Относительно бумажных денег России в судьбе Петра I решающую роль всегда играли лишь две цифры: «5» и «0». Изменится ли эта тенденция, покажет лишь выпуск новой серии банкнот, на которой, надеемся, найдётся место и тому, кто преобразовал московское царство в блистательную империю. Портреты Петра на банкнотах вобрали в себе те черты внешности государя, которые отмечал ещё французский мемуарист Сен-Симон: «…лицо с высоким лбом и прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные чёрные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый». Посмотрим, что же явилось первоосновой для тех портретов, которые мы сейчас видим на расчётных знаках разных эпох России.

Государственный кредитный билет 50 рублей образца 1866 года

Путь на банкнотах Пётр Первый начинал не с таких уж больших высот. Впервые банкноты с его портретом появились в 1866 году. Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг проводит очередную модернизацию производства, существенно расширившую художественные возможности, которые можно было применить при печати кредитных билетов. Например, металлографская печать, которая приблизила качество печати к гравюрам, рисунок которых соткан из тонких линий. Металлографские розетки как раз впервые применены именно для этого выпуска. Но главной особенностью пришествия металлографской печати стало появление портретов известных русских правителей, начиная от пяти и заканчивая ста рублями. Петру Великому в этот раз достался пятидесятирублёвый номинал. Впрочем, превзошла его только Екатерина Великая, чей портрет отныне закрепился на царских сторублёвках.

50 рублей образца 1866 г.

Билет достоинством 50 рублей печатался на пеньковой бумаге и имел размеры 180 мм в длину и 102 мм в ширину. Над оформлением трудилась целая плеяда художников. Например, над императорскими регалиями работал Г. Скамони. Сам портрет Петра, расположенный в овальной рамке, выполнил художник Чемезов. Основой послужила портретная работа Лапье, выполненная в 1718 году. Эта купюра выпускалась только с датой «1866». Вышла в обращение она 15 октября 1869 года. Дальнейший выпуск запретили из-за того, что появились подделки этого билета весьма высокого качества.

Государственный кредитный билет 500 рублей образца 1898 года

В 1884 году император Александра III издаёт распоряжение разместить в Петергофе памятник Петру Первому. Для производства работ привлекают известного российского скульптора М.М. Антокольского, под руководством которого отлили трёхметровую бронзовую скульптуру Петра I. Государь изображён в момент Полтавской битвы. Он облачён в мундир офицера Преображенского полка. Бронзового императора установили на гранитный постамент на пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы. Этот памятник известен и своими копиями (например, в Центральном военном-морском музее или экземпляр, отлитый Антокольским для Таганрога).

500 рублей образца 1898 г.500 рублей образца 1898 г.

По завершению реформы Витте в России выпустили новые кредитные билеты. На этот раз Петра поместили на купюру самого крупного номинала, который ранее никогда не присутствовал в банкнотном ряду, – 500 рублей. Кредитный билет отпечатан на бумаге бежевого оттенка и имел размеры 275 мм в длину и 128 мм в ширину. За основу чёрно-белого портрета Петра I взят памятник Антокольского. Из-за треугольной шляпы на голове императора портрет прозвали «Пётр в шляпе». На банкноте он выполнен эстампным способом печати.

Государственный кредитный билет 500 рублей образца 1912 года

500 рублей образца 1912 г.500 рублей образца 1912 г.

На смену «Петру в шляпе» приходит «Пётр в латах». Согласно указа № 40118 от 4 августа 1913 года «О замене находящихся в обращении государственных кредитных билетов пятисотрублевого достоинства билетами нового образца» Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг печатает банкноты, которые считаются вершиной её творческих возможностей. Теперь лицевая сторона с портретом больше похожа на образец высокохудожественного гравюрного искусства. За основу портрета на банкноте взята картина Карела де Моора - одного из известнейших портретистов лейденской школы. Впрочем, вернее было бы назвать гравюру Якоба Хоубракена, сделанную с этого портрета. Размер банкноты равен 275 мм по ширине и 127 мм по высоте. Оформление выполнено Рихардом Германовичем Зариньшем, который впоследствии внёс существенный вклад в процесс становления печати отечественных почтовых марок. Даже после отречения Николая II от престола выпуск банкнот продолжился сначала Временным, а потом и советским правительством.

