика Качалова предприятие в 1952 году получает новый корпус. Основная его часть по-прежнему отведена конструкторам, но параллельно набирают мастеров в художественную мастерскую. Первоначально были освоены изделия из бисквита – неглазурованного фарфора, то есть без покрытия блестящим слоем свинцовой глазури. Для повседневного употребления такие предметы неудобны. Но в декоративных целях его используют часто. Завод начинает выпуск бюстов из бисквита. Если В.И. Ленина массово доверили делать ЛФЗ, то на долю опытного завода достаются А.С. Пушкин, А.В. Суворов, П.И. Чайковский и другие видные исторические деятели.

«Белый цирковой медведь на тумбе», ЛЗФИ (1956-1967 гг.)«Белый цирковой медведь на тумбе», ЛЗФИ (1956-1967 гг.)

Но именно период ЛЗФИ считают расцветом малой художественной формы, выполненной в фарфоре. Крупный город, пронизанный историей и культурой, притягивает людей искусства со всей страны. Благодаря этому Ленинградский завод фарфоровых изделий наряду с ЛФЗ тоже получает ценные кадры. Пришедшие специалисты разрабатывают формы для фарфоровых фигурок, на которые ложится красочная роспись. Декоративный фарфор охотно раскупают и сами ленинградцы, и гости города на Неве. Бисквит тоже не забыт. И накопленный опыт в работе с этим материалом повышает доверие к заводу относительно важных заказов. Именно в период ЛЗФИ здесь делают малую скульптурную форму (высота 18 см), изображающую В.И. Ленина в полный рост.

Знаменитые мастера ЛЗФИ

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», скульптор А.А. Киселев, ЛЗФИ (1956-1967 гг.)

Однако изюминкой завода становятся именно фарфоровые статуэтки. Одним из первых по этому направлению ЛЗФИ отправился скульптор Анатолий Александрович Киселев, работавший здесь почти с момента создания завода. Уже только одна «Алёнушка с козлёночком» могла составить ему немеркнущую славу. Однако на страницах истории советского фарфора прописались и другие сюжетные скульптуры на тему русских народных сказок. Можно сказать, что именно Киселев задал высокие стандарты для мелкой пластики ЛЗФИ.

«Узбечка перед зеркалом», скульптор Т.А. Фёдорова, ЛЗФИ (1956-1967 гг.)«Узбечка перед зеркалом», скульптор Т.А. Фёдорова, ЛЗФИ (1956-1967 гг.)

Одним из самых известных изделий ЛЗФИ стала статуэтка Тамары Андриановны Фёдоровой «Узбечка перед зеркалом». Коллекционера стараются найти её в различных версиях росписи, и редкие варианты стоят очень дорого. До прихода на ЛЗФИ Фёдорова успела поработать на Грузинской фарфорово-фаянсовой фабрике «Красный фарфорист». В период сотрудничества с ЛЗФИ Фёдорова создаёт формы для фигурок «Чаепитие», «Африканка с барабаном», «Девушка с зеркалом». Искусствоведы отмечают, что эти статуэтки раскрывают тему беззаботного советского детства, показывая его светлые грани в учёбе, спорте и отдыхе.

«Умирающий лебедь», скульптор В.И. Сычев, ЛЗФИ (1960 г.)«Умирающий лебедь», скульптор В.И. Сычев, ЛЗФИ (1960 г.)

Член Союза художников СССР с 1948 года Владимир Исаакович Сычев в своей профессии с детских лет, так как основы гончарного дела ему преподал отец. С 1947 году он сам преподавал в художественных училищах Ленинграда. В то время он увлекался мелкой пластикой, что привело его в мастерскую ЛЗФИ. В её стенах скульптор создал целую плеяду фарфоровых балерин, в которую входят такие статуэтки как «Умирающий лебедь», «Шурале» («Балерина Н.М. Дудинская в роли Сюимбике»), «Балерина с цветком», а также «Испанский танец» («Балерина Н.М. Стуколкина»). Каждая из них может поспорить красотой и изысканностью со знаменитыми немецкими фигурками из фарфора. Далее Владимир Исаакович ушёл в монументальную скульптуру.

Ночник «Золотой Петушок», ЛЗФИ (1956-1967 гг.)Ночник «Золотой Петушок», ЛЗФИ (1956-1967 гг.)

Большинство статуэток, выпущенных в те годы, относят к категориям «Анималистическая скульптура» и «Сюжетная скульптура». Однако не стоит забывать, что завод – это не только художественная мастерская. Поэтому порой получались интересные компиляции с механикой и электрикой: например, электрический светильник «Золотой Петушок», на гранях которого изображены герои одноимённой сказки Пушкина. В 1967 году Ленинградский завод фарфоровых изделий переименовывают в Ленинградский опытно-экспериментальный завод, а затем в Ленинградский опытный завод (ЛОЗ). Кроме художественной миниатюры здесь из фарфора начинают массово делать посуду и крупные декоративные предметы (шкатулки, часы и пр.). Сейчас предприятие называется ООО «Санкт-Петербургский фарфоровый завод».

Каталог клейм по годам

Типовые клейма Ленинградского опытного завода

Кроме базового клейма ЛЗФИ (1956-1967 гг.) здесь представлен весь набор клейм завода, которым пользовались с момента его основания до распада Советского Союза. Ниже приведена подборка фрагментов фотографий, показывающая, как клеймо выглядит непосредственно на изделии.

Каталог клейм Ленинградского опытного завода по годам