«Можно найти несколько удачных моделей и клепать их годами, но рано или поздно это надоест. В творческом отношении – это кризис, хотя коммерческие модели дают возможность заработать на хлеб, - рассуждает о пути создателя ножей Алексей Шокуров. – Вечный вопрос, который раздирает мастера: кем быть? Вдохновенным творцом не от мира сего или коммерчески успешным ремесленником-прагматиком? Если честно, хочется оба этих начала совместить».

Балисонги от Шокурова

История бренда

Известный российский найфмейкер Алексей Владимирович Шокуров родился в 1970 году. Ножами он увлёкся ещё со школьных лет. В одном из интервью Шокуров поведал, что впервые взялся за изготовление выкидного ножа в 1982 году. Позднее он заметил, что свой первый нож с помощью бывалого слесаря, жившего по соседству, сделал в 1984 году. Но взяться и сделать – всё-таки вещи разные. Другое дело, что доведённый до конца нож определил его будущее. Хотя в те годы биография Алексея не отличалась от судеб многих его ровесников: он отслужил в армии и получил высшее техническое образование. Ножи всё время оставались частью его активной жизни, так как он делал их по просьбам друзей. Однако, когда Шокуров решил заняться продажами созданных им моделей, дело провалилось.

Алексей Шокуров

Но без ножей Шокуров уже не мог. Поэтому он решил снова учиться, только теперь специализированно. Несколько лет он кропотливо постигал тайны ножевого мастерства, вымеряя понравившиеся ему ножи, анализировал их, изобретал на основе увиденного собственные модели. Наряду со штудированием специальной литературы он перенимал опыт знакомых ножевиков, разбирал модели, привезённые из-за рубежа. Накопив нужные знания, Алексей Владимирович в конце 1990-х гг. начал делать ножи профессионально (сам он называл и 1997, и 1999 гг.).

Один из ранних ножей

Многое Шокурову дало знакомство с выехавшим из Таджикистана мастером Пампухой. Когда идеи Шокурова объединились со знаниями Пампухи, началось плодотворное сотрудничество. Например, в 2003 году обоих мастеров можно было отыскать у их общего стенда на августовской выставке «Рыболовный и охотничий рай». Сам Шокуров вспоминал, что выезжать на выставки он со своими ножами начал в 2000 году. По отчётам найферов того периода видно, что во время посещения экспозиции стенд Шокурова они старались не пропустить и хоть немного рассказать о его новых моделях.

Модель «М0501»

Но одно дело – участвовать в выставках, и совсем другое – побеждать на них, увозя престижные награды. Вскоре выезд на выставки дал свои плоды. В номинации складных ножей на весеннем «Клинке» 2004 года победила модель «М0403» (Shokuroff-0403). А уже осенью «М0401» (Shokuroff М0401) с фиксированным клинком праздновала победу в номинации «Разделочные ножи». В той же номинации завоевала первое место модель «М0503» с клинком из дамасской стали в японском стиле. И эти победы оказались только началом большого пути, который привёл ножи Shokuroff к высочайшему уровню. Многие найферы на просьбу выбрать лучшего ножедела России относительно складных ножей называют именно Алексея Шокурова.

Сигарный нож

На первых порах клинки создавались из нержавеющей стали марок 95Х18 и 110Х18, из дамасской стали в 420-480 слоёв, а также из волновой стали (название ряда сталей, прошедших специальную термомеханическую обработку, после которой на поверхности получается узор). Однако вскоре список марок стали существенно расширился. Ещё в ранние годы работы своей компании Алексей Владимирович сформулировал шесть принципов долгосрочной стратегии, которая должна привести его дело к успеху:

  • чётко определённый вектор развития, заключающийся в создании удобных, надёжных, практичных, функциональных ножей серийного выпуска с качественной сборкой;
  • планомерное переоснащение производства;
  • строгий подбор материала для клинков и рукоятей, чтобы всегда выдерживался уровень Shokuroff;
  • коллектив не просто работает, а увлечён этим делом;
  • работа с мнением потребителя и следование мировым ножевым тенденциям;
  • отстаивание своей позиции на ножевом рынке.
Нож «Я не бритва»

Откуда Шокуров берёт идеи? Сам он говорит, что важным источником вдохновения для него остаются альбомы с антикварными этническими ножами. Однако, невзирая на отличные ножи с фиксированным клинком, главная страсть Шокурова – складные модели. Хотя ежегодно проектируется десяток, а то и полтора новых моделей, до серийного производства добирается одна или две. Но зато эта пара соединяет в себе отточенный механизм до доведённым до совершенства дизайном. Правда, к огорчению многих ножеманов, новинки постепенно вытесняют из каталога старые модели.

