Государственный заём – это форма кредитных отношений, когда кредитором или заёмщиком выступает государство. Традиционно государственные займы имеют денежное выражение, однако в чрезвычайных условиях, например, при резком обесценивании денег, применяются натуральные, погашаемые продуктами займы. Основной причиной государственного заимствования денежных средств является дефицит государственного бюджета. Социальное содержание госзайма, как одной из форм привлечения дополнительных денежных средств на покрытие расходов государственного бюджета определяется природой и функциями того или иного государства, а также сутью социально-политического режима.

По месту размещения госзаймы различаются на внутренние, в национальной валюте, и внешние, которые могут исчисляться как в национальной, так и в иностранной валюте.

По срокам погашения государственные займы подразделяются на краткосрочные, погашаемые в течение одного года, среднесрочные, погашаемые в срок от одного года до пяти лет и долгосрочные госзаймы, у которых срок погашения свыше пяти лет.

По видам доходности выделяются: процентные и выигрышные государственные займы. Держатели процентных займов (кредиторы) получают доход по фиксированным процентным ставкам. Доход по выигрышным займам выплачивается только в случае выхода облигаций в тиражи погашения.

С понятием «государственный заём» непосредственно связаны понятия «государственный долг» и «государственная облигация».

Государственный долг - это общая сумма задолженности государства перед кредиторами. Внутренний госдолг – это задолженность перед внутренними кредиторами (банками или частными лицами внутри страны), а внешний – задолженность перед иностранными кредиторами (частными лицами, банками или органами власти другого государства). Государственный долг следует отличать от годового дефицита государственного бюджета, который является переменной величиной и разницей между государственными доходами и расходами за один год. Госдолг – это накопление всех предыдущих дефицитов. При этом правительство обычно обязано выплачивать проценты по госдолгу.

Заём необходимых денежных средств у собственного населения, коммерческого банка или иностранного государства происходит, как правило, путем выпуска определенного количества облигаций.

Государственные (суверенные) облигации - это инструмент задолженности, ценная бумага, выпущенная национальным правительством с целью получения денежных средств для покрытия государственных расходов. Как правило, размещение облигаций сопровождается обязательствами государства по периодическим выплатам процентов, которые называются купонными выплатами, и по выплате номинальной стоимости облигации в дату погашения. Например, держатель облигации инвестирует 20 000 рублей (так называемая номинальная стоимость) в 10-летнюю государственную облигацию с 10% годовым купоном; правительство будет ежегодно выплачивать держателю облигации 10% от 20 000 рублей. В срок погашения правительство вернет первоначальные 20 000 рублей. Государственные облигации номинируются в национальной или иностранной валюте (это касается, в первую очередь, тех случаев, когда кредиторами выступают иностранные государства, банки или частные лица). Страны с нестабильной валютой, как правило, номинируют свои облигации в твердой валюте страны с более стабильной экономикой. Невыплата процентных ставок по госзаймам может привести к дефолту. Первый документально подтвержденный дефолт по кредитам объявил в 1347 году английский король Эдуард III.

Все облигации несут риск дефолта. В настоящее время авторитетные международные рейтинговые агентства периодически предоставляют рейтинги облигаций каждой страны мира. Держатели, как правило, требуют более высокой процентной ставки от рискованных облигаций. Например, в 2016 году 10-летние облигации, выпущенные правительством Канады, предлагали доходность в 1,34%, а 10-летние государственные облигации, выпущенные тогда же правительством Бразилии, имели ставку в размере 12,84%.

Эволюция государственных заимствований была очень медленной. Широкое использование кредитов государствами стало возможным только после того, когда правитель стал дифференцирован от государства, а государство было отделено от конкретного лица суверена. До этого государственные займы были принудительными ссудами или личными заимствованиями государя-суверена под свое имя. Для возникновения традиции государственных займов был необходим еще ряд немаловажных факторов - наличие стабильного источника доходов для изыскания денежных средств для погашения займов, существование развитой денежной системы и организованного денежного рынка. Государственные займы в их современной форме впервые появились в средневековых Генуе, Венеции и Флоренции, когда власти этих городов-республик брали ссуды у недавно созданных коммерческих банков. В XV-XVI веках немецкие банковские дома Фуггеров и Вельсеров ссужали огромные суммы европейским государям. Адам Смит отмечал в своей книге «О богатстве народов» тот факт, что первые государственные займы появились как форма покрытия чрезвычайных военных расходов. Правительства обращались к внешним государственным займам для того, чтобы не вызывать народное недовольство повышением налогов.

В банке Генуи, миниатюра рукописи XIV века

Первые официальные государственные облигации были выпущены по распоряжению английского короля Вильгельма Оранского Банком Англии в 1694 году для финансирования войны с Францией (война Аугсбургской лиги 1688-1697 гг.). Позже практически все правительства Европы начали следовать этой традиции и выпускать облигации без четко установленного срока погашения для финансирования войн и других государственных расходов. В ХХ веке выпуск бессрочных облигаций прекратился и в настоящее время все правительства выпускают только срочные облигации.