Деньги-марки 1 копейка

«Чем выше взлетишь, тем больнее падать», - смысл народной пословицы Петру I довелось прочувствовать очень скоро, когда с наивысшего номинала российских бумажных денег он переместился на наименьший. После начала Первой мировой войны благополучная эпоха золотого монометаллизма резко оборвалась прекращением обмена бумажных денег на монеты из драгоценных металлов. Золото и серебро мгновенно исчезло из обращения. Одним из способов восполнения нехватки мелкого серебра стал выпуск марок-денег. Но в 1916 году уже стало не хватать и медной монеты.

Марки-деньги (второй выпуск)Марки-деньги (второй выпуск)

Второй выпуск должен был решить данную задачу. Как известно, за основу взяли почтовые марки аналогичного номинала серии, приуроченной к 300-летию дома Романовых. Теперь на картоне отпечатали портреты Петра I (1 копейка), Александра II (2 копейки) и Александра III (3 копейки). Сходство с марками по-прежнему обуславливает перфорация. Только на обороте у «монетозаменителей» вместо клея чёрным шрифтом отпечатано: «Имѣетъ хожденіе наравнѣ съ мѣдной монетой». Использовать эти картинки вместо почтовых марок допускалось, но не рекомендовалось. Чтобы окончательно разграничить марки-деньги и обычные почтовые марки на третьем выпуске портреты Петра I и Александра II изуродовали чёрные цифры надпечаток номинала. Четвёртый выпуск, произведённый Временным правительством, уже не имел на обороте двуглавого орла, но сохранил цифровую надпечатку на ликах государей.

500000 рублей образца 1995 года

В советское время кроме Владимира Ильича Ленина на банкнотах иных портретов не появлялось. У Петра I мог бы возникнуть шанс обозначить себя хотя бы в качестве Медного Всадника, если бы на банкнотах печатали виды значимых городов Советского Союза. Но и казначейские, и банковские билеты располагали только красочным изображением башен Московского кремля. Традицию изображать на бумажных деньгах лишь столицу прервала городская серия 1995 года. Однако Пётр I вернулся вовсе не на фоне панорамы Санкт-Петербурга.

500 000 рублей образца 1995 г.500 000 рублей образца 1995 г.

Здесь величайшему из русских императоров снова достался максимальный в истории современной России номинал – 500000 рублей. Размер купюры – 150×65 мм. Перед нами уже известный нам памятник Антокольского, но не в Петергофе и даже не Таганроге, а в Архангельске. Несмотря на дату «1995», банкнота появилась в обращении лишь 17 марта 1997 года – за несколько месяцев до предстоящей деноминации.

500 рублей образца 1997 года

После деноминации денежные знаки потеряли три нуля, но сохранили оформление и размер. Банкноты с Петром I обрели привычный дореволюционный номинал – 500 рублей. При модификации 2010 года на оборотной стороне купюры вид на Соловки кардинально изменился, но Петра I трансформации не коснулись (разноцветные узоры за его спиной сменились полем со скрытыми муаровыми полосами ещё в 2004 году).

500 рублей образца 1997 г.500 рублей образца 1997 г.

В отличие от Петергофского оригинала архангельский памятник представляет его уменьшенную копию. Однако он выше, так как общая его высота равняется семь с половиной метров. Впервые Пётр побывал в Архангельске летом 1693 года. «Только тот государь обе руки имеет, который обладает и армией, и флотом», - сказал будущий император на берегу Белого моря, сделав северный город оплотом для построения могучей российской флотилии. В Архангельск государь вернулся уже на следующий год, чтобы выйти в Белое море на только что построенных кораблях «Святом Петре» и «Святом Павле». Последний приезд императора в Архангельск пришёлся на 1702 год перед военной кампанией с грозным северным соседом – Швецией. Все три даты зафиксированы на постаменте памятника.

Презентационная продукция «Гознака» с портретом Петра I

В заключении покажем, что Акционерное общество «Гознак» (преемник Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг), обладая современными технологиями, держит художественное оформление своей продукции на должной высоте.

"300-летие Санкт-Петербурга"

Для примера представим пару специальных рекламных билетов (иногда их по ошибке называют «пробные банкноты»), которые предлагаются заказчику в качестве образцов или выпускаются для продажи, как сувениры, демонстрирующие производственные возможности предприятия. Здесь уже цифре «5» места не нашлось, но перед нами и не номинал. Число «300» здесь относится не к валюте Российской Федерации, а к обозначению памятной даты. Это выпуск в честь 300-летнего юбилея северной столицы, выстроенной стараниями Петра Великого.

"300 лет Санкт-Петербургу (Пётр-плотник)"