Шейный нож-украшение

Наряду с ножами привычного размера Шокурову интересны ножи-малютки. Специально под их разработку закрутился проект «Ножевая миниатюра», начавшись с ножа-подвески «Всевидящее око» в виде глаза. Кроме самостоятельных моделей в этом проекте будут появляться и небольшие копии зарекомендовавших себя ножей Shokuroff. К 17-летию деятельности модельный ряд Алексея Шокурова увеличился до трёх десятков серийных ножей. Кроме того, мастер изобрёл и запатентовал оригинальный замок Shock-Lock для складных моделей. Новые модели Шокурова производят фурор на выставках, а образцы прежних лет расходятся по коллекциям. И владельцы ножевых экспозиций очень гордятся этими приобретениями.

Ножи-малютки в сравнении с монетой 50 копеек

Примеры ножей Алексея Шокурова (Shokuroff)

О ножах Шокурова можно написать полноценную книгу. Сколько бы мы ни взяли ножей для обзора, огромное количество заслуживающих внимания моделей всё равно останутся за его бортом. Поэтому мы решили ограничиться всего двумя позициями, а полюбоваться на сокровищницу ножевых идей можно на официальном сайте Алексея Владимировича

Модель «М0403»

На рынке этот городской нож среднего размера появился в середине 2000-х гг. Тогда большинство складных ножей производства России выглядели образчиками гаражного производства. Но «М0403» можно было смело положить в ряд с западными образцами, и нож Шокурова выглядел бы там ничуть не менее эффектно, чем любой другой из заграничных аналогов. Клинок длиной 86 мм получен из стали 95X81, доведённой до твёрдости 56-57 HRC. Для рукояти взяли технический титан ВТ1.9, примеси в котором повышают степень прочности в сравнении с чистым металлом. Внутри спрятан замок Liner-Lock с дополнительным фиксатором системы LAWKS, а снаружи одну из сторон рукояти украшает клипса. Весит «М0403» 102 грамма.

Нож-коготь

По легенде этот цельнометаллический нож Шокуров сделал в конце 1990-х гг. по индивидуальному заказу. Клиент хотел порадовать жену изящным необычным аксессуаром, выполнявшим роль ножа, который можно всегда держать при себе. Выполнив заказ, мастер решил не останавливаться на единственном экземпляре. В процессе производства модель менялась к лучшему: появилось отверстие, а для хранения разработали ножны из кайдекса. Однако внимание широкой публики нож привлёк, став элементом других привычных предметов. Он представал дополнение к ремню или частью кошелька, но наивысшую любовь заработал вместе с зажимом для банкнот, к которому через несколько лет добавились и кармашки для пластиковых карт. Нож-коготь длиной 6 см размещается на внешней стороне зажима для банкнот, внутри кошелька или в брелоке-ножнах, а крепится защёлкивающейся кнопкой. Его клинок сделан из стали 65Х13, закалённой до 58 HRC. Вес «коготка» почти незаметен – всего 11 грамм.

Клеймо ножей Алексея Шокурова (Shokuroff)

Товарные знаки

Логотип Алексея Шокурова тоже претерпевал изменения, но не замещаясь, а дополняясь. В качестве основной эмблемы были выбраны буквы «А» и «Ш», вместе составляющие круг. Но после захотелось более узнаваемой эмблемы. Так появился логотип Shokuroff, где две последние буквы изображают ножи. Сейчас на сайте и рекламных материалах эти две эмблемы объединены.

Клеймо Shokuroff (слева), клеймо «АШ» (в центре), подпись гравировкой (справа)

Они же используются и в клейме. Ранние модели – это клеймо «АШ». Актуальное (на момент создания обзора) – Shokuroff. Но это не означает, что раннее клеймо прекратили использовать. Его продолжают ставить на миниатюрные ножи (например, тот же нож-коготь). Впрочем, ножи Шокурова первых лет – это часто настоящее расследование, так как подпись мастера бывает спрятана от посторонних глаз. Например, на показанном выше образце подпись сделана гравировкой на внутренней поверхности металлической плашки.