Краткий экскурс в историю государственных займов царской России

Московские государи XVI-XVII вв. нередко прибегали к прямым займам денег у крупных монастырей (например, у Троице-Сергиева или Кирилло-Белозерского), а также у богатейших купеческих семей. В 1613 году царь Михаил Романов был вынужден взять большую ссуду у купцов Строгановых в связи с опустошением казны поляками. Первые неудачные попытки внешних государственных заимствований у Англии и Голландии также относятся ко времени царя Михаила Федоровича. Однако впоследствии российские правительственные госзаймы стали весьма успешными и, например, к 1880-м годам из 750-миллионного государственного бюджета России 200 миллионов рублей ежегодно расходовалось на выплаты по государственным долгам, а общая сумма долга превысила 5,5 млрд рублей. Как же накопился такой огромный долг? Это началось столетием ранее при императрице Екатерине II. В 1768 году грянула очередная русско-турецкая война. Для покрытия чрезвычайных военных расходов были на 20% повышены подати, а в 1769 году введены бумажные деньги – ассигнации, которые также можно считать формой внутреннего государственного займа. Начало внешним государственным заимствованиям России положил заём 1769 года. Россия нуждалась в крупных суммах для покрытия издержек по содержанию флота против турок в Средиземном море и для поддержки влияния в Речи Посполитой. В марте 1769 года генерал-прокурор А.А. Вяземский предложил сделать внешний заём на несколько миллионов рублей. Проект Вяземского получил высочайшее одобрение, и 2 апреля 1769 года последовал указ Екатерины II, положивший начало первому внешнему госзайму России. В Голландии были размещены четыре 5-процентные облигации на сумму в 500 000 гульденов каждая. Затем последовал выпуск дополнительных облигаций. Однако вместо обещанных голландскими посредниками (банкирами де Смет) и послом в Гааге графом Мусиным-Пушкиным 7,5 млн гульденов удалось разместить облигаций лишь на 4 млн гульденов сроком на 10 лет. Заём 1769 года стал образцом для заключения договоров по внешним займам России вплоть до 1917 года.

К концу богатого на события царствования Екатерины II внешний долг России составлял уже 41,4 млн рублей, внутренний – 82,4 млн рублей, а беспроцентный долг в ассигнациях – 156,6 млн рублей. А мешки с контрибуцией, обильно политые русской кровью, получаемые Россией от побежденных стран, шли не в Петербург, а напрямую в Гаагу и прочие европейские столицы, ссужавшие Россию деньгами.

Внешние государственные займы царской России стали регулярными. И заключались они зачастую в иностранной валюте: голландский заем 1815 года был предоставлен в голландских гульденах, первый англо-голландский заем 1864 года – в английских фунтах стерлингов, 4-процентные внешние займы 1840, 1842, 1843, 1844, 1847 гг. – в русских рублях, заем 1906 г. – во французских франках и т.д.

250 рублей ассигнациями, заёмный билет Государственного казначейства 1831 года с доходностью 4,32% годовых

Впервые в России государственные 6-процентные облигации – «заёмные из казначейства билеты» - были выпущены в 1809 году сроком на 5 лет по указу Александра I, поддержавшего инициативу М.М. Сперанского. В то время финансы были расстроены резко возросшими расходами на одновременное участие России в нескольких крупных военных конфликтах – с Персией (1804-1813 гг.), Францией (1805-1807 гг.), Османской империей (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Кроме того, на государственной казне России тяжело сказывались условия Тильзитского мира 1807 года с Наполеоном. Уже в 1810 году правительство объявило «Об открытии срочного внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты государственных долгов». В рамках этого займа были выпущены 6-процентные облигации сроком на 7 лет на огромную по тем временам сумму – 100 миллионов рублей ассигнациями. Таким образом, с начала XIX века внутренние займы в Российской империи стали регулярными.

5,5-процентные облигации государственного военного займа 1916 года, Российская империя

По расчетам историков-экономистов между 1769 и 1914 годами царское правительство заняло за границей и внутри России приблизительно 15 млрд. рублей, из которых в течение того же периода было погашено около 40%. При этом 2/3 всей задолженности приходилось на займы периода 1887-1902 гг., займы до 1887 года составляли около 6%, а займы в предвоенное десятилетие с 1903 по 1913 год – около четверти всей суммы долга. Основными кредиторами царского правительства были Франция, Бельгия и Великобритания. Во Франции, где российские облигации были особенно популярны перед Первой мировой войной, даже предлагались специальные условия их приобретения для молодоженов и детей. Доходность таких облигаций составляла 10 и даже 14% годовых.

В 1914 году государственный долг России составлял 8,81 млрд рублей с ежегодным платежом в 402 млн рублей. 48% от общей суммы госдолга составлял внешний долг по государственным займам Российской империи. Россия была мировым лидером по размеру внешних долгов и сумме выплат по государственному долгу.

