В российскую детскую литературу компания JVC навечно вписана благодаря Владиславу Петровичу Крапивину. В последней части его трилогии «Острова и капитаны» аудиокассета JVC играет важнейшую роль, так как вокруг якобы записанного на её ленту разговора и крутится большая часть сюжета. Но, конечно же, JVC известна не только этой кассетой. За столетие её деятельности инженеры и конструкторы компании изменили мир, внедрив в него технологические новинки, одни из которых кажутся нам привычными, а вторые уже успели уйти в историю.

Портативный блок питания JVC

Основные исторические вехи бренда JVC

Стартовая точка – 13 сентября 1927 года, день основания Japan Victor Gramophone Co., Ltd со стартовым капиталом в два миллиона иен, как японское подразделение американской фирмы Victor Talking Machine Company. От американской метрополии новой компании достался и логотип с Ниппером (собакой, слушающей по граммофону голос умершего хозяина). Всё то, чем занималась Victor Talking Machine, далее реорганизованная в RCA, внедрялось, производилось и продавалось в Японии. Но в конце 1930-х гг. Япония вошла в гитлеровскую коалицию, из-за чего в 1938 году RCA вывела капиталы, а через пять лет полностью разорвала официальные связи с японским филиалом (неофициально обе компании продолжали обмениваться разработками). Поэтому названием японской компании с 1943 года стало «Nippon Onkyo Co., Ltd», а в 1945 году оно сменилось на «Victor Company of Japan».

Фасад самого первого завода JVC (сейчас демонтирован)

Несмотря на крайне тяжёлое положение дел в послевоенной Японии, Victor Company of Japan стала одной из компаний, которой удалось быстро восстановиться и постоянно наращивать объёмы производства. Прорыву содействовало мощное конструкторское бюро, которому удавалось обеспечить серийный выпуск всяческих новинок. Например, в 1951 году компания выпустила на рынок первый японский магнитофон. Росту прибыли содействовал звукозаписывающий бизнес, который начал бурное развитие с 1953 года. Тем не менее, в 1954 году руководству приходится идти на сотрудничество с фирмой Matsushita Electric Industrial.

JVC 3100R Video Capsule Television (слева) и телевизор JVC Videosphere в форме космического шлема (справа)

Компания продолжала лидировать, открывая рынку всё новую аппаратуру, которую конкуренты предложить на тот момент не могли. В 1957 году начались продажи музыки в формате «стерео». Год спустя компания выпускает собственный стереопроигрыватель системы 45/45 и вскоре осваивает выпуск стереопластинок. А на следующий год разработан первый в мире видеомагнитофон с двумя головками. В этом же 1959 году руководство понимает, что отсутствие собственной торговой марки не даёт компании выйти с новинками на перспективные рынки Европы и Америки. Сократив «Japan Victor Company» (название в прямом переводе) до JVC, компания получила бренд, с которым обретёт всемирную известность. Возможность зарубежных поставок оказалась как нельзя кстати. Ведь в 1960 году JVC производит свой первый цветной телевизор. Пройдёт 10 лет, и её четырёхканальному стереопроигрывателю вручат премию Японского общества инженеров-механиков.

Видеомагнитофон HR-3300

В 1976 году JVC выводит на рынок видеомагнитофон HR-3300 – первый аппарат формата VHS. Это тем более удивительно, что Matsushita, принимающая главные решения в совместной деятельности, на тот момент планировала сотрудничать с Sony по продвижению формата Betamax. В жесточайшей войне форматов VHS выстоял и победил. В следующем году JVC освоила выпуск магнитол (на то время ещё монофонических). Ещё через год JVC снова удивила меломанов, представив KD-A6 – первую деку для кассет с рабочим слоем из чистых металлов Type IV (IEC IV).

Деки KD-A5, KD-A6 и KD-A8

Считая себя ответственной за формат VHS, компания не жалела сил для его развития. Благодаря этому в 1983 году значительно улучшено качество звука при записи (формат VHS Hi-Fi), через год начались продажи небольшой видеокамеры GR-C1 с кассетами формата VHS-C, а в 1987 году появляется профессиональный формат S-VHS и его поддерживающий видеомагнитофон HR-S7000. Новую жизнь VHS могла подарить модификация D-VHS, но магнитные носители уже уступали место оптическим. В XXI веке JVC прославилась первой в мире цифровой видеокамерой высокого разрешения для потребительского рынка, телевизором с обратной проекцией D-ILA, динамиком с деревянным диффузором и видеокамерой с записью на жёсткий диск. В 2007 году оформляется деловой альянс с Kenwood, который в октябре 2008 года приводит к образованию компании JVC Kenwood Holdings Co., Ltd. С этого момента начинается история нового бренда.

