История денежных знаков всегда связана с историей конкретной территории или страны. Не стали исключением и «керенки» - бумажные денежные знаки, неизменно вызывающие ассоциации с революционными событиями 1917 года.

Зима 1917 года выдалась в России суровой. На февраль пришлась вторая по счету революция, слом государственной власти. Россия перестала быть империей, монархия окончательно пала, а следом и все государственное устройство претерпело кардинальные изменения.

«Денежный вопрос» встал одним из первых. Первый состав Временного правительства под управлением премьер-министра князя Г.Е. Львова успел выпустить 1000-рублевые купюры, а во время смены кабинетов появилась банкнота номиналом в 250 рублей, выпуск обоих номиналов осуществлялся по всем правилам «денежной» полиграфии государственных кредитных билетов.

Требования смутного времени

К лету стало понятно, что выпускать банкноты достоинством в 1000 и 250 рублей в связи с быстрой инфляцией по техническим причинам в достаточно количестве невозможно – не хватает бумаги нужного качества, а также разных необходимых для выпуска материалов. Поддерживать на прежнем уровне производство денег в условиях общей разрухи и хаоса не получается, и временное правительство уже под руководством Александра Федоровича Керенского принимает решение выпустить новые казначейские знаки достоинством 20 и 40 рублей. Задумывались они как единицы денежного обращения переходного периода, были просты в исполнении, а в итоге история их существования имела продолжение – вплоть до сентября 1922 года.

Банкноты достоинством 20 и 40 рублейБанкноты достоинством 20 и 40 рублей

«Керенки» просуществовали намного дольше, чем само временное правительство Керенского.

Новым денежным единицам – новый символ власти

Вернемся на шаг назад. 21 марта 1917 года был утвержден новый герб страны, не отходящий от прежних традиций, но со значительными изменениями. Корона, скипетр, держава - все знаки царской власти отныне упраздняются. Разработать эскиз рисунка двуглавого орла без короны и с опущенными крыльями было поручено известному художнику и иллюстратору Ивану Яковлевичу Билибину.

На эмблеме можно заметить характерный для художника орнамент. Это изображение и размещают на банкнотах номиналом в 250, 40 и 20 рублей, но уже без узнаваемого орнамента. Получившийся результат Билибин передал Экспедиции заготовления государственных бумаг. Кстати, второй вариант этого эскиза использовали при создании эмблемы банка России 55 лет спустя - в 1992 году.

Рисунок орла авторства БилибинаРисунок орла авторства Билибина

Сниженная система защиты. Откуда растут ноги у подделок

Для печатания новых банкнот в условиях революционной ситуации использовались клише консульских марок достоинством в 10 рублей, которые в царской России применялись для оплаты консульской пошлины. Это вынужденное в тех условиях решение имело свои последствия – марки были плохо защищены от подделок. На них, к тому же, не было ни номера серии, ни даты выпуска, ни подписи сотрудника министерства финансов.

7 августа 1917 года Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) получает от Госбанка уведомление, где перечисляются вступающие в силу изменения:

  • надпись «консульская пошлина» на лицевой стороне вверху должна быть заменена словами «казначейский знак»;
  • государственный герб нового образца - двуглавый орел, лишенный короны, а внизу под гербом вместо букв «М.И.Д.» (Министерство иностранных дел) размещается надпись «обязателен к обращению наравне с кредитными билетами»;
  • с оборотной стороны на цветной сетке обязательны к напечатанию текст «подделка преследуется законом», а также цифра, соответствующая достоинству знака.

22 августа Правительство принимает специальное постановление о выпуске новых денежных знаков, и 1 сентября утверждаются их образцы. Официальное объявление о выпуске «керенок» в средствах массовой информации опоздало почти на месяц – оно появилось в газете «Вестник Временного правительства» только 15 сентября 1917 года.

Гиперинфляция и решения на местах

«Керенки» печатались по 40 штук в листе на белой бумаге с водяными знаками и разрезались уже в ходе денежного обращения, поэтому часто в руки коллекционеров попадают купюры с поврежденными краями. В моменты пика инфляции граждане страны носили с собой целые рулоны этих денежных знаков, и расплачивались, не разрезая их.

Вскоре власти на местах стали печатать свои «керенки», не имея для этого необходимых клише. Граверы изготавливали клише кустарным способом. Такие банкноты сильно отличаются от первоначальных образцов.

Пример банкноты, изготовленной кустарным способом

Также есть информация о том, что печатные станки использовались для выпуска новых банкнот и в условиях военных операций. Качество самого отпечатка и бумаги весьма разнится, и вдумчивый коллекционер, имея на руках несколько различных образцов «керенок», сможет определить, в каких условиях была произведена та или иная купюра. Отличить поддельные «керенки» от настоящих в условиях такого разброса внешнего вида весьма проблематично. Фальшивая «керенка» теперь тоже в почете и ценится коллекционерами.

Пример банкноты, изготовленной кустарным способом

Имеется только один официально подтвержденный факт подделки от 1918 года: в Туркестане газетное объявление уведомляло о появлении в обороте «керенок» с двумя лицевыми сторонами. Видимо, у изготовителей нашлось клише только одной стороны. Еще один прецедент был раскрыт в Пскове в 1919 году: при захвате города красными в штабе атамана Булак-Балаховича обнаружилось большое количество отпечатанных с лицевой стороны «керенок», оборотную часть тиража закончить не успели.

Керенки Булак-Балаховича

Также для коллекционеров представляет интерес полный печатный лист в 40 штук. После обесценивания граждане использовали их как обои, поэтому сейчас обнаружить неразрезанный лист без дефектов большая удача.