Советские государственные займы

С огромным внешним долгом Российской империи удалось справиться лишь большевистскому правительству. 21 января (3 февраля) 1918 года был принят декрет ВЦИК «Об аннулировании государственных займов», в котором, в частности говорилось: «все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии…аннулируются с 1 декабря 1917 года».

Находясь в экономической и политической изоляции со стороны ведущих мировых держав, Советская Россия (РСФСР), а затем и Советский Союз были вынуждены прибегать к внутренним займам. Первый советский государственный заём в натуральном виде состоялся 20 мая 1922 года на 10 млн пудов ржи сроком на 8 месяцев.

5 пудов ржи, облигация краткосрочного внутреннего государственного займа 1923 года, СССР5 пудов ржи, облигация краткосрочного внутреннего государственного займа 1923 года, СССР

В 1923 году были выпущены еще два натуральных госзайма – хлебный и сахарный (беспроигрышный). Первый советский денежный заём датируется 31 октября 1922 года на 100 млн рублей золотом сроком на 10 лет. Выпускались крестьянские выигрышные займы. В СССР была применена новая форма размещения госзайма – подписка на заём среди трудящихся с предоставлением рассрочки платежей: заём индустриализации (три выпуска), заём «пятилетка в 4 года», заём укрепления обороны, четыре займа третей пятилетки. Средства от государственных займов шли на развитие промышленности, строительство инфраструктуры, оборону и улучшение жизни советских граждан.

10 рублей, облигация Государственного военного займа 1942 года, СССР 10 рублей, облигация Государственного военного займа 1942 года, СССР

В годы Великой Отечественной войны госзаймы сыграли важную роль в покрытии чрезвычайных военных расходов. Всего было произведено четыре выпуска военных займов. В 1946-1950 годах пять раз выпускались облигации государственного займа, средства от которого направлялись на послевоенное восстановление народного хозяйства. Развитию советской экономики способствовали займы 1951-1957 годов. В довоенный период путем внутреннего заимствования было получено 50 млрд рублей. Военные займы 1941-1945 гг. дали бюджету 76 млрд рублей.

200 рублей, облигация Третьего государственного займа восстановления и развития народного хозяйства 1948 года, СССР200 рублей, облигация Третьего государственного займа восстановления и развития народного хозяйства 1948 года, СССР

В 1946-1958 годах на развитие народного хозяйства было направлено 260 млрд рублей, полученных от внутренних госзаймов. Если в 1927 году число подписавшихся на займы составляло 6 млн человек, то в первом военном займе 1942 года приняли участие уже 60 млн советских граждан.

Агитационный плакат, СССР

После долгого перерыва в 1982 году были выпущены облигации последнего советского государственного выигрышного займа, рассчитанного на 20 лет.

Облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, СССРОблигации государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, СССР

Советское государство прибегало и к внешним заимствованиям. Например, в 1966 году Советский Союз заключил несколько рублевых кредитных договоров на сумму 450 млн для строительства ВАЗа. До 1983 года внешний долг не превышал 5 млрд долларов США (1% ВНП). Резкий скачок количества внешних госзаймов СССР произошел в году горбачёвской перестройки. В 1989 году внешний долг СССР составлял уже 50 млрд долларов США (8% ВНП). В 1989-1991 гг. к этой сумме было добавлено еще более 30 млрд долларов иностранных кредитов.

Государственные займы современной России

1000 рублей, облигация Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, РФ1000 рублей, облигация Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года, РФ

Первым госзаймом Российской Федерации стал внутренний выигрышный заём 1992 года, который фактически реструктурировал государственные обязательства по облигациям 1982 года. С 1995 года Минфин РФ выпускает несколько видов облигаций федерального займа (ОФЗ), доступных инвесторам разного уровня, в том числе и частным лицам.

100000 рублей, облигация государственного сберегательного займа 1995 года (ОФЗ), РФ

Внешний долг в сумме 67,8 млрд. долларов РФ получила в 1991 году как правопреемница СССР. В 1993 году Россия приняла всю сумму советского внешнего долга – 96,6 млрд долларов США взамен от отказа бывших союзных республик от претензий на активы СССР за рубежом. В 2017 году Россия полностью рассчиталась с советскими догами. В 1990-х годах РФ регулярно делала госзаймы у МВФ (всего на сумму более 22 млрд долларов США). Резко сократилось количество внешних займов России после кризиса 2008 года, а особенно после введения в отношении РФ экономических санкций в 2014 году. На 2020 год общий внешний долг РФ, в том числе и по госзаймам, составлял 481 млрд долларов. Общая сумма внешнего государственного долга (долга по государственным займам) России на 1 января 2021 года составляла 56,7 млрд долларов США. При уменьшении внешнего долга растет задолженность РФ по внутренним займам. В 2018 году она составляла более 9 триллионов рублей.