Аудиокассеты Victor / JVC

Магнитофонная кассета Victor C-60S (1973 г.)

На рынок компакт-кассет Victor вышла в конце 1960-х гг. В 1973 году компания представила линейку кассет Low Noise с различным цветом в зависимости от длительности (красный – 60 минут, зелёный – 90 минут и синий – 120 минут). На тот момент пластиковый футляр дополнительно упаковывали в картонную коробочку, у которой тоже было своё оформление.

Магнитофонная кассета JVC F1-90 (1983 г.)

Под торговой маркой JVC аудиокассеты появились в 1979 году. Линейки обновлялись в 1983 и 1988 гг. Советским меломанам наиболее знакома 90-минутная кассета JVC F1, массово продававшаяся в магазинах по девять рублей. За цвет оформления она заслужила прозвище «горчичник». В нераспечатанном виде такая кассета сейчас предлагается за несколько тысяч рублей.

Магнитофонная кассета JVC ME PRO II (1983 г.)

Советские владельцы JVC F1/90 считали, что эта кассета дизайном не блещет. Однако это массовая и самая дешёвая кассета линейки 1983 года. Если бы меломаны тогда увидели всю линейку (и особенно венчавшую её модель четвёртого типа ME PRO II), то мнение о дизайнерах, вероятно, тут же изменилось бы в лучшую сторону.

Магнитофонная кассета JVC AF-II

Минимализм в оформлении сопутствовал последней линейке аудиокассет JVC, выходившей в первой половине 1990-х гг. Она включает две модели первого типа (G-I и AF-I) и две второго (AF-II и AF-II-S). Далее компания решила не тратить время на агрессивное продвижение магнитных аудионосителей на внешнем рынке.

Магнитофонная кассета JVC RZ-120

А вот на внутреннем рынке Японии под брендом Victor дизайн аудиокассет обновлялся до 2000 года включительно. Завершающей стала линейка RZ с кассетами длительностью 90 и 120 минут.

Видеокассеты JVC / Victor

Ранний выпуск видеокассет JVC Е-30

Поддерживать собственный формат видеокассет JVC приходилось активно. Поэтому первые видеокассеты VHS с торговой маркой JVC появились вскоре после того, как в продажу поступил аппарат, способный с ними работать. Выше одна из первых VHS-кассет JVC. Примерно такой же дизайн (только с меньшим количеством белых полосок) имел чёрный футляр советских видеокассет ВК.

JVC DYNAREC Titanium Oxide HG Hi-Fi E-180HG (1986 г.)

Один из самых скромных дизайнов кассет JVC. А ведь перед нами не просто какая-нибудь массовая Е-180HR, а E-180HG Hi-Fi (то есть лента с улучшенным покрытием для оптимального качества записи звука). Но надо заметить, что компания с 1982 года постоянно была официальным спонсором чемпионата мира по футболу, поэтому в оформлении использовали эмблему чемпионата или его талисман, что заметно оживляло футляр видеокассеты.

Видеокассета JVC DF300 (D-VHS)

Цифровой формат видеозаписи D-VHS был представлен JVC в конце 1997 года. Лента кассеты D-VHS – это улучшенная версия ленты S-VHS, использовавшейся для профессиональной аналоговой записи. Разработке прочили в очередной раз изменить мир, продолжив использовать кассеты, основанные на формате VHS. Но не получилось, хотя до появления BD-рекордеров это был единственный носитель, способный записывать в цифровом формате с качеством изображения высокой четкости.

Видеокассета Victor EX Hi-Fi Т-160 FZ

На внутреннем рынке Японии компания продавала видеокассеты под маркой Victor. Их длительность обозначена для записи в системе NTSC (при записи в системе PAL на ту же кассету аппарат позволит записать не 160 минут, а почти четыре часа).

Эволюция торговой марки JVC / Victor

Торговые марки по годам

Торговая марка Victor могла быть использована только внутри Японии, поэтому на экспорт вся продукция поставлялась под товарным знаком JVC. Но компания и для жителей своей страны решила сделать бренд узнаваемым, с 1981 года практикуя двойное написание на ряде продукции. С 2011 года три буквы JVC начали указывать для японских покупателей и без добавления торговой марки Victor. В последние годы в теле- и радиопередачах название компании объявляют, как «Нихон Виктор». 1 апреля 2022 года в логотип бренда Victor в честь 95-летия Japan Victor Gramophone внесли незначительные изменения, сделав шрифт более тонким. У новой компании JVCKENWOOD есть своя торговая марка.

Аудиокассета JVC С-90 NIVICO

До 1980-х гг. для зарубежных рынков также применялась торговая марка «NIVICO». Её имя образовано по первым двум буквам каждого слова из названия Nippon Victor Company.